Безработица как социально-экономическое явление
p> Однако действующее трудовое законодательство не в состоянии в полной мере регулировать нынешние трудовые отношения. Безусловно, это относится и к сфере временной занятости. Дело в том, что КЗоТ ориентирован на ситуацию, когда государство в одном лице выступало и как собственник средств производства, и как исполнитель законодательных актов, и как гарант социальной защиты трудящихся. Сейчас все эти функции разделены между работодателями и государственными структурами, в итоге интересы работника оказываются незащищенными.

В проекте федерального закона "Трудовой кодекс Российской Федерации" предусмотрены разделы, определяющие особенности регулирования рынка труда работников, заключивших трудовой договор сроком до двух месяцев, а также порядок найма (ст.257), оплаты отпуска (ст.259), расторжения трудового договора (ст.260). В новом КЗоТе также определены особенности регулирования труда сезонных работников (ст.261-264), лиц, работающих вахтовым методом
(ст.265-270), работников, занятых у работодателей-физических лиц (ст.271-
277).

С принятием нового КЗоТа усилятся социальные гарантии большого числа граждан, имеющих временную и вторичную занятость.

Помимо КЗоТа, основными законами, регулирующими социально-трудовую сферу, являются Конституция РФ и законодательство о занятости с изменениями и дополнениями, а также соответствующие подзаконные акты и положения.

Развитие временной занятости

В условиях социально-экономической нестабильности и нарастания негативных тенденций в сфере занятости особое значение приобретает выбор государством приоритетных направлений политики, способных снизить социальное напряжение, в немалой степени определяемое высокой безработицей.

Важным средством поддержания занятости является обеспечение безработных временными рабочими местами, дающими возможность круглогодичного и разнообразного трудоустройства. Реализация этой задачи предполагает совершенствование механизма организации временной занятости: повышение статуса временной работы; расширение ее видов; изменение условий участия граждан в общественных и временных работах; создание нового механизма финансирования с привлечением средств из различных источников.

В последнее время территориальные органы службы занятости стали уделять повышенное внимание организации временной занятости безработных.
Практикуются совместные плановые выезды специалистов территориальных органов службы занятости и представителей органов местного самоуправления в отдаленные населенные пункты в целях содействия созданию рабочих мест на временные (сезонные) работы, проводятся встречи с работодателями на местах, оказываются необходимые консультационные услуги. Следует отметить, что добросовестные граждане, занятые на сезонных работах, впоследствии нередко принимаются в штат этих организаций около 8%).

Спектр форм временной занятости достаточно широк. Однако основными по- прежнему остаются сезонные и разовые работы по срочным договорам, а также замещение временно отсутствующих штатных работников.

В городах основные партнеры служб занятости в организации временного трудоустройства - акционерные общества, дорожно-эксплуатационные службы, строительные и торговые организации.

Наряду с муниципальными работодателями заявки на временные работы подают и частные предприниматели, использующие дополнительную рабочую силу в летний период (например, летняя торговля с лотков).

Средняя продолжительность временных работ по регионам колеблется и составляет от десяти дней до шести месяцев. Одной из проблем остается краткосрочность работ, поскольку по их окончании граждане вынуждены возобновлять поиск и повторно обращаться в службу занятости.

Среди трудоустроенных на условиях временной занятости достаточно высока доля женщин - 53%; удельный вес молодежи в возрасте до 29 лет - около 40%, большинство из них не имеет опыта работы профессионального образования. Каждый четвертый, направленный на временную работу, - безработный, состоящий на учете в органах службы занятости более года, каждый десятый участник - предпенсионного возраста.

Территориальные органы службы занятости населения постоянно пополняют банк данных по временным работам. Около 80% вакансий ориентированы на рабочие специальности (погрузочно-разгрузочные, дорожные, строительные работы, ручной труд в сельском хозяйстве и т.д.); немногим более 10% предназначены для работников средней квалификации на условиях почасовой оплаты; для высококвалифицированных специалистов (преподавание, консультирование, аудит, разовые заказы художникам, специалистам по рекламе, маркетингу и др.) - менее 10%.

Дополнительная временная занятость, как правило, - нерегулярная, краткосрочная, но достаточно изнурительная и интенсивная. Для работодателей, прибегающих к такой форме привлечения рабочей силы, это реальный способ решения оперативных проблем.

Органам службы занятости Алтайского края удалось наладить взаимодействие с работодателями по сбору данных о временных рабочих местах.
Большую часть вакансий предоставляют муниципальные предприятия, основным видом деятельности которых является выращивание плодово-ягодных культур и овощей. В период проведения сезонных работ уровень безработицы в сельской местности снижается на 0,5 п.п.

В Ленинградской области основными видами временного трудоустройства являются добыча и отгрузка нерудных материалов, работа в котельных на период отопительного сезона, сельскохозяйственные работы, уход за лесопосадками, заготовка и переработка торфа, сезонная торговля и др.

К новым видам временной занятости, которые практикуются в области, можно отнести выполнение заявок от частных лиц на уход за огородами, уборку урожая, выгул собак, уход за больными, выполнение других видов разовых услуг. Для быстрого реагирования на подобные заявки в службе занятости создаются специальные картотеки безработных граждан, согласных выполнять такую работу и готовых приступить к ней в любое время. Заработная плата на временных работах в среднем составляет от 120 до 500 руб. Оплата временной занятости производится без привлечения средств ГФЗН.

В большинстве регионов проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства на условиях временной занятости.

Интересен в этой связи опыт Волгоградской области. Здесь сформирован банк данных, содержащий информацию о свободных местах для трудоустройства граждан в качестве сезонных и временных работников, надомников и некоторых других категорий. Между Комитетом по труду и занятости населения администрации Волгоградской области, государственным предприятием "Областная молодежная биржа труда" и областным советом профсоюзов заключен трехсторонний договор о сотрудничестве по организации областной постоянно действующей ярмарки временных рабочих мест. В 1998 г. в ней приняли участие 112 работодателей, имеющих вакантные временные рабочие места и около 10 тыс. граждан, из которых свыше тысячи человек отобраны работодателями для последующего трудоустройства. Проведение подобных ярмарок дает гражданам, занятым неполную рабочую неделю и находящимся в административных отпусках, шанс подобрать место временного характера, чтобы улучшить свое материальное положение.

Проведение ярмарки вакансий временных работ в Грибановском районе
Воронежской области позволило занять более 500 человек.

При содействии органов службы занятости в 1998 г. на общественные и временные работы по стране в целом трудоустроено более 500 тыс. человек, из них более половины - женщины. При этом было создано свыше 244 тыс. временных рабочих мест.

В 1999 г. планируется временно трудоустроить более 1,1 млн. безработных граждан, в том числе на общественные работы - около 400 тыс. человек.

Основные проблемы организации временной занятости

Одна из главных причин неудовлетворенности граждан временной занятостью - низкая заработная плата (часто ниже пособия по безработице) и частые задержки ее выплаты (иногда до шести месяцев). Кроме того, кратковременность этих работ ухудшает положение безработных граждан (так как у них не будет 26 оплачиваемых календарных недель, необходимых для начисления пособия по безработице) при повторном обращении в органы службы занятости (биржу труда).

Существенным недостатком работы на условиях временной занятости остается отсутствие гарантий на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве на временные рабочие места граждане также оказываются лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки).

Местонахождение временного места работы для многих безработных очень важно из-за дополнительных расходов на транспорт.

Для улучшения организации временной занятости следует продолжить совершенствование законодательства в части льготного налогообложения, направленного на стимулирование работодателей к привлечению работников на условиях временной занятости.

Развитию этого вида занятости могло бы способствовать установление социальных гарантий для трудоустроенных на такие места - страховой полис, больничный лист, запись периода временной работы в трудовой книжке и др.

Органам исполнительной власти субъектов Федерации совместно с органами службы занятости надо активизировать деятельность по увеличению числа временных рабочих мест, особенно в регионах с критической ситуацией на рынке труда, привлечению работодателей и органов местного самоуправления.

Список использованной литературы

1. З.А.Котшер “Структура занятости населения: проблемы совершенствования.” Москва: “Наука” 1989.

2. Н.М.Краева “Резервы повышения трудовой активности населения”

М: “Экономика” 1983.

3. А.Новицкий “Население и формы занятости” М: “Мысль” 1985

4. Н.В.Воронина “Социально-экономические проблемы использования рабочей силы” М:”Мысль” 1973

5. М.Н.Ким “Трудовой потенциал и занятость” Харьков 1993

6. А.Грязнова, Г.Марусис “Занятость, уровень, структура и формы регулирования” Минск 1994

7. И.В.Бестужев-Лада “Безработица? Не может быть!” “Экономика2 1992

№5

8. “Курс общей экономической теории” под ред. А.М.Крылова,

Краснодар 1997

9. “Учебник по основам экономической теории” В.Д.Камаев и др.

М:1994

10. Л.Костин “Занятость, зарплата и инфляция” “Человек и труд” 1999

№2

11. Д.Сакс “Рыночная экономика и Россия” М:1994

12. “Всемирный кризис ведет к росту безработицы” “Трудовой мир”

1998, “Человек и труд” 1999 №8

13. С.Смирнов “Рынки труда регионов в условиях финансово- экономического кризиса” “Человек и труд” 1999 №3

14. Н.Власова, Е.Кулишова “Минтруд подводит итоги” “Человек и труд”

2000 №3

15. Тецуя Дзе “Политика занятости в Японии” “Человек и труд” 1999 №3

16. “Чтобы безработица на Кубани не молодела” О.Ищенко “Человек и труд” 1999 №7

17. Т.Голандцева , И Гривина “Временная занятость, как форма активного содействия занятости безработных граждан” “Человек и труд” 1999 №11

18. Ф.Прокопов “Эффективная организация услуг службы занятости: совершенные подходы” “Человек и труд” 1999 №8

19. О.Славицкий “Повысить взаимную ответственность субъектов рынка труда” “Человек и труд” 1999 №2

20. “Как улучшить закон о занятости населения” С.Смирнов “Человек и труд” 1999 №11

21. В.Супян “Рынок труда в США: состояние и проблемы” “Человек труд”

1999 №7



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать