Имеется много общего и в условиях труда осужденных и граждан Российской
Федерации. Несмотря на то, что осужденные к лишению свободы ограничены в
свободе выбора труда и ряде трудовых прав, администрация исправительных
учреждений привлекает их к труду с безусловным соблюдением правил охраны
труда и техники безопасности, установленных законодательством о труде. Это
свидетельствует о проявлении заботы государства о сохранении здоровья
осужденных к лишению свободы, что облегчит их социальную приспособляемость
к условиям жизни общества.
Следует учитывать и то, что осужденным начисляется заработная плата в соответствии с количеством и качеством труда по нормам и расценкам, действующим на аналогичных производствах. К заработной плате начисляются районный и иные виды коэффициентов, выплачиваются премии из фонда заработной платы и фонда премиального вознаграждения. Кроме того. осужденным может быть оказана материальная помощь, в том числе из внебюджетных фондов.
Осужденным к лишению свободы может быть разрешено занятие индивидуальной трудовой деятельностью (ст. 103 УИК РФ).
Следует учитывать также и то, что осужденные к лишению свободы пользуются гражданскими правами и свободами. Например, право наследования и распоряжения имуществом, находящимся за пределами исправительного учреждения, осуществляется в рамках его гражданской правоспособности. Через своих законных представителей осужденный может участвовать в имущественных правоотношениях (в договорах купли-продажи, дарения, мены, залога и т.д.), иметь на правах частной собственности вещи, ценности, недвижимое имущество, если оно не конфисковано по приговору суда.
Большой блок правового статуса осужденных к лишению свободы занимают их специальные права, законные интересы и обязанности. Причем объем специфических прав, законных интересов и обязанностей осужденных зависит от вида исправительного учреждения, поведения осужденных и ряда других факторов. Так, законодательством устанавливаются специфические права, законные интересы и обязанности осужденных в области материально-бытового обеспечения, проведения с ними воспитательной работы. К указанным элементам следует отнести и правовые статусы осужденных, отбывающих меру дисциплинарного наказания в штрафном изоляторе и помещении камерного типа, переведенных в локально-профилактический участок и т.д. К числу специфических элементов правового статуса осужденных следует отнести их обязанности, обусловленные необходимостью соблюдения правил внутреннего распорядка: например, бережное отношение к государственному имуществу, содержание в чистоте жилых помещений, запрещение курения в неотведенных для этого местах. Осужденные также обязаны иметь опрятный внешний вид, быть вежливыми в обращении с администрацией и другими осужденными.
Подводя итог рассмотрению правового положения осужденных к лишению
свободы, можно констатировать, что осужденные как граждане Российской
Федерации обладают общегражданскими правами и свободами, установленными
Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами»[8].
4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЯ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С
ИЗОЛЯЦИЕЙ ОТ ОБЩЕСТВА
Правовой статус отдельных категорий осужденных имеет существенные отличия, обусловленные особенностями отбываемого ими наказания. Уголовный кодекс Российской Федерации, помимо ареста, лишения свободы и смертной казни как исключительной меры, предусматривает еще 9 видов наказаний, которые можно отнести к числу не связанных с изоляцией осужденного от общества. В зависимости от основной направленности правоограничений, входящих в содержание каждого их этих наказаний, последние можно разделить на три группы.
«Первую из них составляют наказания, направленные на ограничение предусмотренных Конституцией РФ (ст.ст.34-37) прав по свободному распоряжению личным имуществом, землей, заработной платой, а также социальными льготами и преимуществами, предусмотренными законом для определенных категорий граждан: штраф; лишение специального, воинского или почетного звания; конфискация имущества.
Объем ограничений прав и интересов осужденных при исполнении указанных наказаний сравнительно невелик и в основном сводится к неблагоприятным последствиям материального характера, с вытекающими из них юридическими обязанностями. Законные правами интересы осужденных обеспечиваются правом требовать исполнения приговора в точном соответствии с нормами права.
Например, при исполнении наказания в виде штрафа осужденный обязан выплатить соответствующую сумму и имеет право требовать, чтобы взыскание штрафа производилось в установленном порядке.
Вторую группу составляют наказания, направленные на ограничение вытекающих
из ст. 37 Конституции РФ правомочий граждан свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. К числу таких
наказаний относятся: лишение права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные
работы; ограничение по военной службе.
Объем ограничения материальных и духовных благ, выраженных через
совокупность прав, законных интересов и обязанностей осужденных, здесь
является более существенным, чем при исполнении ранее названных наказаний,
входящих в первую группу. Это обусловлено, во-первых, тем, что возможность
свободно трудиться относится к числу наиболее значимых для человека
гражданских прав и свобод. Во-вторых, ограничение права на труд обычно
связано с ущемлением и других конституционных' прав (право на получение
соответствующего вознаграждения за свой труд, право на отдых и т.д.). В-
третьих, исполнение рассматриваемых наказаний, а значит и ограничение прав
и свобод осужденных, осуществляется в течение довольно продолжительного
времени, указанного в приговоре суда (иногда на протяжении нескольких лет).
В связи с этим специальный правовой статус осужденных приобретает
существенные отличия от гражданского.
Например, в соответствии со ст.50 ч.1 УК РФ исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. При этом согласно ст.39 ч.1 УИК РФ исправработы отбываются по основному месту работы осужденного. Как указано в ст.40 УИК РФ, он не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы и переквалификации, не имеет права уволиться с работы по собственному желанию, без разрешения органов, ведающих исполнением этого вида наказания.
Продолжительность ежегодного отпуска у осужденных к исправительным работам ограничена восемнадцатью рабочими днями.
Из заработка осужденных к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но в пределах от 5 до 20%, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. Кроме того, из текста ст.40 УИК РФ вытекают обязанности осужденных, обеспечивающие возможность осуществления в отношении их контроля и воспитательной работы со стороны уголовно-исполнительных инспекций органов внутренних дел, администрации по месту работы. Осужденные обязаны соблюдать установленный порядок отбывания наказания, являться по вызову в органы, исполняющие наказание в виде исправительных работ. Помимо вышеназванных правоограничений, уголовно-исполнительное законодательство содержит ряд норм, направленных на обеспечение законных прав и интересов осужденных, отбывающих исправительные работы. Эти лица при наличии предусмотренных законом условий имеют право на условно-досрочное освобождение от наказания или замену неотбытой части наказания более мягким, право на обжалование наложенного на них взыскания и др.
Третью группу составляют уголовные наказания, направленные на ограничение предусмотренного ст. 27 Конституции РФ права граждан на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства. К их числу относятся ограничение свободы, а также содержание в дисциплинарной воинской части.
Согласно ст. 53 УК РФ ограничение свободы заключается в содержании
осужденного, достигшего совершеннолетия, в специальном учреждении без
изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Из
расположения ограничения свободы в перечне наказаний, содержащемся в ст.44
УК РФ, видно, что оно является более строгим и, следовательно, влечет за
собой более существенное ограничение прав и свобод осужденного, чем это
имеет место, например, при отбывании исправительных работ. Фактически это
обусловлено тем, что ограничение свободы отбывается в специальных
учреждениях, то есть в режиме "полусвободы", составной частью которого
является надзор.[9]
Как следует из текста ст. 55 УК РФ, наказание в виде содержания в
дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим
военную службу по призыву или контракту на должностях рядового или
сержантского состава, и применяется главным образом взамен лишения свободы.
При этом из содержания главы 20 проекта Уголовно-исполнительного кодекса РФ
видно, что режим содержания осужденных, отбывающих это наказание, во многом
сходен с режимом отбывания лишения свободы, например, в том, что касается
регламентации труда, свиданий, переписки, краткосрочных выездов за пределы
дисциплинарной воинской части и др. В то же время предусмотрены и некоторые
отличия в режиме указанных наказаний, которые преимущественно связаны с
особенностями и условиями прохождения воинской службы. Подводя итог
рассмотрению правового положения осужденных к наказаниям, не связанным с
изоляцией от общества, можно сделать вывод, что специальный правовой статус
этих лиц в большинстве случаев не имеет существенных отличий от
общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные конституционные
права и свободы и лишь некоторые категории осужденных существенно
поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим
наказание в местах лишения свободы.
5. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ В СВЕТЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
В соответствии со ст. 15 ч.4 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором
Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного договора". В связи с этим ст.З УИК РФ
содержит в себе положение о том, что уголовно-исполнительное
законодательство Российской Федерации учитывает международные акты,
относящиеся к исполнению наказания и обращению с осужденными.