Экономическая география 50 вопросов
p>Животноводство. В составе его выделяют отрасли: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, коневодство и т.д. Скотоводство — разведение крупного рогатого скота, дает самый большой объем продукции: мясо (2/5 мяса) и молоко. Направления скотоводства: молочное, молочно-мясное, мясомолочное и мясное.

Структурные изменения в с/х связанные с политикой государства (финансовая и ценовая политика, кредитно-инвестиционная), с диспаритетом цен на с/х продукцию и пром-ную продукцию привели к снижению эффективности с/х.
Снизилось использование удобрений, сократился парк техники, не соблюдается агротехническая технология и т.д. Это привело к снижению произ-ва с/х продукции, снижению платежеспособности с/х предприятий, к фактическому банкротству многих хоз-тв. Происходящие изменения форм собственности не привели к заметным результатам. Фермерские хоз-ва не находят поддержки, а разразившийся кризис усугубил все проблемы с обеспечением техникой, удобрениями и т.д.
Поголовье крупного рогатого скота за годы реформ сократилось на 10%, Свиней
— 7на 125, птицы — на 5%, овец и коз — на10%.
Главная проблема с/х в технической отсталости, слабой семенной базе, состарившихся трудовых ресурсах (средний возраст 55 лет). Перспектива развития в перевооружении, внедрении новых агротехнологий и использование качественного семенного материала, совершенствование формы организации труда.

Третье звено АПК — перерабатывающая пром-ть, слагаемая из пищевой и легкой пром-ти. Назначение пищевой пром-ти — произ-во продуктов питания
(пищевыми концентратами, консервами, полуфабрикатами, переработанными продуктами растениеводства и животноводства и т.д.). Пищевая пром-ть тесно связана с с/х, которое поставляет ей сырье. По характеру сырья различают две группы:
1. отрасли использующие необработанное сырье (крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная)
2. отрасли использующие сырье прошедшее обработку (чаеразвесочная, кондитерская, хлебопекарная, макаронная).
Пищевая пром-ть встречается всюду на территории страны, но первая группа тяготеет к р-нам произ-ва сырья, т.к. вес готовой продукции значительно меньше исходного сырья и снижаются затраты на транспортировку. Например, предприятия рыбной пром-ти располагаются вблизи мест лова. Но произ-во скоропортящихся продуктов располагаются вблизи потребителя. Но при этом необходимо рассчитывать размеры производимого с/х сырья, во избежание простаивания произ-ва. Таким образом, терр-ное размещение зависит от наличия сырья и размера сырьевой базы. Вторая группа предприятий тяготеет к местам потребления. Сырье используемое ими уже прошло первоначальную обработку и перевозить его выгодней, чем готовую продукцию. Некоторые отрасли ориентируются как на сырьевую базу, так и на потребителя.
Мясокомбинаты имеются во всех крупных и средних городах и во многих с/х комплексах. Такой же характер размещения у молочной и мукомольной пром-ти.
Пищевая пром-ть недостаточно эффективна, имеет устаревшее оборудование, недостаточное капиталовложение, сырье низкого качества и т.д. Она не обеспечивает всей потребности в продуктах питания.
Легкая пром-ть. Она включает в себя около 30крупных отраслей. Ее продукция непосредственно влияет на уровень жизни населения. Это трудоемкая пром-ть.
Ее предприятия не очень велики и не требуют больших затрат воды и энергии.
Поэтому размещение предприятий различно, с ориентацией: на потребителя, на сырьевую базу, на то и др.
Текстильная пром-ть находится в глубоком кризисе по многим причинам: устаревшее оборудование, низкое качество продукции, разрыв связей с поставщиками (хлопок из Ср. Азии), финансовый кризис, снижение капиталовложений и т.д. Это можно сказать обо всей легкой пром-ти.

28. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ РОССИИ
Производительные силы — это людские ресурсы и средства произ-ва, которые используются для произ-ва материальных благ. Размещение производительных сил это —действия по терр-ному размещению предприятий сферы материального произ-ва с учетом уже функционирующих терр-ных структур.

Размещение основывается на терр-ном разделении труда — на хоз-ной специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др. территорий. Оно должно учитывать многие конкретные условия На размещение производительных сил неизбежно влияют определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения производительных сил, определяющей их развитие.

Группы факторов размещения:
. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
. социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);
. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил);
. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);
. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения).

Одним из основных технико-экономических факторов терр-ного размещения произ-ва является ЭГП — это отношение данного объекта (страны, города, предприятия) к объектам, находящимся вне него (т.е. отношение к др. странам, городам, крупным пром-ным центрам, транспортным путям и т.д.).
Существующее размещение произ-ных сил сложилось в ходе исторического развития.

Европейская Россия отличается высоким уровнем хоз-го освоения и высокой плотностью размещения производительных сил. При снижении доли в населении России (1926г - 86,3%, 93г - 81,1%) ее произ-ный и научный потенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85% пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского населения составляет 75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ- ств в крупных городах. В Европейской России находятся крупнейшие городские агломерации и 12 городов-«миллионеров». Терр-ная структура расселения и хоз- ва имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы. В Западном макрорегионе сформировались крупные межрайонные комплексы, объединяющие группы р-нов. Это связано с их геогр. особенностями, своеобразием ЭГП, историческими особенностями формирования хоз-ва и расселения, современными проблемами. Этот макрорегион является металлургической базой и специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти.

Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины
(75%). Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России).
Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно- энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно с запада на восток. Поэтому здесь сконцентрированы производительные силы добывающих отраслей. Разнообразные ресурсы Западной Сибири (газ, нефть, уголь) активно используются на предприятиях переработки западных р-нах. На азиатском Севере концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. и редких металлов, запасы хим. сырья, но удорожание всех работ на Севере в 2-5 раз затрудняет размещение здесь производительных сил. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в
1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. -
32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например, если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в
1990г. — более 1,3млн. человек. Восточный макрорегион — главная топливно- энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов.

30. ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.).

Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ- ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека.

Услуги предназначены для людей и должны оказываться там, где они живут. Поэтому при организации системы обслуживания учитывается терр-ное размещение населения.

Коммуникационная система РФ включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и веществ.

Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему.

Важная роль в сфере обслуживания принадлежит рекреационному хоз-ву, включающему сеть специализированных оздоровительных учреждений, баз отдыха, туристические базы. Развитию этой отрасли способствует разнообразие зон отдыха в РФ, здесь насчитывается 7,5тыс. учреждений отдыха, десятки тыс. культурно-исторических памятников, тысячи источников минеральных вод и т.д.
Большая часть учреждений расположена в европейской части страны. Выделяют р- ны, образованные:
. на основе природных ресурсов и условий (климат, благоприятные условия, живописный ландшафт) (Минеральные Воды, Сочи)
. вокруг крупных городов и культурных центров (Москва, С-Петербург)
. вокруг ценных культурно-исторических объектов (Золотое Кольцо, Загорск).
Но в условиях кризиса новые зоны отдыха практически не создаются, старые ветшают и сильно перегружены, некоторые закрыты из-за межнациональных конфликтов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать