Федерации. В соответствии с положениями ст.71 Конституции РФ уголовно- исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции
Российской Федерации. Данное положение является гарантией единства подхода государства к обеспечению прав и свобод гражданина в условиях отбывания наказания. Одновременно это гарантия соблюдения заключенных Россией международных договоров и других актов по обращению с правонарушителями.
В-третьих, ограничения могут устанавливаться по строго определенным основаниям. Это - защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других, лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кстати, эти основания предусмотрены в ряде международных актов ООН применительно к ограничению отдельных гражданских прав. Используются они и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод»[5].
В Конституции Российской Федерации впервые закреплен принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В качестве средства обеспечения прав и свобод человека и гражданина названо правосудие.
Фактически речь идет о приоритете конституционных прав и свобод человека и гражданина перед положениями действующего законодательства и правоприменительной практикой. Обеспечить этот приоритет должны судебные органы. Например, Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из принципа непосредственного действия конституционных норм своим постановлением от 16 октября 1995 года признал неконституционными положения
„ ст. 124 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" в части приостановления выплаты трудовых пенсий во время лишения пенсионера свободы по приговору суда. Таким образом, стало возможным определение правового положения гражданина, отбывающего наказание, с помощью судебного прецедента. Такая практика будет расширяться, тем более, что концепция судебной реформы Российской Федерации допускает создание пенитенциарных судов. Решения пенитенциарных судов, пройдя всю процедуру кассационной и надзорной проверки, могут существенно поправить практику исполнения наказания, особенно осуществляемую на основе подзаконных и ведомственных актов.
Закрепление прав, свобод и обязанностей осужденных осуществляется действующим уголовно-исполнительным законодательством в основном в виде установления норм, регулирующих режим (порядок) отбывания и исполнения наказания, а также в отдельных наказаниях - применение мер исправительно- трудового воздействия. Вместе с тем имеются нормы, непосредственно посвященные обеспечению прав и свобод гражданина, например, ст. 14 УИК РФ, гарантирующая обеспечение свободы совести осужденных, ст. 13 УИК РФ, гарантирующая право осужденных на личную безопасность. С развитием действующего уголовно-исполнительного законодательства количество таких норм будет возрастать
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ
В содержание правового статуса лиц, отбывающих наказания, входят права, законные интересы и обязанности осужденных. Они возникают и реализуются в рамках, как правило, уголовно-исполнительных правоотношений. Но не ограничиваются ими. Как мы указывали ранее, права, законные интересы и обязанности осужденных могут возникать в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.
Права, законные интересы и обязанности осужденных представляют собой самостоятельные элементы содержания правового статуса, которые могут быть охарактеризованы с точки зрения их социального назначения, сущности и содержания.
«Социально-политическое значение прав осужденных заключается в укреплении режима законности при исполнении наказания, поскольку мера свободы осужденного в свою очередь означает меру несвободы государства по отношению к нему, придерживаться которой - важнейшая обязанность его представителей, в данном случае - персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Права осужденных, гарантированные материально, политически, идеологически и организационно, способствуют развитию личности осужденного, а в конечном итоге - его исправлению. Права осужденных, провозглашаемые лишь "на бумаге", углубляют существующий антагонизм между обществом и осужденным, существенно отдаляют выполнение поставленных перед наказанием целей.
Сущность прав осужденного заключается в предоставлении управомоченному
лицу возможности определенного поведения или пользования социальными
благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень
притязания осужденного на закрепленное правом поведение и блага
определяются содержанием субъективного права, включающим в себя: во-первых,
возможность свободного в рамках предоставленного правом поведения
осужденного, пользования социальными благами (питанием, вещевым
довольствием); во-вторых, возможность требовать исполнения
корреспондирующих данному праву юридических обязанностей персонала
учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-
исполнительных и иных правоотношений; в-третьих, возможность прибегнуть в
необходимых случаях к защите своего субъективного права»[6]. В ст. 45
Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав
и свобод гражданина. Исходя из указанного принципа, защита прав осужденных
обеспечивается с помощью прокурорского надзора, судебного, ведомственного,
общественного и иных видов контроля.
Исходя из изложенного, «субъективное право осужденного можно определить как закрепленную законом и гарантируемую государством реальную возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемую юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняющих наказания, других субъектов возникающих правонарушений.
В качестве одного из элементов правового статуса лиц, отбывающих наказание, впервые в учебной литературе рассматриваются законные интересы осужденных.
Социально-правовое значение законных интересов заключается в том, что они позволяют обеспечить дифференцированный подход к осужденным, стимулировать их исправление в процессе отбывания наказания.
Законные интересы осужденных имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны последним. Если субъективное право осужденных образует такую возможность поведения, которая характеризуется высокой степенью его реализации по личному усмотрению осужденного, то сущность законного интереса осужденных заключается в возможности, носящей характер стремления к автономному, самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо иным социальным благом.
Несколько иное и содержание законных интересов, которое состоит из трех элементов.
Первый - это стремление к получению предусмотренного законом социального
блага как материального (например, получение дополнительных посылок и
передач, дополнительное расходование денег на приобретение продуктов
питания и предметов первой необходимости, премирование за лучшие показатели
работы и т.п.), так и духовного порядка (предоставление дополнительного
свидания, телефонного разговора). Ряд благ, выступающих объектом законных
интересов осужденных, может иметь как материальный, так и духовный характер
(выезд за пределы мест лишения свободы, проведение свидания за пределами
исправительного учреждения и т.п.).
Следует иметь в виду и то, что объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденных (к примеру, перевод на улучшенные условия содержания осужденных к лишению свободы, перевод из исправительной колонии закрытого типа в колонию- поселение), так и не сопровождающиеся таковыми (оказание материальной помощи при освобождении из мест лишения свободы).
Материальные либо духовные блага, составляющие объект законного интереса осужденного, даны в нормах права в виде цели, для достижения которой необходимы определенные юридические факты. Однако для большинства законных интересов характерно то, что в основе их реализации лежит (в числе других факторов) оценка поведения осужденного (отношение к соблюдению режимных правил, труду, воспитательной работе и обучению). Такая оценка осуществляется персоналом учреждений и органов, исполняющих наказание, прокуратурой, судом, комиссией по делам несовершеннолетних и другими субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений.
Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует назвать возможность ходатайствовать (а не требовать) перед указанными управомоченными субъектами и участниками о реализации законных интересов осужденных.
Третий элемент - возможность обращаться к компетентным органам за защитой законных интересов. И хотя такое обращение не означает автоматического удовлетворения обращения осужденного, оно означает, что законные интересы осужденных, как и их субъективные права, гарантированы государством.
Исходя из вышеизложенного, законные интересы осужденных можно определить как закрепленные в правовых нормах конкретного действия стремления осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемые, как правило, в результате оценки администрацией исправительного учреждения, должностными лицами органов, исполняющих наказание, прокуратуры и суда поведения осужденных во время отбывания наказания»[7].
Виды законных интересов осужденных довольно разнообразны. Так, по социально-политическому назначению блага, являющегося объектом законных интересов, последние разделены на три группы.
Первая группа - это законные интересы, направленные на получение
поощрения, закрепленного в поощрительных нормах уголовного (условно-
досрочное, досрочное освобождение), уголовно-исполнительного
(предоставление облегченных условий содержания осужденных к лишению
свободы) и иных отраслей права.
Вторая группа - это законные интересы, направленные на получение льгот осужденными. В отличие от поощрений, являющихся мерами государственного одобрения поведения людей, большинство льгот устанавливается вне зависимости от заслуг человека, а в связи с обстоятельствами, которым закон придает правовое значение. Такие льготы предусмотрены для осужденных и уголовно-исполнительным законодательством (к примеру, возможность осужденных в местах лишения свободы на передвижение без конвоя и сопровождения).
Третья группа - это законные интересы, направленные на получение благ, по своей социально-правовой сущности не являющихся для осужденного ни поощрениями, но льготами. В одних случаях они закреплены в законе в виде законного интереса осужденных. Для этого законодатель нередко прибегает к формулировкам "как правило", "в порядке исключения", "по возможности". К примеру, согласно ст. 103 Уголовно-исполнительного кодекса России администрация исправительных учреждений привлекает осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности.