Уголовно-процессуальное принуждение
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Иркутский Государственный Технический Университет
Институт Экономики
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По Дисциплине: Уголовный процесс РФ
Тема:
Уголовно-процессуальное принуждение
Выполнил: Семёнов С.В.
Студент группы: Ю-02 4
Проверил научный сотрудник: Снитко И.В.
Допущено к защите с предварительной оценкой_____________________
Ангарск 2004 год.
План курсовой работы
Главы: Страницы:
Введение
Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения.
1.1. Природа процессуального принуждения……………………………..6
1.2. Признаки и понятие мер процессуального принуждения……………7
1.3. Классификация мер процессуального принуждения………………..10
Глава 2. Задержание подозреваемого и обвиняемого
2.1. Понятие уголовно-процессуального задержания……………………14
2.2. Основания задержания………………………………………………...19
2.3. Цель, мотивы и условия задержания подозреваемого………………22
2.4. Процессуальный порядок задержания………………………………..24
Глава 3. Меры пресечения: общие положения понятие мер пресечения
3.1. Основания избрания и условия применения мер пресечения………32
3.2. Избрание меры пресечения в отношении подозреваемого………….33
3.3. Порядок избрания, применения, отмены и изменения мер пресечения……………………………………………………………………….37
3.4. Система мер пресечения………………………………………………43
Глава 4. Психолого-принудительные меры пресечения
4.1. Подписка о невыезде и надлежащем поведении……………………47
4.2. Личное поручительство………………………………………………50
4.3. Наблюдение командования воинской части………………………..52
4.4. Присмотр за несовершеннолетним обвиняемым…………………..54
4.5. Залог…………………………………………………………………..56
Глава 5. Физически-принудительные меры пресечения
5.1. Домашний арест……………………………………………………..60
5.2. Заключение под стражу……………………………………………..64
5.3. Порядок избрания и применения заключения под стражу………..69
5.4. Сроки содержания под стражей в качестве меры пресечения…....77
Глава 6. Иные меры процессуального принуждения
6.1. Обязательство о явке………………………………………………..87
6.2. Привод………………………………………………………………..89
6.3. Временное отстранение от должности……………………………..91
6.4. Наложение ареста на имущество……………………………………95
6.5. Денежное взыскание………………………………………………..103
Заключение……………………………………………………………..106
Список используемой литературы…………………………………..109
Введение
Намеченная в стране задача построения правового государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, обусловила необходимость реформы всей правовой системы, в том числе деятельности правоохранительных и судебных органов. Она предполагает радикальные изменения, охватывающие весь правоохранительный механизм нашего государства.
Движение к правовому государству неразрывно связано и с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. Здесь недопустимы противопоставление и конкуренция между публичным и личными интересами. В политико-правовых документах последних лет ставится задача именно по усилению, с одной стороны, борьбы с преступностью, а с другой, - защиты прав и свобод граждан. Уполномоченный по правам человека в РФ О. Миронов в своем докладе заявил: "Борьба с преступностью должна стать приоритетом государственной политики на современном этапе государство не должно само вступать на путь беззакония. Произвол со стороны работников правоохранительных органов в отношении граждан недопустим". Такой подход обозначен также в международных актах, связывающих социальный прогресс и развитие с достижением в равной мере их главных целей, в числе которых указывается проведение мероприятий в области социальной защиты и борьбы с преступностью. В Венской декларации и Программе действий, принятых 25 июня 1993г. Всемирной конференцией по правам человека, государствам предлагается искоренить все нарушения прав человека и вызывающие их причины, а также устранить препятствия на пути осуществления этих прав, поощрять исследования в этой области. Как подчеркивается в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17 дек. 1997г., для решения этих задач требуется выработка комплексной системы мер обеспечения эффективной правоохранительной деятельности, включающей создание надлежащей правовой базы и механизма ее применения. О том, что это важно и нужно, свидетельствуют кризисное состояние законности и правопорядка, острота проблемы противодействия преступности в стране. Сегодня она достигла уровня, реально угрожающего жизненно важным устоям общества, гарантированным законом правам и свободам граждан, национальной безопасности и стабильности государства. Достаточно отметить, что в 1999г. зарегистрированная преступность в России достигла 2 млн. 258 тыс., в 2000г. - свыше 2 млн. 295 тыс., из которых тяжкие и особо тяжкие преступления составили 58,8%. В 2001г. зафиксировано почти 3 млн. преступлений, за семь месяцев 2002г. - 1,6 млн. преступлений. Усиливаются ее организованность, профессионализм, дерзость и изощренность, появляются новые, все более тяжкие виды преступлений. Преступники чаще идут на активное сопротивление правоохранительным органам и противодействие разоблачительным действиям, создавая тем самым помехи законному и обоснованному разрешению уголовных дел и установлению истины по делу. К тому же от следствия, дознания и правосудия ежегодно скрываются десятки тысяч лиц, подлежащих уголовной ответственности.
В такой ситуации эффективная организация уголовного преследования возможна лишь при наличии в распоряжении правоохранительных органов мер государственного принуждения. Иными словами, криминальному миру, организованной преступности нужно противопоставить такие действенные меры, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать преступления. При этом необходимым условием применения ограничительных мер являются законность и обоснованность их осуществления. В Постановлении Государственной Думы Федерального собрания РФ от 22 июня 1994 г. "О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер по борьбе с преступностью" прямо указывается на то, что борьба с преступностью может вестись только законными мерами. Между тем, в практике работы органов уголовной юстиции допускается множество нарушений прав и свобод людей. Так, за истекший год более 1,3 тыс. граждан были незаконно арестованы по постановлению следователей прокуратуры. Президент РФ В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию указал на огромное количество жалоб, на необоснованное насилие и произвол при возбуждении уголовных дел, при следствии и судебном разбирательстве. Неудовлетворительная обстановка в местах лишения свободы, отсутствие возможностей последующей социальной реабилитации приводит в итоге к разрушению семей, ухудшению здоровья населения и морального климата в обществе. Такое применение права создает огромное поле возможностей для злоупотребления в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Президент РФ отметил, что "корень этих проблем - как в неэффективных инструментах правоприменения, так и в самой структуре нашего законодательства".
Однако эта тема остается актуальной и в настоящее время. Необходимость ее разработки и изучения обусловливается принятием нового УПК РФ, предусмотревшего целую систему мер процессуального принуждения.
Глава 1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения.
1.1. Природа процессуального принуждения
Среди всех видов государственной деятельности уголовное судопроизводство больше других вторгается в сферу частной жизни, ограничивает права и свободы граждан. Обусловлено это публичностью уголовного процесса. Интересы общества и государства состоят в том, чтобы установить истину по уголовному делу, привлечь виновных к ответственности, преодолеть возможное сопротивление заинтересованных лиц. В результате права частных лиц могут быть ущемлены. Так, ведущие процесс заключают обвиняемого под стражу, подвергают свидетеля или потерпевшего приводу, проводят обыск в жилище, арестовывают имущество, контролируют телефонные переговоры и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18