Из вышесказанного видно, что формы и методы регулирования цен очень разнообразны и переход к свободному ценообразованию не означает отказ от государственного регулирования цен.
3.3 Контроль ценообразования налоговыми органами в России.
Проблема использования льготного налогового режима (офшорных зон) для легального ухода от налогообложения стала актуальной для нашей страны с переходом к рыночной экономике, либерализацией внешней торговли. Следует также иметь в виду, что развитые страны, где налоговое бремя значительно, пытаются найти способы противодействия не только использованию офшорных зон для избежания налогообложения, но и стремлению транснациональных корпораций переносить часть своей деятельности в государства с более благоприятным налоговым режимом.
Российское налоговое законодательство до 1.01.1999 г., обязывало налогоплательщиков корректировать налогооблагаемую базу для реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости. При такой реализации в исчислении налога на прибыль, НДС, а также отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы использовались рыночные цены на аналогичную продукцию. Кроме того, для исчисления НДС в случае реализации аналогичной продукции в течение предшествующих 30 дней по ценам выше себестоимости требовалось применять максимальную цену реализации за этот период.
Это положение законодательства вызывали многочисленные нарекания
налогоплательщиков, не соответствовали принципам налогового
законодательства развитых стран и с введением в действие первой части
Налогового Кодекса РФ были отменены. Их заменили нормы, позволяющие
налоговым органам в определенных случаях корректировать цены для целей
налогообложения. Они в целом соответствуют законодательству США и Европы о
трансфертном ценообразовании.
Ст. 40 Налогового кодекса РФ позволяет налоговым органам корректировать
цены сделок в следующих случаях: при сделках между взаимозависимыми лицами;
по товарообменным (бартерным) операциям; при отклонении цен сделок более
чем на 20 % (до 18.08.1999 г.. – 30 %) в сторону повышения или понижения от
уровня цен, применяемых налогоплательщиком по однородным товарам в течение
непродолжительного периода времени и совершения внешнеторговых сделок (с
18.08. 1999 г.).
Если в этих случаях цены товаров, примененные сторонами сделки, отклоняются более чем на 20% (до 18.08.1999 г. – 30 %) в сторону повышения или понижения от рыночной цены однородных товаров, то налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налогов, исходя из рыночной цены, с взысканием с налогоплательщика пени.
Для определения рыночной цены используется информация о сделках с однородными товарами между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Должны учитываться такие факторы, как величина сделки, сезонные скидки, качество и т.п. При отсутствии сделок с однородными товарами или недоступности информации о них применяются другие способы определения рыночной цены – метод цены последующей реализации и затратный метод.
В отличие от зарубежных стран, где область регулирования
законодательства о трансфертном ценообразовании стран ОЭСР –
внешнеэкономические сделки, совершаемые между взаимозависимыми лицами,
Российские налоговые органы получили право контролировать цены не только
при сделках между взаимозависимыми лицами и внешнеторговыми, но и при
бартерных операциях, а также в случаях отклонения цен сделок более чем на
20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых
налогоплательщиком по идентичным товарам в течение непродолжительного
периода времени. Предоставление налоговым органам столь широких полномочий
по контролю за ценообразованием при том, что уровень рыночных цен на
практике определить объективно достаточно сложно, нельзя считать
оправданным.
При сделках между взаимозависимыми лицами цены не должны существенно отклоняться от рыночных. В случае их существенного отклонения налоговые органы имеют право доначислить сумму налога (как правило, налога на прибыль корпораций), исходя из рыночных цен. Способы определения этих цен те же, что предусмотрены в ст. 40 первой части Налогового кодекса РФ, т.е. на основе цены сделки с однородными товарами с сопоставимых экономических условиях. При невозможности применения этого способа применяется метод цены последующей реализации или затратный метод. Также может применяться перераспределение прибыли внутри группы взаимозависимых компаний с использованием определенных законодательством принципов.
Следует подчеркнуть, что существует отличие между изложением метода цены сделки с однородными товарами в ст. 40 и в рекомендациях ОЭСР. По российскому законодательству требуется определить рыночную цену на рынке однородных товаров, с которой сравнивается цена исследуемой сделки. При этом должны использовать лишь официальные источники информации о рыночных ценах и биржевых котировках.
В соответствии с западными нормами, так и с российскими, если условия сопоставляемых сделок (величина партии, качество товара и т.п.) различаются и это оказывает серьёзное влияние на цену, то необходимо произвести соответствующие корректировки. Если такие корректировки не могут быть произведены, то можно использовать метод цены сделки с однородным товарами вместе с другими методами или использовать лишь эти другие методы.
В соответствии с рекомендациями ОЭСР при проведении и проверок налоговые органы, прежде всего, анализируют методы ценообразования, используемые самими налогоплательщиками, проверяя правильность их применения. Обычно налоговые органы должны доказать несоответствие применяемых цен рыночными. Налогоплательщик при этом стремится доказать, что используемый им подход к ценообразованию обеспечивает соответствие применяемых цен рыночным с учетом необходимых поправок. Для того чтобы отстоять свою позицию, налогоплательщик должен обладать необходимыми документальными доказательствами. В ряде государств применяется такой инструмент, как предварительные соглашения между налогоплательщиками и налоговыми органами о механизме ценообразования. В нашей стране они законодательством не предусмотрены. В таких соглашениях оговариваются применяемые налогоплательщиками методы ценообразования. Соглашения позволяют налогоплательщикам избежать риска доначисления сумм при проведении налоговых проверок (если соблюдаются условия соглашений).
Ввиду отсутствия необходимого опыта налоговым органам трудно применять метод последующей перепродажи и затратный метод. Но, очевидно, что при внесении в Налоговый Кодекс РФ необходимых изменений, при более четкой формулировке правил, которыми должны руководствоваться налоговые органы при проведении проверок, применяемых организациями цен, при всем при этом, будет меньше возможностей для произвола и коррупций.
Теперь, важно интегрировать все аспекты ценообразования, где получения целостной картины этого процесса на примере абстрактного предприятия.
3.4 Ценовая политика предприятия во-первых, важную роль играет определение целей ценовой политики.
Важную роль играет определение целей ценовой политики.
Обычно этих целей несколько. Среди них:
- обеспечение существования фирмы на рынках. Проблемы могут возникнуть из-за конкуренции или изменившихся запросов потребителей. Нередко, чтобы продолжать бизнес и ликвидировать запасы, снижают цены. При этом прибыль может терять свое первостепенное значение. Но пока цена покрывает издержки, производство может продолжаться.
- Максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы установить на свой товар цену, которая обеспечивала бы максимум прибыли. Для этого определяют возможный спрос и предварительные издержки по каждому варианту цен. Из альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. В реализации данной цели ориентируются на краткосрочные ожидания прибыли и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов маркетинга, политикой конкурентов, регулирующей деятельностью государства;
- Максимальное расширение оборота. Цену, направленную на максимизацию оборота, применяют тогда, когда продукт производится корпоративно и сложно определить всю структуру и функции издержек. Здесь же важно оценить спрос. Реализовать данную цель можно посредствам установления процента комиссионных от объема сбыта.
- Оптимальное увеличение сбыта. Предприниматели считают, что увеличение объема сбыта, приведет к снижению издержек на единицу продукции и к увеличению прибыли. Исходя, из возможности рынка снижают цены на свою продукцию до минимально допустимого уровня, повышая долю своего рынка, добиваются снижения издержек единицы товара и на этой основе могут и дальше снижать цены. Но такая политика приносит успех только если чувствительность рынка к ценам велика, если реально уменьшить издержки производства и распределение в результате расширения объемов производства и, наконец, если снижение цен отодвинет конкурентов в сторону;
- «снятию сливок» благодаря установлению высоких цен, фирма устанавливает на каждое свое производственное нововведение максимально возможную цену благодаря сравнительным преимуществам новинки. Когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, привлекая к себе следующий слой клиентов, достигая в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота;
- лидерство в качестве. Фирма, которая способна закрепить за собой такую репутацию, устанавливает высокую цену, чтобы покрыть большие издержки, связанные с повышением качества и необходимыми для этого затратами.
Указанные цели ценовой политики соотносятся между собой, далеко не всегда совпадая. Их достижение взаимодействует и во времени.
Следующий шаг – определение спроса. Как правило цена и спрос находятся в обратной зависимости друг от друга, но по особо престижным товарам ситуация может быть противоположной. Бывает, что производитель косметики продает по повышенным ценам больше товара, чем по низким. В таком случае цена служит для потребителя признаком особого качества. Чувствительность потребителей к ценам определятся рядом психологических и экономических факторов. Например, чувствительность потребителей к изменению цен будет ниже, если:
- продукт расположен на рынке от других(не имеет аналогов);
- Потребитель неизвестные товары- заменители;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14