Уголовно-процессуальное принуждение

Карательное принуждение не характерно для процессуальных отраслей пра­ва. В уголовном судопроизводстве существуют только две таких меры: наложе­ние денежного взыскания в случаях неисполнения участниками судопроизвод­ства процессуальных обязанностей, а также нарушения ими порядка в судебном заседании (ст. 117-118); обращение в доход государства залога, внесенного в виде меры пресечения (п. 4 ст. 106).

Восстановительные принудительные меры защищают субъективные права и обеспечивают исполнение обязанностей. К ним относятся: удаление нарушителя из зала суда (ст. 258), изменение меры пресечения на более строгую (ст. 110); пре­одоление сопротивления при освидетельствовании, осмотре, обыске; привод при неявке по вызовут! т. д. Иногда законом предусматривается принудительное осу­ществление права, например обязательное участие защитника даже тогда, когда обвиняемый от него отказался (ст. 51, ч. 2 ст. 52). Эта мера обеспечивает восста­новление равноправия сторон за счет предоставления стороне защиты дополнитель­ного преимущества  обязательного участия защитника, без которого обвиняемый не сможет противостоять обвинению. Общество особенно заинтересовано в эффек­тивной защите несовершеннолетних; лиц, страдающих психическими и физиче­скими недостатками; обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений.

Предупреждающее принуждение связано с предотвращением возможного в будущем нарушения процессуального порядка. Такое принуждение применяется без вины обязанных лиц и является превентивно-обеспечительным. Основанием его применения служит обоснованное предположение о возможном в будущем процес­суальном нарушении. К этой группе относятся: задержание подозреваемого (гл. 12), меры пресечения (гл. 13), наложение ареста на имущество (ст. 115), временное от­странение от должности (ст. 114), помещение обвиняемого в медицинский стацио­нар для производства судебной экспертизы (ст. 203). Обеспечительный характер имеет и «потенциальное» принуждение при производстве следственных действий.

Восстановительные и предупреждающие принудительные меры обычно при­нято делить по целям их применения на четыре группы:

§        меры, обеспечивающие получение доказательств: обязательство о явке (ст. 112), привод (ст. 113), задержание подозреваемого (ст. 91-92); осмотр жилища (ч. 5 ст. 177); эксгумация (ст. 178); освидетельствование (ст. 179); обыск  (ст. 182); выемка (ст. 183);

§        наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185); контроль и запись переговоров (ст. 186); получе­ние образцов для сравнительного исследования (ст. 202), помещение обви­няемого в медицинский стационар (ст.203);

§        меры, обеспечивающие гражданский иск или возможную конфискацию иму­щества,  наложение ареста на имущество (ст. 115);

§        меры, обеспечивающие порядок в ходе производства по делу,  удаление из зала суда нарушителей (ст. 258);

§        меры, обеспечивающие надлежащее поведение обвиняемого или подозре­ваемого,  временное отстранение от должности (ст. 114) и меры пресече­ния (гл. 13).

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации меры процессуаль­ного принуждения систематизирует в три группы:

§        задержание подозреваемого (гл. 12);

§        меры пресечения (гл. 13);

§        иные меры принуждения (гл. 14).

Третья группа мер принуждения делится еще на две: а) применяемые к подо­зреваемому и обвиняемому (ч. 1 ст. 111) и б) применяемые к потерпевшему, сви­детелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику, понятому (ч. 2 ст. 111).

Глава 2. Задержание подозреваемого и обвиняемого

2.1. Понятие уголовно-процессуального задержания

Российский институт задержания исторически восходит к старофранцузскому дознанию очевидных преступлений, которое в классическом виде получило закрепление в наполеоновском уголовно-процессуальном кодексе 1808 г. Условия очевидности преступления в УПК РФ предстают в виде оснований для задержания подозреваемого.[4] Закон определяет задержание как меру процессуального принуждения, приме­няемую органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в со­вершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК). Сущность задержания состоит в крат­ковременном содержании лица под стражей без предварительного разрешения прокурора или суда. При этом задержание делится на две разновидности: задер­жание обвиняемого и задержание подозреваемого.

Задержание обвиняемого  это неотложная мера процессуального принужде­ния, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей обвиняемого в целях незамедлительного доставления его в суд для рассмотре­ния ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресече­ния в виде заключения под стражу. Это новый процессуальный институт отече­ственного права, находящийся еще в стадии формирования. Его возникновение связано с недопущением избрания заключения под стражу в отсутствие обвиня­емого (ч. 4-5 ст. 108). Поэтому скрывшийся от органов расследования обвиняе­мый может быть задержан на срок до 48 часов для обеспечения его явки в суд для принятия судом решения о заключении его под стражу (ч. 3 ст. 210). Однако за­держание обвиняемого производится в порядке, предусмотренном для задержания подозреваемого, т. е. по аналогии закона. Задержание обвиняемого имеет особые основания, цели, мотивы и условия. Основанием для него является необходи­мость рассмотрения в суде обоснованного ходатайства следователя об избрании в отношении разыскиваемого обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Цель состоит в незамедлительном доставлении обвиняемого в суд для рассмотрения указанного ходатайства. В качестве мотива выступает опасение, что обвиняемый уклонится от явки в судебное заседание. Условием служит вынесе­ние обоснованного постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в ис­ключительных случаях  обвинительного акта, так как при производстве дозна­ния по общему правилу заключение под стражу не применяется.

Задержание подозреваемого предусмотрено гл. 12 УПК. Существенные при­знаки понятия «задержание подозреваемого» позволяют определить его как не­отложную меру процессуального принуждения, содержание которой состоит в кратковременном содержании под стражей лица с целью установить его причаст­ность к совершению преступления и необходимость применения меры пресече­ния в виде заключения под стражу.

В отличие от действующего законодательства УПК РСФСР 1960 г. относил задержание к следственным действиям, тем самым протоколу задержания прида­валось доказательственное значение (ст. 87, 119). Протоколом теоретически мог­ли быть установлены основания задержания, однако практически они всегда ус­танавливались с помощью других доказательств. Протокол был доказательством места и времени задержания, фиксировал объяснения задержанного. Последнее утверждение остается справедливым и для действующего УПК РФ, который пря­мо не называет в числе доказательств протокол задержания, но и не исключает этого (ст. 83, 92, 258).

Уголовно-процессуальное задержание следует отличать от фактического за­держания, административного задержания и меры пресечения в виде заключения под стражу,

Фактический захват (фактическое задержание) представляет собой конкретные принудительные физические действия по лишению вероятного преступника свобо­ды передвижения (п. 15 ст. 5 УПК). Фактический захват может быть элементом процессуального задержания. Однако фактическое задержание бывает и не свя­занным с уголовно-процессуальным. Так, захватить преступника может сам по­терпевший, очевидец (ст. 37-38 УК РФ) или сотрудник патрульно-постовой службы милиции, но в дальнейшем процессуального задержания  кратковремен­ного содержания под стражей  не будет, в силу отсутствия оснований, мотивов или условий. Так, задержание в соответствии с Уставом патрульно-постовой служ­бы милиции общественной безопасности (ст. 135-136,145-153) не влечет в обяза­тельном порядке возбуждение уголовного дела и процессуальное задержание. Эти вопросы относятся к компетенции органов уголовного преследования.

Административное задержание предусмотрено административным законода­тельством (ст. 27.3-27.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Оно применяется по делу об административном правонарушении в целях обеспе­чения его правильного и своевременного рассмотрения, исполнения постановле­ния в виде административного ареста. Срок административного задержания по общему правилу не превышает 3 часов, но в некоторых случаях подлежит продлению. Кроме того, п. 18 ст. 397 УПК (стадия исполнения приговора) и уголов­но-исполнительным правом (ст. 46, 48, 58 УИК РФ) предусмотрено задержание осужденного. Скрывшийся с места жительства осужденный, местонахождение которого не известно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Вне уголовно-процессуальной деятельности происходят задержание лица в зоне проведения контртеррористической операции при отсутствии у него доку­ментов, удостоверяющих личность;[5] задержание граждан, нарушивших правила комендантского часа, на территории действия чрезвычайного положения.[6]

Процессуальное задержание сходно с такой мерой пресечения, как заключение под стражу. В обоих случаях происходит процессуальное содержание под стражей (п. 42 ст. 5 УПК). Однако это различные понятия. Задержание является неотлож­ным, кратковременным содержанием под стражей, имеет особые основания, цели, процедуру применения, всегда предшествует возможному заключению под стражу.

Задержание всегда является неотложным процессуальным действием, поэтому производится лишь на начальном этапе уголовного преследования без санкции прокурора или суда. Поэтому нельзя дважды задержать подозреваемого в совер­шении одного и того же преступления, так как после первого задержания не­отложность ситуации расследования утрачивается. Не допускается и повторное задержание обвиняемого по тому же самому ходатайству об избрании меры пресе­чения в виде заключения под стражу.

Процессуальное задержание производится только органами уголовного пресле­дования  следователем, прокурором, органом дознания и дознавателем (п.1 ст. 5; ст. 91 УПК). При этом, в отличие от УПК РСФСР, новый Кодекс не предусматривает утверждения начальником органа дознания решения дознавателя о задержании.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать