Вторым специальным условием задержания является соблюдение дополнительных требований, связанных со служебным иммунитетом отдельных категорий должностных лиц. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральный или мировой судья, прокурор и некоторые другие лица, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности (ст. 449).
2.4. Процессуальный порядок задержания
Процессуальный порядок задержания подозреваемого различается в зависимости от момента фактического захвата.
1.Фактический захват (задержание) лица производится до возбуждения уголовного дела, в силу внезапности возникновения оснований. Такая ситуация почти всегда возникает, когда лицо застигнуто при совершении преступления, После захвата лицо доставляется в компетентный орган, например дежурную часть милиции. С этого момента появляется повод к возбуждению уголовного дела рапорт сотрудников милиции, заявление потерпевших или очевидцев. С момента появления повода начинается уголовный процесс, возникают уголовно-процессуальные правоотношения. После доставления лица в дежурную часть решаются вопросы о возбуждении уголовного дела и о процессуальном задержании подозреваемого, Процессуальное задержание (а именно кратковременное содержание под стражей) возможно только после возбуждения дела.
2. Иная ситуация возникает, если решение о задержании принимается по возбужденному уголовному делу, когда процессуальные правоотношения уже существуют. Следователь выносит об этом постановление, которое обычно исполняется органом дознания (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). В таком случае фактический захват (фактическое задержание) является частью процессуального задержания. Он осуществляется в порядке, предусмотренном УПК. Затем следует доставление задержанного. С момента фактического задержания к участию в деле должен быть допущен защитник (ч. 3 ст. 49). При этом следует отметить, что такой допуск защитника реально возможен только тогда, когда фактический захват производится после возбуждения дела. В связи с этим защитник обычно допускается лишь с момента доставления «захваченного» до возбуждения дела подозреваемого в дежурную часть.
В этой связи фактическим задержанием (ограничительно) следует считать тот момент, когда задержанный был передан органам уголовного преследования (следователю, прокурору, органу дознания), что может совпасть с моментом доставления. Такое толкование не исключается в самом процессуальном законе. В ст. 5 УПК (п. 15) сказано: «Момент фактического задержания момент фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, производимого в порядке, установленном настоящим Кодексом (курсив мой. К. К.)». Процессуальный характер порядка фактического лишения свободы передвижения означает наличие уголовно-процессуальных отношений, которые возникают не ранее появления повода к возбуждению дела. В то же время нельзя считать моментом фактического задержания момент принятия решения о задержании[7] или момент составления протокола задержания.[8] Это противоречит официальному толкованию ч. 2 ст. 48 Конституции РФ и международно-правовых актов, данному Конституционным Судом РФ в постановлении от 27.07.2000 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. И. Маслова». Конституционный Суд прямо указал, что права подозреваемого возникают у лица «независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность». Таким образом, фактическое задержание связано с действиями органов уголовного преследования (а не частных лиц), реально ограничивающими свободу передвижения лица в связи с подозрением в совершении им преступления.
Итак, подозреваемый доставлен в дежурную часть. В срок не более трех часов с момента доставления должен быть составлен протокол задержания (ст. 92), который является основанием для помещения, подозреваемого под стражу. Протокол задержания должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к такого рода документам (ст. 166). В нем указываются дата и время составления, дата, время, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и его объяснения. Кроме того, в протоколе целесообразно отразить состояние задержанного (опьянение, наличие травм), состояние его одежды, указать присутствовавших при задержании лиц. Протокол объявляется подозреваемому, разъясняются его права, о чем в протоколе делается отметка. Протокол подписывается подозреваемым и лицом, его составившим. Копия протокола вручается подозреваемому по его просьбе (п. 1 ч. 4 ст. 46).
Протокол задержания прямо не назван в законе в числе доказательств (ст. 83). Само задержание УПК не относит к следственным действиям. Однако процессуальный закон не исключает доказательственного значения протокола задержания. Такое значение могут иметь; место и время задержания, объяснения задержанного и объяснения очевидцев, если они указаны в протоколе. Согласно ст. 285 протокол задержания может быть оглашен в судебном следствии.
0 произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в течение 12 часов с момента задержания
(ч.3. ст. 92). В течение этого же времени о задержании уведомляются:
• близкий или иной родственник подозреваемого им самим или органом, применившим задержание (ст. 96). Подозреваемому может быть отказано в предоставлении возможности самому уведомить родственников в интересах предварительного расследования (например, для пресечения его попыток распорядиться об уничтожении следов преступления). Уведомление родственников может быть сделано даже в устной форме, но должно включать в себя информацию о факте задержания, месте содержания задержанного, органе, который произвел задержание. Об уведомлении делается отметка в протоколе задержания;
• командование воинской части, если подозреваемый является военнослужащим;
• представительство иностранного государства, если подозреваемый является его гражданином или подданным. Согласно Своду принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, утвержденному Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 09.12.88г., задержанному иностранному гражданину должно быть разъяснено его право связаться со своим консульством или посольством (принцип 16). Уведомление посольства или консульства производится через Министерство иностранных дел РФ;
• защитник подозреваемого, который должен располагать информацией о месте или о перемене места содержания задержанного.
В некоторых случаях уведомление о задержании может не производиться с санкции прокурора. Отсрочка уведомления обосновывается исключительными обстоятельствами расследования, интересами тайны следствия (например, преступление совершено организованной группой, и уведомление о задержании одного соучастника повлечет активные действия остальных соучастников по противодействию расследованию).
Во всех случаях о задержании несовершеннолетнего незамедлительно извещаются его законные представители (ст. 423). Следователь или дознаватель обязаны принять меры попечения об иждивенцах подозреваемого и по обеспечению сохранности его имущества, о чем уведомляется подозреваемый (ст. 160).
Не позднее 24 часов с момента фактического задержания подозреваемому должна быть предоставлена возможность дать показания в присутствии защитника, если он добровольно от него не отказался (ч. 2 ст. 46). То есть допрос должен быть проведен немедленно после задержания так скоро, как это представится возможным. При отказе подозреваемого от дачи показаний должен быть составлен протокол допроса, который фиксирует факт предоставления ему возможности дать показания. Уголовно-процессуальный закон (ч. 4 ст. 92) предусматривает право подозреваемого до начала допроса на свидание с защитником продолжительностью, как правило, не менее 2 часов. Ограничение продолжительности свидания до 2 часов должно быть обосновано необходимостью производства процессуальных действий с участием подозреваемого в силу неотложной ситуации. Не допускается ограничение продолжительности свидания для производства тех следственных действий, которые основаны на показаниях подозреваемого (его допрос, проверка его показаний на месте, предъявление для опознания потерпевшего, когда опознающим является сам подозреваемый). Это объясняется правом подозреваемого отказаться от дачи показаний, в том числе для того, чтобы завершить свидание с защитником.
Подозреваемый содержится под стражей в изоляторе временного содержания или в ином помещении (следственном изоляторе, гауптвахте) в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.95 г. Орган, в производстве которого находится уголовное дело, обязан незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.
Условия содержания подозреваемых под стражей должны соответствовать международным стандартам. Содержание под стражей не может иметь характер кары, наказания, дополнительных лишений, в которых нет непосредственной необходимости с точки зрения целей задержания или устранения помех для хода расследования, или поддержания безопасности и порядка в месте задержания (принцип 36 Свода принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме). Прямо запрещены: пытки или жестокие, бесчеловечные или унижающие виды обращения (принцип 6); понуждения к даче показаний против себя или любого другого лица; методы дознания, нарушающие способность принимать решения или выносить суждения (принцип 21). Условия содержания под стражей должны исключать угрозу жизни и здоровью подозреваемого (ч. 3 ст. 10 УПК).
Встречи оперативного работника с подозреваемым допускаются только по письменному разрешению лиц, в производстве которых находится уголовное дело: прокурора, следователя, дознавателя (ст. 95). Суд может дать разрешение на встречу оперативного работника с подсудимым по делу, принятому судом к своему производству, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Такой подсудимый может быть подозреваемым по другому делу, например при совершении преступления в следственном изоляторе. Для получения разрешения на встречу оперативный сотрудник должен обосновать необходимость проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» или выполнять поручение следователя или прокурора. Задержание подозреваемого завершается его освобождением или применением меры пресечения в виде заключения под стражу. В некоторых случаях срок задержания может быть продлен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18