Соответственно, ответная реакция государства выражается в осуждении лица, виновного в совершении преступления, и назначении ему уголовного наказания - своеобразного средства самозащиты общества против нарушения условий его существования. Являясь по своей сущности разновидностью государственного принуждения, наказание выражается в причинении виновному определенных лишений и ограничений (кары) в целях его исправления, а также предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Кроме этого, государственно-принудительный характер имеют порядок и условия отбывания наказания, а также применения в некоторых из них мер исправительно-трудового воздействия. В правовой форме государственное принуждение выражается в виде ограничений прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к лишению свободы устанавливаются ограничения в свободе передвижения, выбора места жительства и места пребывания, для осужденных к исправительным работам - в свободе выбора труда и т.п.
Следует иметь в виду особенность применяемого к осужденным государственного принуждения, заключающуюся в том, что оно нередко выходит за рамки наказания, порядка и условий его исполнения, а также применения мер исправительно-трудового воздействия. В нормах "позитивного" права, например, гражданского, трудового, брачно-семейного, имеются положения, ограничивающие права и свободы осужденных граждан России.
Необходимо отметить, что в рамках специального правового статуса осужденных происходит не только ограничение общих прав и свобод граждан, но и их конкретизация и дополнение. Конкретизация предполагает собой и детализацию прав, свобод (нередко и обязанностей) граждан в условиях отбывания наказания. При этом конкретизация может выражаться как в уточнении субъекта прав, свобод и обязанностей, так и в детализации их содержания.
Дополнение общих прав и свобод граждан применительно к условиям отбывания наказания происходит за счет регулирования законом специфических отношений, не имеющих аналога в общественной жизни и присущих только условиям наказания того или иного вида.
Следует отметить, что ранее в учебной литературе освещалось правовое
положение осужденных к наказаниям, связанным с исправительно-трудовым
воздействием. Дело в том, что применение в отдельных видах наказания мер
исправительно-трудового воздействия (режимных правил, труда, воспитательной
работы, обучения осужденных) порождает для осужденных дополнительные права,
законные интересы и обязанности (обязанность трудиться, право на оплату
труда осужденных и т.д.). Соответственно осужденный рассматривался как
субъект только исправительно-трудовых отношений. В настоящее время больше
предпосылок для рассмотрения правового положения осужденных в более широком
контексте, а именно как межотраслевого правового института. Во-первых, при
сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все
большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности
осужденных, регулируются нормами государственного, административного,
трудового и иных отраслей права. В качестве таковых следует назвать, к
примеру, нормы, устанавливающие основания приобретения и владения
осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона Российской Федерации "Об
оружии"), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения
свободы. Во-вторых, при исполнении любого наказания осужденный наделяется
специальным правовым статусом, что позволяет рассмотреть правовое положение
осужденных к наказаниям, связанным с мерами исправительно-трудового
воздействия (например, лишение свободы) и не связанным с таковыми
(например, штраф), в качестве единого правового института. Из понимания
правового статуса осужденных как единого правового института исходит
разрабатываемое в настоящее время уголовно-исполнительное законодательство,
закрепляющее общие основы правового статуса осужденных к наказаниям, как
связанным с мерами исправительного воздействия, так и не связанным с
таковыми[3].
По своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, он складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.
С учетом изложенного правовой статус лиц, отбывающих наказание, можно определить как «закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида».[4]
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, В
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
В исправительно-трудовом законодательстве правовое положение лиц, отбывающих наказания, закрепляется двумя путями. Первый - это установление нормативного определения правового положения осужденных. Второй - регламентация конкретных юридических прав, законных интересов и обязанностей осужденных.
Основы правового положения осужденных закреплены в ст. 10 УИК РФ.
Законодатель исходит из необходимости сохранения за осужденными гражданства
государства и правового статуса гражданина Российской Федерации. Это имеет
большое социально-политическое и воспитательное значение, так как
характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций.
Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных определяют
также и общие законы Российской Федерации, которые устанавливают права,
свободы и обязанности для всех граждан государства.
Поскольку речь идет о правовом положении не просто граждан, а тех из них, которые совершили преступления и в связи с этим отбывают уголовное наказание, то в ст. 10 УИК РФ устанавливаются источники ограничений прав и свобод гражданина.
В их числе - законодательство, устанавливающее позитивный статус граждан
Российской Федерации, а именно нормы государственного, административного,
гражданского, жилищного, семейного и иных отраслей законодательства. В
качестве примера следует привести установление в ст.60 Жилищного кодекса
РСФСР ограничения в праве сохранения жилой площади за осужденным к лишению
свободы на срок свыше 6 месяцев, ограничения в избирательных правах
лишенных свободы, предусмотренного в ст. Конституции Российской Федерации и
законах о выборах в соответствующие органы государственной власти;
ограничение в праве осужденных пользоваться оружием, установленное в ст. 13
Закона Российской Федерации "Об оружии" и др.
Ограничения гражданских прав и свобод осужденных могут устанавливаться приговором суда, в частности фиксированный процент удержаний из заработной платы при осуждении к исправительным работам. Кроме того, назначенное приговором суда дополнительное наказание, например, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, может порождать правоограничения для осужденных во время отбывания основного наказания.
Ограничения общегражданских прав и свобод могут вытекать из режима отбывания наказания, установленного уголовно-исполнитёльным законодательством. Для осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, такие ограничения вытекают из порядка и условий отбывания данных наказаний. Фактически указанные источники ограничений гражданских прав и свобод осужденного основываются на действии норм уголовно-исполнительного законодательства, регулирующих режим отбывания наказания (например, установление цензуры корреспонденции и обыска осужденных в местах лишения свободы).
В ст. 10 УИК РФ определяется правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранные граждане - это лица, имеющие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. К числу иностранных граждан по смыслу действующего законодательства о гражданстве относятся также граждане других (кроме
России) стран СНГ. Лицами без гражданства являются физические лица, утратившие гражданство или подданство других государств и постоянно или временно пребывающие на территории России. В данных нормах установлено, что правовое положение указанных лиц определяется законодательством, устанавливающим права и обязанности этих лиц во время их нахождения на территории государства с ограничениями, предусмотренными законодательством для осужденных, а также вытекающими из приговора суда и установленного законом режима или порядка исполнения наказания данного вида. При этом следует иметь в виду то, что на правовое положение иностранных граждан во время пребывания в Российской Федерации влияют международные договоры
России и иностранных государств.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что иностранные граждане и лица без гражданства во время отбывания наказания не являются бесправными по сравнению с осужденными гражданами России. Конституция Российской Федерации и другие российские законы, международные договоры гарантируют иностранным гражданам и лицам без гражданства охрану их жизни и здоровья, чести и достоинства, неприкосновенности личности и жилища, частной жизни, личной и семейной тайны, имущественных, семейных, трудовых прав и иных ценностей.
Закрепление правового положение осужденных в законе необходимо
оценивать с учетом положений Конституции Российской Федерации, которая
существенно изменила требования к источникам ограничений прав и свобод
человека и гражданина. Так, в ст. 55 ч.З Конституции Российской Федерации
закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях
защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и
законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности
государства. Прежде всего следует обратить внимание на конституционное
требование установления ограничений прав и свобод гражданина только
федеральным законом. Это вполне объяснимая позиция, объяснимая тем, что
ограничения прав и свобод человека и гражданина, гарантированные на уровне
Федерации, могут быть ограничены не меньшим по юридической силе
законодательным актом. Что же следует из данного положения для правового
статуса осужденных к уголовному наказанию?
«Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина
подзаконными, в том числе ведомственными нормативными актами. Поэтому в
настоящее время идет пересмотр ведомственных актов с точки зрения
исключения из них ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Необходимые из них следует предусмотреть в законе.