Привлечение в качестве обвиняемого

Получение в ходе предварительного расследования доказательств, достаточных для того, чтобы предъявить конкретному лицу обвинение в совершении преступления, порождает у следователя обязанность вынести постановление о привлечении этого лица в качестве обвиняемого. На практике имеет место и другая позиция, согласно которой закон при наличии указанных доказательств создает возможность для принятия решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, но выбор момента вынесения постановления основан на усмотрении следователя. В работе практических органов существует две крайности: преждевременное и запоздалое обвинение. Преждевременное обвинение имеет место, когда правовой упрек предъявляется без документального подтверждения вины подозреваемого. В этот период необходимые сведения еще не попали в руки следствия. Как правило, следователь рассчитывает собрать необходимые доказательства на более поздних этапах расследования. Преждевременное обвинение создает опасность привлечения к уголовной ответственности невиновного, в результате этого нарушаются конституционные права граждан. Анализ практики показывает, что данные ситуации возникают вследствие излишней доверчивости следователя (обвинение предъявляется на основании оперативной информации, непроверенных данных, версий и т.п.). [25]

Запоздалое обвинение встречается тогда, когда следователь стремится к перестраховке. Имея на руках достаточные доказательства совершения преступления, лицо, производящее расследование, пытается собрать дополнительные материалы. Запоздалое обвинение нежелательно по причине недопустимой волокиты расследования. Как бы то ни было, искусственное затягивание с принятием постановления порождает ущемление не только процессуальных, но и конституционных прав человека, при этом лицо, фактически находящееся в положении обвиняемого в совершении преступления, по воле следователя не приобретает адекватного его реальному положению правового статуса. Более того, несвоевременное вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого косвенно нарушает права и других субъектов уголовного процесса. В этом случае следователь как бы «утаивает» юридический факт, порождающий не только ключевые отношения «следователь-обвиняемый», но им сдерживает появление и развитие правовых отношений между следователем, с одной стороны, и защитником, потерпевшим, его представителем, с другой стороны. В конечном итоге тем самым не только ограничиваются возможности к реализации субъектами уголовно-процессуальных отношений их субъективных процессуальных прав, что само по себе – нарушение закона, но и в большей или меньшей степени может негативно отразиться на качестве выполнения стадий предварительного расследования стоящих перед ней задач, в том числе таких, как осуществление всестороннего, полного и объективного расследования преступлений. «Хитрости» следователей направлены главным образом на то, чтобы подольше «подержать» лицо, фактически обвиняемое в совершении преступления, в положении свидетеля. Это позволяет ему использовать такой способ взаимодействия на указанного субъекта, как предупреждение его перед допросом об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний; блокировать участие защитника на стороне указанного лица, не гарантировать ему другие процессуальные права человека и гражданина.

Привлечение в качестве обвиняемого возможно при соблюдении условий:

а) обвинение может быть выдвинуто только по событиям (фактам), тождественным с точки зрения своего фактического содержания тем, по которым возбуждалось данное уголовное дело. Например, в рамках уголовного дела, возбужденного лишь по факту незаконного ношения лицом оружия, нельзя привлечь его в качестве обвиняемого за убийство или незаконный сбыт наркотиков - для этого требуется возбуждение новых уголовных дел и соединение их с ранее возбужденным уголовным  делом. В то же время, при тождественности установленного события (событий), квалификация преступления, данная при возбуждении дела, может быть «свободно» изменена на другую либо дополнена - например, незаконное хранение огнестрельного оружия переквалифицировано на его незаконное изготовление, квалификация хулиганских действий дополнена умышленным причинением при их совершении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью и т.д.;

б) надлежащий субъект выдвижения обвинения. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого может быть вынесено не подлежащим отводу, принявшим дело к производству следователем, начальником следственного отдела, прокурором (и дознавателем в случаях, предусмотренных ст. 224). При этом обязательно соблюдение правил подследственности (ст. 151). При выполнении неотложных следственных действий по делу, подследственному другому органу расследования, в порядке ч. 5 ст. 152, ст. 157 УПК обвинение выдвигать нельзя.

При этом следователь вправе приостановить исполнение указаний прокурора и начальника следственного отдела (при их обжаловании) о привлечении определенных лиц в качестве обвиняемых, об объеме обвинения, о квалификации преступления (ч. 3 ст. 38; ч. 4 ст. 39);

в) отсутствие служебного иммунитета у «потенциального» обвиняемого (ст. 447). Для выдвижения обвинения против таких лиц установлен особый порядок.

Как было выше сказано при вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого у следователя появляется необходимость подтвердить отсутствие обстоятельств, препятствующих вынесению данного постановления (ч.1 ст. 24 УПК). Глава 52 УПК регламентирует особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. Помимо непосредственного отражения в ч.2 ст.447 УПК указания на применение особого порядка производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц содержится в иных нормативно-правовых актах, к которым относятся:

- Федеральный закон от 17 декабря 1998г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;

- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; ст. 15

- Федеральный закон от 10 января 2003г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»; ст. 37

- Федеральный закон от 8 мая 1994г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; ст. 19, 20

- Федеральный закон от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации»; п. 9 ст. 40

-  Федеральный закон от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избиратель­ных прав  и права на участие в референдуме граждан РФ»; п. 18 ст. 29

- Федеральный закон от 11 января 1995г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Феде­рации»; ст. 29

- Закон РФ от 17 января 1992г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 31 мая 2002г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»;

-  Федеральный закон от 12 февраля 2001г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членов его семьи»;

-   Федеральный закон от 6 октября 1999г. № 84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;

-  Федеральный закон от 20 августа 2004г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ»;

-   Федеральный закон от 30 мая 2001г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ»;

-   Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ»;

-   Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ».

Готовясь к вынесению постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, следователю необходимо учитывать особенности привлечения в качестве обвиняемых депутатов, судей, прокуроров и некоторых других лиц, указанных в федеральном законодательстве (ст. 448 УПК РФ).

Законом установлен особый порядок привлечения к уголовной ответственности:

-  судьи;

- зарегистрированного кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, зарегистрированного кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте Федерации;  

-  кандидата на должность главы администрации;  

- депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на территории Муниципального образования;

- члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов;

- члена Конституционного Суда РФ;

- председателя Счетной палаты, заместителя председателя Счетной палаты, аудитора Счетной палаты;  

- кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ;  

- депутата Федерального Собрания РФ;

- кандидата на должность Президента РФ;  

- Президента РФ;  

Для привлечения к уголовной ответственности недостаточно наличия в распоряжении следователя необходимой для предъявления обвинения совокупности доказательств. Для привлечения должностного лица (кандидата на вступление в должность) к ответственности необходимо еще иметь согласие определенного органа.

Нельзя предъявлять обвинение:

а) судье, когда отсутствует согласие соответствующей квалификационной коллегии судей на привлечение его к уголовной ответственности;

б) члену Конституционного Суда РФ - в случае отсутствия согласия этого суда на привлечение его к уголовной ответственности;

в) члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы, если отсутствует согласие на привлечение к уголовной ответственности соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;

г) кандидату на должность главы администрации, когда окружная избирательная комиссия не дала согласия на привлечение его к уголовной ответственности;

д) кандидату на должность Президента РФ, а также кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, когда не получено согласие Генерального прокурора РФ;

е) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления на территории муниципального образования, зарегистрированному кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления, а равно зарегистрированному кандидату на должность выборного должностного лица местного самоуправления в субъекте федерации - при отсутствии согласия прокурора субъекта РФ на привлечение его к уголовной ответственности;

ж) члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время проведения выборов Президента РФ, члену избирательной комиссии с правом решающего голоса во время проведения выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, члену комиссии по проведению референдума РФ с правом решающего голоса во время подготовки и проведения референдума - в случае невозможности получения согласия соответствующего прокурора на привлечение названного лица к уголовной ответственности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать