Международные договоры - это соглашения (пакты, конвенции и т.п.) между
государствами, обязательные для исполнения всеми участниками. Применительно
к рассматриваемому вопросу наиболее известным примером таких договоров
является "Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания", принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 10 декабря 1984 года. Она состоит из 33 статей, вступила в
силу в 1987 году, ратифицирована и имеет обязательную силу на территории
России.[10]
Конвенция категорически запрещает применение пыток, которые не могут быть оправданы ни исключительными обстоятельствами, какими бы они ни были, ни приказом начальника или государственной власти. Каждое государство- участник обеспечивает, чтобы пытки или попытки их применения рассматривались в соответствии с его уголовным законодательством как преступления. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.
Конвенция предусматривает создание Комитета против пыток, который вправе осуществлять контроль и проводить международные расследования, когда имеются достаточные основания полагать, что на территории какого-либо государства-участника систематически применяются пытки.
Другим примером международных договоров являются соглашения о правовой помощи по уголовным делам и взаимодействии в борьбе с правонарушителями, заключенные Россией с зарубежными государствами. В ряде случаев такие соглашения содержат в себе нормы об обращении с иностранцами, привлеченными к уголовной ответственности и отбывающими наказание на территории нашей страны.
Международные стандарты представляют собой документы, содержащие нормы,
принципы и предложения, касающиеся назначения уголовно-правовых мер,
обращения с осужденными и деятельности органов, исполняющих наказания.
Главная цель этих документов - защита человеческих и гражданских прав лиц,
привлекаемых к уголовной ответственности. Наряду с этим международные
стандарты имеют своими задачами распространение прогрессивного мирового
опыта, гуманизацию уголовной политики государств в области обращения с
правонарушителями, максимально возможное сужение сферы применения наиболее
репрессивных мер - смертной казни, лишения свободы, предварительного
заключения П9Д стражу и т.д.
В отличие от международных договоров международные стандарты носят
рекомендательный характер. Как указано в ст.З УИК РФ, их положения
"реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве при наличии
необходимых экономических и социальных условий". Следует подчеркнуть, что
Россия стремится к максимальному соблюдению международных стандартов в
плане создания соответствующих материальных и иных условий для осужденных в
той мере, в какой это способствует достижению целей наказания. Более того,
многие международные рекомендации уже реализованы в законодательстве и
правоприменительной практике.
«Учитывая многообразие существующих международных стандартов, их можно рассмотреть в рамках определенных классификаций. -
Так, по источникам происхождения международные стандарты можно
подразделить на следующие: а) принятые ООН и ее рабочими органами, например
Конгрессом по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями;
б) принятые региональными международными правительственными организациями,
например, Европейским Советом, Организацией Африканского Единства; в)
принятые международными неправительственными организациями, например,
такими, как "Международная амнистия", "Международная тюремная реформа".
В зависимости от характера и масштаба объекта правового регулирования международные стандарты можно подразделить на следующие группы.
1. Стандарты, регулирующие общественные отношения, связанные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека, в том числе и осужденных.
Например, такими документами являются: Всеобщая декларация прав
человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году; Международный
пакт о гражданских и политических правах 1966 года (ратифицирован СССР в
1973 году, вступил в силу в 1976 году); Конвенция о правах ребенка,
принятая Генеральной Ассамблеей в 1989 году; Европейская конвенция по
правам человека 1950 года (вступила в силу в 1953 году); Конвенция № 29 "О
принудительном или обязательном труде", принятая Международной организацией
труда (МОТ) в 1930 году; Конвенция № 105 МОТ 1957 года "Об упразднении
принудительного труда".
2. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере осуществления правосудия, в том числе - при назначении и исполнении уголовных наказаний.
К их числу относятся: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году; Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятые Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году и др.
3. Стандарты, регулирующие общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний и мер предварительного заключения.
В качестве примера таких документов можно привести: Минимальные
стандартные правила обращения с заключенными, принятые в 1955 году Первым
Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с преступниками;
Европейские правила тюремного заключения, принятые Европейским Советом в
1987 году; Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной
казни, принятые Экономическим и Социальным Советом ООН в 1984 году; Типовое
соглашение о передаче заключенных-иностранцев и рекомендации в отношении
обращения с заключенными-иностранцами, принятое в 1989 году Седьмым
Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с
правонарушителями; Принципы медицинской этики, относящейся к роли
работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или
задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания, принятые Генеральной Ассамблеей
ООН в 1982 году;Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или
заключению в какой бы то ни было форме, принятый Генеральной Ассамблеей ООН
в 1988 году; Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не
связанных с тюремным заключением, принятые в 1990 году Восьмым Конгрессом
ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.»[11]
Следует однако учитывать, что многие международные документы в части определения правового положения осужденных в значительной мере совпадают по своему содержанию.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме. СП в значительной степени аккумулирует положения ранее принятых международных стандартов об обращении с задержанными и заключенными. При этом для целей СП слова "задержанное лицо" означают любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения; слова "заключенное лицо" означают любое лицо, лишенное личной свободы в результате осуждения за совершение какого-либо правонарушения.
В соответствии с нормами, содержащимися в СП, лицо, отбывающее наказание, имеет право: а) на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности; б) требовать исполнения назначенного наказания в строгом соответствии с национальным законодательством; в) обратиться в компетентный орган с просьбой уведомить членов его семьи или других соответствующих лиц (по его выбору) о заключении или же о переводе из одного места заключения в другое и о месте, в котором оно содержится; г) связаться с помощью надлежащих средств с консульством +1ЛИ дипломатическим представительством (если осужденный - иностранец), гражданином которого является или которое иным способом правомочно получить такое сообщение в соответствии с международным правом, или с представителем компетентной международной организации, если лицо является беженцем или каким-либо иным образом находится под защитой международной организации; д) на получение юридической помощи со стороны адвоката, причем свидания осужденного с адвокатом могут иметь место в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть его, но не слышать; е) на переписку и посещение членами семьи, а также соответствующую возможность сноситься с внешним миром согласно разумным условиям и ограничениям, содержащимся в законе и в установленных в соответствии с законом правилах; ж) обращаться с просьбой об отбывании наказания, если это возможно, в месте, находящемся на разумном удалении от обычного места проживания; з) на прохождение медицинского обследования и медицинскую помощь в случае болезни; и) получать в разумных количествах учебные, художественные и информационные материалы при соблюдении условий, обеспечивающих безопасность и порядок в местах отбывания наказания; к) свободно и в условиях полной конфиденциальности общаться с лицами, ответственными за осуществление наблюдения и надзора в части соблюдения законности в местах отбывания наказания; л) быть заслушанным до наложения дисциплинарных санкций и обжаловать такие меры перед вышестоящими властями; м) на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц в нарушение прав, содержащихся в настоящих Принципах.
Наряду с этим СП категорически запрещает: а) применять к заключенным пытки или жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство виды обращения и наказания; б) злоупотреблять положением находящегося в заключении лица с целью принуждения его к признанию, какому-либо иному изобличению самого себя или даче показаний против любого другого лица; в) подвергать заключенных, даже с их согласия, каким-либо медицинским и научным опытам, могущим повредить здоровью.
"Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением", или, как их иначе называют, "Токийские правила", содержат в себе принципы и рекомендации, направленные на более широкое использование уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы, а также минимальные гарантии защиты прав осужденных.
"Токийские правила" рекомендуют ряд конкретных мер, которые могут
использоваться вместо лишения свободы, например, условное осуждение
(освобождение), отсрочка наказания, домашний арест, штраф и др. При этом
указанные меры следует соединять с надзором за правонарушителями в целях их
включения в жизнь общества и предупреждения рецидива преступлений. В
процессе надзора должны осуществляться такие мероприятия, как
индивидуальная работа, групповая терапия, социальная помощь и программы по
месту жительства правонарушителя.