Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.
Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго- балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.
В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры,
начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная.
Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех
городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших —
управление, наука и высшее образование.
Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы.
Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр
науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение
(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др.
отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки
Москвы, хим., полиграфической.
6. ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС
Транспорт — необходимое звено в нар.-хоз. комплексе. Транспорт участвует в
доставке продукции нар. хоз-ва до потребителя, сырья, узлов и
полуфабрикатов — до пром-ных предприятий. Без транспорта невозможно было бы
осуществить терр-ное разделение труда между регионами и территориями.
Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и
трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это
совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными
узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и
осуществляется обмен грузами. В РФ несколько сотен транспортных узлов,
крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе
определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида
транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием
природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном
под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных
сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения
городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.
Железнодорожный транспорт
Он играет ведущую роль в транспортной системе, т.к. на него приходится
основная масса грузооборота. Это обусловлено экон.-геогр. особенностями
страны (большие расстояния, плохое состояние автомобильных дорог).
Протяженность ж/д в РФ 87тыс.км, меньше чем в Канаде и США, но нагрузка
больше. Темпы развития ж/д отстают от темпов развития всего нар. хоз-ва.
Поэтому важнейшие магистрали сильно загружены, скорость движения низка (30
км/ч). Основные черты географии ж.д. определились еще в царское время и
мало изменились потом. В европейской части конфигурация напоминает кольцо
(с центром в Москве) от которого отходят радиусы (на С-Петербург, Смоленск,
Орел, Нижний Новгород). На разных расстояниях эти радиусы пересекаются
кольцевыми дорогами. От европейской части к востоку протянулись широкие
магистрали (к Екатеринбургу, Челябинску, Оренбургу). Чем восточнее, тем их
меньше. Это создает проблемы для грузопотоков идущих на Урал, и Сибирь.
После распада СССР значительные участки ж.д. оказались за пределами РФ.
Одним из направлений развития ж.д. транспорта является электрификация ж.д.,
др. — строительство скоростных дорог (первый проект скоростной дороги
Москва - С-Петербург так и не начат).
Автомобильный транспорт
Это один из самых дорогих видов транспорта. Но он обладает большой
маневренностью и скоростью движения, возможностью доставлять грузы
непосредственно потребителю. Дальние перевозки автомобильный транспорт
осуществляет в восточных и северных р-нах страны, горах Кавказа, где
отсутствуют др. виды транспорта. Эффективность автомобильного транспорта во
многом зависит от густоты и качества дорог. Их протяженность 880тыс.км, но
только 73% с твердым покрытием. Крупнейшие автодороги расходятся лучами от
Москвы к С-Петербургу, Симферополю, Бресту, Челябинску. В восточных р-нах
число дорог уменьшается. До сих пор нет автодорог, пересекающих всю РФ с
запада на восток. Плохое состояние дорог в сельской местности очень
затрудняет доставку с/х продукции. Особенно это проблема остра для
Нечерноземья. Нуждается в усовершенствовании и транспорт.
Морской транспорт
Этот вид транспорта имеет важнейшее значение из-за геогр. положения страны
Но после распада СССР условия для морских перевозок ухудшились. Морской
транспорт имеет сложное хоз-во: флот, порты, судоремонтные заводы. По
тоннажу российский флот занимал седьмое место в мире, но большая часть уже
выходит из строя. В РФ 39 портов, но относительно крупных только 11. Первое
место в грузообороте принадлежит портам Тихого океана, через которые
снабжаются северо-восточные р-ны страны и осуществляются
внешнеэкономические связи с Азией и Австралией. Второе — Балтийские порты,
обеспечивающие внешние связи с Европой и Америкой. Через порты Черного моря
осуществляется в основном экспорт нефти. По морям Северного бассейна
проходит Северный морской путь, имеющий огромное значение в снабжении
Крайнего Севера.
Речной транспорт
Он играет решающую роль в тех р-нах, где протекают многоводные реки, а
сухопутный транспорт плохо развит. По рекам экономично перевозить объемные
грузы, не требующие быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, стройматериалов.
Волго-Камский бассейн — основной для речного транспорта, осуществляющего
перевозки грузов в экономически развитой части страны.
Авиационный транспорт
Это единственный вид, охватывающий перевозками всю страну. Но объем грузов
не велик. Самолетами доставляются грузы в труднодоступные р-ны, перевозя
скоропортящиеся грузы. Главная специализация — перевозка пассажиров.
Трубопроводный транспорт
Этот вид транспорта по грузообороту приближается к ж/д транспорту, а по
затратам намного экономичнее. По трубопроводам передается 97% нефти, весь
газ, многие продукты переработки нефти.
Связь
Задача связи — передача различной информации, объем и роль которой
стремительно нарастает. Сегодня все заметнее становится несоответствие
уровня развития российской связи современным требованиям. РФ практически
выпадает из глобальной системы связи: из-за малого количества линий связи,
недостаточное количество современных видов связи. Уровень телефонизации
очень низок, используется устаревшее оборудование, вводимое вновь
оборудование, как правило импортное. Лучшая ситуация с радиофикацией и
телевидением. Но РФ значительно отстает в области многоканального,
спутникового телевидения и разработки телевидения с высокой четкостью
(цифрового телевидения). Перспективы развития связи: прокладка
трансроссийской артерии оптико-волоконной связи, которая может стать
составной частью мировой системы связи, развитие спутниковой связи.
8. РАЙОНЫ, УЗЛЫ И ЦЕНТРЫ — ВАЖНЕЙШИЕ ФАКТОРЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ХОЗ-ВА
Отдельные части территории России отличаются друг от друга по природным,
историческим и соц.-экон. условиям. Поэтому выделяются экон. р-ны по
совокупности природных и хоз-ных признаков. Экон. р-н — это территория,
которая отличается от др. специализацией и особенностями развития хоз-ва,
своеобразием геогр. положения, природными и трудовыми ресурсами. Терр-ная
организация хоз-ва строится на геогр. разделении труда — на хоз-ной
специализации отдельных территорий, которые производят продукцию для др.
территорий. На размещение производительных сил неизбежно влияют
определенные факторы. Факторы размещения — это совокупность природных и
соц.-экон. условий, которые являются движущей силой размещения
производительных сил, определяющей их развитие.
Группы факторов размещения:
. природные (наличие природных ресурсов, их качественная и количественная оценка, климатические, орографические, гидрологические условия и т.д.);
. социально-демографические (численность населения и его расселение, половозрастная, этническая структура, религиозный состав населения, естественное и механическое движение населения, уровень и темпы урбанизации, численность, структура и уровень квалификации трудовых ресурсов и др.);
. технические (достигнутый и возможный уровень техники и технологии на данном этапе развития производительных сил);
. экономические (экон.-геогр., в том числе трансп.-геогр. положение, уровень развития объектов произ-ной и соц. инфраструктуры, объем капитальных вложений, эффективность произ-ва, научно-технический прогресс, произ-ный и научный потенциал);
. экологические (охранные и конструктивные мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению нормальных жизненных и трудовых условий для населения).
Экон. р-н — это территория, отличающаяся от др.: специализацией хоз-ва (например специализацией может быть ТЭК) комплексностью развития ( взаимосвязанностью всех структур хоз-ва) наличием единой системы управления.
Отрасли хоз-ва концентрируются в определенных центрах и узлах имеющий определенный потенциал.
Формирование узлов и центров в каком-либо месте зависит от: уровня экон. развития, особенностей формирования трудовых ресурсов, степени концентрации и специализации произ-ва, освоенности территории (в первую очередь транспортная), естественных условий произ-ва, наличия природных ресурсов.
Совокупность центров, узлов и транспортных магистралей образуют
опорный каркас расселения и терр-ной структуры хоз-ва. При рассмотрении
терр-ной структуры размещения произ-ва рассматриваются экон. р-ны. При этом
выделяются прежде всего территории с высокой концентрацией произ-ва, т.е.
узлы и центры, затем транспортные магистрали. Например, терр-ная структура
хоз-ва Центрального экон. р-на имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль
транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами
сформировались пром-ные узлы — Москва, Рязань и т.д. Основные элементы терр-
ной структуры хоз-ва Урала— две меридиальные полосы:
Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург. Основной элемент терр-ной
структуры хоз-ва Поволжья — крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль
Волги.
9. РФ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Роль и место России в мировом сообществе определяется не только состоянием самого государства (ее экономикой, степенью демократизации, геополитическим положением, ресурсами и потенциалом, в том числе и военным), но расстановкой сил в мире и состоянием быстроменяющегося мирового сообщества. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Но и многие развивающиеся страны не стоят на месте, приобретая в мире все больший вес, и не только в экон. жизни. Страны, опаздывающие в развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17