- составление общих скоординированных планов следственных и оперативно- розыскных действий;
- взаимный обмен информацией в процессе расследования преступлений.
В практике встречаются и другие непроцессуальные формы. Характер, содержание и объем организационных форм взаимодействия зависят от условий, сложности расследуемого преступления и времени на их исполнение в каждой конкретной следственной ситуации.
Взаимодействие между органом дознания и следователем немыслимо без совместного и систематического планирования по делу, находящемуся в производстве следователя. План определяет объем, содержание, сроки и участников расследования, а также взаимоотношения между органом дознания и следователем, которые должны быть скоординированы и найти отражение в совместном плане. При составлении плана нужно учитывать ряд требований, предъявляемых к нему: конкретность, обоснованность, системность, полноту, реальность, своевременность и динамичность. Контролирует выполнение плана следователь. Он же вправе требовать устранения допущенных органом дознания недостатков от его непосредственного руководителя[110].
В случае выявления при осуществлении таможенного контроля признаков
преступления, не относящихся к контрабанде, начальник таможенного отдела
сообщает имеющиеся у него данные органам предварительного следствия. В свою
очередь правоохранительные органы Украины сообщают таможенным органам
Украины имеющиеся факты правонарушений, связанных с нарушениями таможенных
правил или контрабандой (статья 17 ТК Украины).
Правовая основа оперативно-розыскной деятельности определена в статье
3 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» от 18.02.93 г., в
которой сказано, что правовую основу ОРД составляют Конституция Украины,
настоящий закон, уголовный и уголовно-процессуальный кодекс Украины, законы
Украины о Прокуратуре, Милиции, Службе безопасности Украины, Пограничных
Войсках, другие законодательные и международно-правовые соглашения и
договоры, участником которых является Украины.
При расследовании дел о контрабанде различные оперативно-розыскные
мероприятия проводятся с использованием оперативных сил и средств органов
СБУ, МВД и Госкомграницы Украины. Оперативные силы и средства играют при
расследовании контрабанды вспомогательную роль. Их основное назначение –
способствовать полному, всестороннему и объективному расследованию дела.
Однако вспомогательная роль оперативных сил и средств не снижает их важного
значения при расследовании этого вида преступлений.
Использование оперативных сил и средств при расследовании дел о контрабанде:
1) значительно расширяет возможности получения информации относительно совершенного преступления и причастных к нему лиц, что позволяет более правильно определить направление и задачи расследования по делу;
2) дает дополнительные основания для выдвижения следственных версий и расширяет возможности их проверки, особенно при расследовании дел, возбужденных в связи с задержанием подозреваемого с поличным, когда в распоряжении дознавателя имеются ограниченные исходные данные;
3) способствуют выявлению источников и путей получения судебных доказательств, помогает определить, какие факты имеют доказательственное значение, установить лиц, которым известны обстоятельства совершения преступления и личность преступника, обнаружить место хранения контрабанды, нажитых преступным путем ценностей и других вещественных доказательств;
4) повышает эффективность следственных действий, позволяя выбирать наиболее подходящий момент для их осуществления, четко определить круг обстоятельств, которые должны быть установлены в ходе того или иного следственного действия, а также избрать наиболее правильную тактику их производства;
5) помогает быстрее обнаружить скрывавшихся преступников в целях привлечения их к следствию и суду;
6) способствует изучению личности подозреваемого, позволяет в необходимых случаях держать под контролем его действия и поведение, своевременно вскрывать и пресекать возможные с его стороны провокации, попытки к побегу и совершения других подобных действий;
7) способствует успешному решению профилактических и других задач[111].
К наиболее важным элементам, из которых складывается взаимодействие, относятся следующие :
а) анализ материалов уголовного дела и определение конкретных задач, которые следует решить при осуществлении взаимодействия дознавателя с оперативно-розыскными органами;
б) определение служб и подразделений оперативно-розыскных органов, с которыми будет осуществляться взаимодействие;
в) согласование и координация содержания совместно проводимых действий и мероприятий и целенаправленное их проведение[112].
В процессе взаимодействия дознаватель и оперативно-розыскной орган действуют в точном и строгом соответствии с общим планом совместных действий, с их служебной компетенцией, выполняют только свои функции[113].
Материалы оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы:
1) как поводы и основания для возбуждения уголовного дела или производства неотложных следственных действий;
2) для получения фактических данных, которые могут быть доказательствами в уголовном деле;
3) для предупреждения, пресечения и расследования преступлений, розыска преступников;
4) для взаимного информирования подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскные действия и других правоохранительных органов;
5) для информирования государственных органов в соответствии с их компетенцией (статья 10 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)
Государственные органы, в том числе и таможенные органы, обязаны
содействовать оперативным подразделениям в решении задач ОРД (статья 11
Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)
Задачи оперативно-розыскной деятельности – это поиск и фиксация фактических данных о противоправной деятельности лиц и групп с целью пресечения правонарушений и в интересах судопроизводства, а также получение информации в интересах общества и государства (статья 1 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)
Подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обязаны выполнять запросы уполномоченных государственных органов о проведении оперативно-розыскных действий; осуществлять взаимодействие между собой и другими правоохранительными органами с целью быстрого и полного раскрытия преступлений и изобличения виновных (статья 7 Закона Украины "Об оперативно-розыскной деятельности" от 18.02.93 г.)
Определенные формы взаимодействия предусмотрены и Законом Украины «Об
организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» от
30.06.93 г.
В соответствии со ст. 18 Закона Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» непосредственно на таможенные органы возлагаются обязанности:
а) оказывать необходимую помощь при проведение оперативно-розыскных мероприятий в зоне таможенного контроля;
б) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью проводить проверку законности действий организаций и граждан, связанных с перемещением предметов и веществ через таможенную границу;
в) по поручению специальных органов по борьбе с организованной преступностью обеспечивать контролируемые поставки наркотических и психотропных веществ и средств, а также оружия и других предметов, используемых организованными преступными группами с целью контрабанды.
9. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ
В соответствии с п.3 статьи 121 Конституции Украины от 28.06.96 г. на органы прокуратуры возлагается надзор за соблюдением законов органами, проводящими дознание.
В соответствии со статьей 29 Закона Украины «О прокуратуре» от
05.11.91 г. надзор за законностью в деятельности таможенных органов, как
органов дознания, должен своей задачей содействовать:
- раскрытию преступлений, защите личности, ее прав, свобод, собственности, прав предприятий, учреждений, организаций от преступных посягательств;
- выполнению требований закона о неотвратимости ответственности за совершенное преступление;
- предотвращение незаконного привлечения лица к уголовной ответственности;
- охране прав и законных интересов граждан;
- осуществлению мероприятий по пресечению, предотвращению преступлений, устранению причин и условий, которые содействуют их совершению.
Прокурор принимает меры к тому, чтобы органы дознания:
- соблюдали предусмотренные действующим законодательством порядок возбуждения уголовных дел о контрабанде, производства неотложных следственных действий, применения технических средств, прекращения дел, а также сроков производства дознания;
- неуклонно выполняли требования закона о всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела; выясняли обстоятельства, которые изобличают или оправдывают подозреваемого, а также смягчают или отягчают его ответственность;
- выявляли причины совершения преступлений и условия, которые содействуют этому, принимали меры к их устранению (статья 30 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г.)
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением законов органами дознания определяется уголовно-процессуальным законодательством.
Относительно органов дознания таможенной системы, которые ведут борьбу с контрабандой, прокурор в пределах своей компетентности имеет предусмотренное законом право:
- осуществлять проверку оснований для возбуждения уголовного дела;
- отменять незаконные и необоснованные постановления дознавателя;
- давать письменные указания по исследованию обстоятельств по делу, об избрании, изменении, отмене мер пресечения, квалификации преступления; осуществлении тех или иных неотложных следственных действий;
- принимать участие в производстве дознания, в необходимых случаях, лично производить отдельные следственные действия по делу, которое находится в производстве дознавателя;
- санкционировать производство обыска, наложение ареста на почтово- телеграфную корреспонденцию и ее выемку, другие следственные действия органов дознания в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законом;
- санкционировать при наличии предусмотренных законом оснований постановления органов дознания (дознавателей) о применении такой меры пресечения, как заключение под стражу (статья 31 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г.)
- осуществлять контроль за соблюдением установленного законом 10- дневного срока производства дознания по делу о контрабанде и за своевременной передачей этих дел следственным органам Службы безопасности Украины;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18