СЭЗ могут иметь самые различные организационные формы и различное
целевое назначение. Среди них выделяются торговые СЭЗ — свободные
таможенные и беспошлинные зоны, транзитные зоны, расположенные на
перекрестках транспортных путей. Выделяются пром-ные зоны свободного
предпринимательства и особенно экспортно-пром. зоны, ориентирующиеся прежде
всего на внешние рынки. Выделяются также научно-технические или технико-
внедренческие зоны, создаваемые на базе технологических парков, но также
ориентированные на внешние рынки, зоны страховки и банковских услуг и др.
При этом в экономически развитых и развивающихся странах преимущество
отдается различным из этих форм.
Число СЭЗ в экономически развитых странах Запада, по-видимому, уже
превышает 250. Примерно 90 из них находятся в Западной Европе. В странах
Восточной Европы СЭЗ стали возникать в конце 70-х - начале 80-х гг. К концу
80-х их было уже более 40, в основном в Югославии и Венгрии, но также в
Польше, Болгарии. В США общее число СЭЗ превышает 130. Среди них
распространены зоны свободного предпринимательства и научно(технико)-
внедренческие СЭЗ. Такие же зоны характерны для Японии. В развивающихся
странах первые СЭЗ возникли в середине 60-х; примером такого рода может
быть СЭЗ «Кандла» в Индии. Больше всего СЭЗ в развивающихся странах Азии, в
первую очередь в «новых индустриальных» и в странах АСЕАН. Некоторые авторы
считают даже, что Сингапур, как государство, и Гонконг, как территория, в
целом являют собой СЭЗ.
В бывшем СССР интерес к СЭЗ проявился только в середине 80-х, а
решение правительства о создании первых СЭЗ было принято в 1988 г. В России
в 1994 г. таких зон было уже 15. Среди них есть «точечные» (городские) СЭЗ:
С-Петербург, Выборг, Зеленоград, Шереметьево, Находка. Но преобладают более
крупные по территории областные зоны — такие как «Янтарь» (Калининградская
обл.), «Садко» (Новгородская обл.), «Кузбасс», «Алтай», «Горный Алтай»,
«Даурия» (Читинская обл.), «Ева» (Еврейская авт. обл.), «Сахалин». Поэтому
их общая площадь уже достигла 1млн.км2, или 6% всей территории страны.
Среди СЭЗ России преобладают произ.-экспортные и свободные таможенные зоны,
но есть и технополисы, например, подмосковный Зеленоград.
Как показывает мировой опыт, создание в России и др. странах СНГ СЭЗ разных видов может способствовать ускорению научно-технического прогресса, росту выпуска наукоемкой продукции и насыщению их внутреннего рынка.
4. ЭКОНОМИЧЕСКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ (Центральная Россия (ЦР)
Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экономические р-ны.
ЦР — экон. и полит. ядро страны.
Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал. В Москве занято 45% всех научных работников страны. ЦР готовит кадры высшей квалификации, т.к. здесь сосредоточены институты Российской Академии наук и отраслевых академий, проектно-конструкторские организации, концентрируются наукоемкие (в том числе оборонные) и трудоемкие произ-ва. В ее главных центрах после выхода России из кризиса будут решаться задачи отработки новейших технологий.
ЦР — р-н древне- и старорусского заселения (Ростово-Суздальская земля и т.п.), центр формирования Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции (Москва — столица России).
Среди всех р-нов ведущая роль в экономике, науке, культуре, полит.
жизни на протяжении всей истории нашей страны принадлежала р-нам ЦР,
особенно Центральному.
Экон.-геогр. положение, природные условия и ресурсы. На формирование ЦР
оказали воздействие прежде всего экон.-геогр. положение и особенности
исторического развития. Выгодное положение ЦР на водоразделах Волги,
Днепра, Западной Двины и Дона в период становления Русского государства и
относительной безопасности от внешних врагов способствовало быстрому
заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как
«собирательницы земли русской». В дальнейшем экон. подъему и пром-ному
развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны,
особенно после создания ж/д (транспортное положение). Преимущества ЭГП,
наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили
ее роль — организатора индустриализации страны, а в настоящее время —
решающую роль в проведении коренных экон. реформ.
Поверхность ЦР не создала препятствий для освоения и заселения
территории, для с/х и транспорта. Невысокие возвышенности на западе
(Валдайская, Среднерусская, Смоленско-Московская) переходят на востоке в
низменности — Верхневолжскую, Мещерскую.
ЦР относительно небогата природными ресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняки, глина, песок) и фосфориты, соль начали активно использовать лишь в XX в. Но они только частично удовлетворяют потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы.
Богатство ЦР — железно-рудные ресурсы Курской магнитной аномалии.
Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнением позволяет при
больших земельных ресурсов, при правильной мелиорации и агротехники
получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарной
свеклы.
Население. ЦР — территория, где сформировался русский народ. Лишь на
востоке живут марийцы, чуваши, мордва. Резко преобладает городское
население. В ЦР в настоящее время около 1040 городских поселений, в том
числе 364 города. Важнейшее место среди городов занимают города-
«миллионеры»: Москва (8,8млн. чел.), Нижний Новгород (1,4млн.). Вокруг них
сформировались городские агломерации.
В ЦР более 40 древних городов (Смоленск, Ростов, Муром, Ярославль,
Суздаль, Рязань, Курск, Владимир, Москва — 1147г.). Позднее возникли города-
крепости на юге ЦР (Воронеж, Белгород). В XVIII в. было основано много
городов; среди них Липецк, Рыбинск, Кинешма. В XIX в. созданы города из
бывших фабричных сел (Иваново и др.).
Много больших и малых городов создано в советское время.
Сложны проблемы дальнейшего развития наиболее крупных городов. Они могут решаться лишь совместно с системой городских поселений, образующих агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особое значение приобретает возрождение малых городов как центров культуры, образования, рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, что позволит улучшить жизнь российской «глубинки».
Сельское расселение имеет свои геогр. особенности. В северных частях
ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранее преобладала миграция
сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкий недостаток трудовых
ресурсов в сельской местности. Начались процессы переселения части жителей
зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формирование фермерских хоз-тв,
создание поселков и городков для служащих российской армии и членов их
семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимых
государств.
Основное население ЦР — русские. Лишь на северо-востоке компактно проживают чуваши, марийцы и мордва в нац. республиках.
Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва ЦР складывались под
влиянием ряда факторов:
1. роли ее р-нов как главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;
5. благоприятных транспортных связей;
6. использования преимущественно привозного сырья и энергии;
7. формирования собственной мощной металлургической базы на основе ресурсов
КМА;
8. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной.
ЦР специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении, и в меньшей мере на отраслях, перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим., металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой (текстильной) пром-ти. Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско- экскурсионная деятельность.
Для машиностроительного комплекса прежде всего характерны:
1. Тесная связь с научными, конструкторскими и проектными институтами и организациями.
2. Формирование на базе крупнейших машиностроительных заводов и важнейших институтов мощных произ-ных и научно-произ. объединений.
Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой
продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для
сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого
машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника,
приборостроение, вычислительная техника (Москва, Н. Новгород, Воронеж,
Иваново, Рязань). Доля этих наукоемких произ-ств точного машиностроения ЦР
в произ-ве страны составляет 1/2.
ЦР специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического
оборудования (Москва). Здесь производится более 1/4 продукции транспортного
машиностроения: автомобили, самолеты (Москва, Смоленск, Н. Новгород,
Воронеж), суда (Н. Новгород), оборудование для ж/д транспорта (Коломна,
Мытищи, Тверь). Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов
(Калининград) и предприятия оборонного комплекса Н. Новгорода, Тулы,
Владимира и др. городов в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е.
переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции.
В ЦР производят машины и оборудование для многих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили, фотоаппараты, пылесосы, часы).
Дополняют машиностроительный комплекс предприятия, производящие
конструкционные материалы. Это прежде всего черная металлургия. Основное
значение имело формирование металлургии Центра на базе крупнейших в мире
ресурсов КМА. Главные металлургические центры — Липецк, Старый Оскол и
Тула. В центрах машиностроения — передельная и «малая» металлургия. В ЦР
выделяется хим. пром-ть, производящая каучук и шины (Ярославль), волокна
(Центральный р-н), пластмассы, удобрения (Подмосковье).
На севере и северо-востоке ЦР получила развитие лесная,
деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть, использующая в
основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР стала основным в стране
производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города
Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. областей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17