Поводом к возбуждению уголовного дела может быть непосредственное обнаружение признаков преступления самим органом дознания, которому поручена проверка.
Если в процессе проверочных действий будут обнаружены признаки преступления, составляется рапорт (документ) о непосредственном обнаружении признаков преступления.
Сообщения, опубликованные в печати - это статьи, заметки, письма и т.п., опубликованные в периодической печати[50].
Явка с повинной - добровольное заявление гражданина органу дознания об осуществлении им или с его участием преступления. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, после чего составляется протокол, в котором подробно излагается сделанное заявление. Также устанавливается причина явки, соучастники преступления и круг лиц, могущих подтвердить обстоятельства преступления. Явка с повинной является смягчающим обстоятельством и поэтому от ее процессуального оформления зависит ее дальнейшее значение (статья 96 УПК Украины)[51].
Непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления, как повод к возбуждению уголовного дела, означает, что эти органы сами, без чьего-либо сообщения, обнаруживают преступление и возбуждают дело, используя предоставленные им полномочия.
Применительно к деятельности таможенных органов Украины, среди предусмотренных законом поводов к возбуждению уголовного дела, особое место занимает непосредственное обнаружение органом дознания признаков преступления. Так, абсолютное большинство фактов контрабанды (как при ввоза в Украину, так и при вывозе из Украины) обнаруживается работниками таможни в ходе осуществления таможенного контроля и специальных мероприятий по пресечению незаконного перемещения через таможенную границу предметов контрабанды помимо таможенного контроля.
Таможенный контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения государственными органами, предприятиями и их должностными лицами, а также гражданами порядка перемещения через таможенную границу Украины товаров и иных предметов.
Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможни путем
проверки документов, необходимых для такого контроля, таможенного досмотра
(досмотра транспортных средств, товаров и иных предметов, личного
досмотра), передосмотра, учета предметов, перемещаемых через таможенную
границу Украины, а также в других формах (статьи 21, 22 ТК Украины ).
Во всех указанных случаях соответствующее должностное лицо таможенного органа составляет протокол о совершении противоправного деяния в соответствии с требованиями статьи 122 ТК Украины. Протокол, а также изъятые на основании статьи 128 ТК Украины предметы и документы (предметы, являющиеся непосредственными объектами контрабанды; предметы со специально изготовленными тайниками, для перемещения через таможенную границу Украины с сокрытием таких предметов; а также документы, необходимые для рассмотрения дела о контрабанде) передается начальнику таможни или его заместителю, который решает вопрос о возбуждении уголовного дела.
Также орган дознания непосредственно обнаруживает признаки преступления в результате проверки собранных оперативных материалов; выявления признаков контрабанды при производстве по делам о нарушении таможенных правил (пункт 3 статьи 140 ТК Украины).
В соответствии со статьей 97 УПК Украины орган дознания обязан принимать заявления и сообщения о совершенных или подготовляемых преступлениях, в том числе и по делам не подлежащим их ведению.
Деятельность органа дознания по проверке заявлений и сообщений о
преступлениях является деятельностью уголовно-процессуальной. Она подробно
регламентируется законом и в силу этого носит процессуально-правовую
природу. Основное содержание этой деятельности заключается в установлении
наличия или отсутствия в исследуемом событии признаков преступления. Т.е.
такая деятельность носит познавательный характер. Познание в уголовном
процессе может осуществляться не иначе как в форме доказывания.
Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает следующие
средства получения доказательств в стадии возбуждения уголовного дела: а) собственно получение заявлений и сообщений о преступлениях; б) явка с повинной; в) получение объяснений от граждан; г) истребование или получение представленных предметов и документов; д) производство осмотра места происшествия[52].
По заявлению или сообщению о преступлении орган дознания обязан не позднее трехдневного срока принять одно из таких решений:
1) возбудить уголовное дело;
2) отказать в возбуждении уголовного дела;
3) направить заявление или сообщение по принадлежности.
Одновременно принимаются все возможные меры, чтобы предотвратить преступление или пресечь его.
Если же в заявлении или сообщении содержится недостаточно данных для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела, то орган дознания в течении
10 дней производит их проверку, по результатам которой решается вопрос о
возбуждении уголовного дела (статья 97 УПК Украины).
Начальник органа дознания (начальник таможни или его заместители) рассматривает переданные ему материалы и при наличии поводов и оснований, указанных в статье 94 УПК Украины и отсутствия обстоятельств, исключающих его возбуждение (ст. 6 УПК Украины), выносит постановление о возбуждении уголовного дела, а также поручает дознавателю производство дознания по уголовному делу.
При составлении постановления о возбуждении уголовного дела необходимо исходить из общих требований, которым должно отвечать постановление органа дознания (дознавателя), изложенных в статье 130 УПК Украины.
О решениях, принятых органом дознания (дознавателем) в случае указанных в уголовно-процессуальном законе, а также в случаях когда это признает необходимым орган дознания (дознаватель), составляется мотивированное постановление. В постановлении указывается место и время его составления, должность лица, выносящего постановление, его фамилия, дело, по которому производится расследование, и обоснование принятого решения, а также статья уголовно-процессуального закона, на основании которой принято решение.
Любые процессуальные документы должны соответствовать требованиям
закона: составляться уполномоченным на то лицом, при наличии
предусмотренных законом оснований, выполняться и удостоверяться в
соответствии с требованиями закона. Документы должны соответствовать
требованиям закона как по форме, так и по содержанию. Каждый документ
должен соответствовать по своему содержанию фактическим обстоятельствам,
установленным материалами дела, основываться на установленных фактах.
Формулируемые выводы должны соответствовать объективной действительности.
В процессуальных документах все суждения должны быть доказаны, а выводы - мотивированы и логически состоятельны; должны соблюдаться официально деловой стиль юридических документов, а также свойственные юридическому документу краткость, грамотность, ясность изложения и культура оформления[53].
Процессуальные документы, которые подлежат утверждению начальником органа дознания, приобретает юридическую силу с момента их утверждения последним[54].
Постановления органа дознания (дознавателя) состоит из трех частей:
вступительной (вводной), описательно-мотивировочной и резолютивной
(постановляющей)[55].
При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при
наличии обстоятельств, исключающих производство по делу (статья 6 УПК
Украины), орган дознания своим постановлением отказывает в возбуждении
уголовного дела.
Орган дознания вправе, отказав в возбуждении уголовного дела, передать материалы для применения в установленном порядке мер административного взыскания (статья 99 УПК Украины).
О возбуждении уголовного дела о контрабанде орган дознания
безотлагательно информирует прокурора, Управление по борьбе с контрабандой
и нарушениями таможенных правил Государственной таможенной службы Украины,
следственное управление областного управления Службы безопасности Украины,
куда направляются копии постановления о возбуждении уголовного дела (пункт
1.10 приказа ГТС Украины № 587 ГТС от 19.09.98 г.).
В соответствии со статьей 101 ТК Украины с целью пресечения
международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных
веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы
Украины в каждом отдельном случае по договоренности с таможенными и иными
соответствующими органами иностранных государств или на основе
международных договоров Украины используют метод "контролируемой поставки",
то есть допускают под своим контролем ввоз в Украину, вывоз из Украины или
транзит через ее территорию наркотических средств или психотропных веществ,
включенный в незаконный оборот. В случае принятия решения об использовании
метода "контролируемой поставки" уголовное дел в отношении лица,
осуществляющего незаконный оборот наркотических средств и психотропных
веществ, не возбуждается.
"Контролируемая поставка" проводится в соответствии с требованиями
Инструкции о порядке поведения контролируемой поставки наркотических
средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденной совместным
Приказом Государственной таможенной службы Украины, Службы безопасности
Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного комитета
границы Украины № 383Д/547/142/242 для секретного пользования от 14.08.95
г. по согласованию с Генеральной Прокуратурой Украины и зарегистрированной
в Минюсте 31.08.95 г. № 318/854.
6. ПОНЯТИЕ ДОЗНАНИЯ
Предварительное расследование - осуществляемая в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона деятельность органа дознания и следователя, направленная на собирание, исследование, оценку, проверку и использование доказательств, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, установление объективной истины, обеспечение правильного применения закона.
Юридическим основанием для осуществления предварительного
расследования является постановление о возбуждении уголовного дела.
Предварительное расследование может производиться только по возбужденному
уголовному делу[56].
Предварительное расследование включает в себя две формы: дознание и предварительное следствие. В уголовном процессе дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования имеют общие черты и определенные различия. К общим чертам относятся: единые задачи борьбы с преступностью; равная обязанность возбуждения уголовного дела в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществление деятельности на основе единого уголовного и уголовно-процессуального законодательства; соблюдение единой процессуальной формы при производстве следственных действий; равное доказательственное значение установленных сведений и другие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18