Экономическая география 50 вопросов
p> Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хоз-ва, производящие разнообразные услуги. Услуги — это особый вид продукции, которая потребляется не в виде вещи, а в форме деятельности. Инфраструктурный комплекс включает в себя коммуникационные услуги (услуги транспорта и связи) и сферу услуг (бытовые услуги, здравоохранение, учреждения культуры, жилищно-коммунальные услуги, услуги банков, страховых агентств, юридических организаций, сфера спорта и курортно-оздоровительный комплекс). Услуги можно подразделить на материальные (торговля, жил-ком, бытовое обслуживание, транспорт и связь и т.д.) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, гос. управление, оборона, охрана правопорядка и т.д.).

Инфраструктурный комплекс обеспечивает взаимодействие различных частей нар. хоз-ва и отдельных территорий страны. С его помощью осуществляются и межгосударственные связи. Входящие в нее отрасли подготавливают квалифицированные кадры, обеспечивают полноценный отдых, сокращают потери времени от болезней и тем самым повышают производительность труда в произ- ной сфере. Соц. влияние комплекса еще более значительно, т.к. он формирует духовный мир человека.

Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых — перемещение в пространстве информации, энергии, людей и веществ. Транспорт выполняет задачи: обеспечения устойчивых связей между отдельными отраслями и р-нами страны, своевременное и полное удовлетворение потребностей нар. хоз-ва и населения в перевозках. С помощью одного вида транспорта эту задачу выполнить трудно, поэтому все виды транспорта взаимодействуют, дополняя друг друга и образуя транспортную систему.
Основные виды транспорта: ж/д, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный — образуют транспортный комплекс. Транспортная система — это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т.е. пунктами, в которых сходится несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами. В России несколько сотен транспортных узлов, крупнейший — Москва. Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в общей транспортной работе. При выборе вида транспорта учитывают себестоимость и скорость, грузоподъемностью и влиянием природных условий на его работу. Транспортная сеть формируется в основном под влиянием соц.-экон. факторов, таких как размещение производительных сил, концентрации произ-тв и их специализации их и развития, размещения городов, направления экон. связей, размещения мест отдыха, курортов и т.д.

11. ОТРАСЛЕВОЙ СОСТАВ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Назначение пищевой пром-ти — произ-во продуктов питания (пищевыми концентратами, консервами, полуфабрикатами, переработанными продуктами растениеводства и животноводства и т.д.). Пищевая пром-ть тесно связана с с/х, которое поставляет ей сырье. По характеру сырья различают две группы:
1. отрасли использующие необработанное сырье (крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная),
2. отрасли использующие сырье прошедшее обработку (чаеразвесочная, кондитерская, хлебопекарная, макаронная).
Пищевая пром-ть встречается всюду на территории страны, но первая группа тяготеет к р-нам произ-ва сырья, т.к. вес готовой продукции значительно меньше исходного сырья и снижаются затраты на транспортировку. Например, предприятия рыбной пром-ти располагаются вблизи мест лова. Но произ-во скоропортящихся продуктов располагаются вблизи потребителя. Но при этом необходимо рассчитывать размеры производимого с/х сырья, во избежание простаивания произ-ва. Таким образом, терр-ное размещение зависит от наличия сырья и размера сырьевой базы. Вторая группа предприятий тяготеет к местам потребления. Сырье используемое ими уже прошло первоначальную обработку и перевозить его выгодней, чем готовую продукцию. Некоторые отрасли ориентируются как на сырьевую базу, так и на потребителя.
Мясокомбинаты имеются во всех крупных и средних городах и во многих с/х комплексах. Такой же характер размещения у молочной и мукомольной пром-ти.

Можно на примере Мордовии проследить закономерности размещения пищевой пром-ти. Малые мукомольные предприятия, мельницы и крупорушки как правило располагаются рядом с заготовительными предприятиями, которые располагаются на пересечении крупных автомобильных дорог. Зерноперерабатывающие предприятия за исключением спиртовых заводов располагаются здесь же (для сокращения потерь при транспортировки). Предприятия перерабатывающие картофель располагаются рядом с местами его произ-ва, для сокращения потерь, связанных с биологической особенностью культуры — промерзании при
-1оС, подверженности гниению, потери качества при хранении выше +5оС).
Сахарный завод в Ромоданове находится в центре территории на которой выращивают сахарную свеклу (по той же причине, с др. стороны он расположен на ж/д узле (что необходимо для использовании привозного сахаротростникового сырья). Предприятия, занимающиеся переработкой овощей и фруктов, расположены в городах Саранске, Краснослободске, Рузаевке, т.к. специализированные с/х предприятия расположены вблизи этих городов.
Остальные хоз-ва специализирующиеся на выращивании овощей и фруктов имеют сеть более мелких перерабатывающих предприятий на местах. Предприятия изготавливающие полуфабрикаты, колбасы из мяса птицы располагаются вблизи птицефабрик. Так же как множество колбасных цехов расположенных в хоз-вах специализирующихся на разведении скота. Крупные мясокомбинаты с колбасными цехами имеются практически во всех крупных городах. Размещение молокоперерабатывающей пром-ти диктуется необходимостью быстрой переработки сырья, т.к. перевозка на расстояние свыше 25 км резко ухудшает качество.
Поэтому сеть предприятий отрасли охватывает практически все административные р-ны Мордовии. Головные заводы размещены обычно в районных центрах. Предприятия изготавливающие цельномолочную продукцию расположены в крупных городах. Кондитерские, макаронные и многие др. предприятия пищевой пром-ти как правило располагаются в крупных городах.
Пищевая пром-ть недостаточно эффективна, имеет устаревшее оборудование, недостаточное капиталовложение, сырье низкого качества и т.д. Она не обеспечивает всей потребности в продуктах питания.

12. ЭГ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА

Москва — экон. и полит. ядро страны и крупнейший пром-ный узел. Здесь сконцентрирован огромный научно-технический потенциал.

Москва — территория древне- и старорусского заселения, центр формирования Московского, а затем Русского государства, получивший столичные функции (Москва — столица России).

ЭГП положение, природные условия и ресурсы. На формирование оказали воздействие прежде всего ЭГП и особенности исторического развития. Выгодное положение узла в период становления Русского государства и относительной безопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению ее территории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской».
В дальнейшем экон. подъему и пром-ному развитию способствовало улучшение транспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д
(транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и квалифицированных кадров, столичное положение определили ее роль — организатора индустриализации страны, а в настоящее время — решающую роль в проведении коренных экон. реформ.

Население. Москва — территория, заселения русского народа. Москва
(8,8млн. чел.), Резко преобладает городское население. Вокруг них сформировались городские агломерации.

Хозяйство. Главные черты современного хоз-ва складывались под влиянием ряда факторов:
1. роли как главной научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;
2. старопромышленного характера;
3. наличия высококвалифицированных кадров;
4. выгодного экон.-геогр. положения, в том числе столичного;
5. благоприятных транспортных связей;
6. формирования собственной мощной металлургической базы на основе ресурсов
КМА;
7. в Москве и городах ЦР была создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение
(станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки
Москвы, хим., полиграфической.

Москва специализируется на наукоемком квалифицированном машиностроении. Особое место занимают наука и научно-техническое обслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а в последние годы туристско-экскурсионная деятельность.
Машиностроительный комплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, что основная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение для коренной технологической перестройки самого машиностроения приобретают станкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительная техника.

Кроме того Москва специализируется на произ-ве энергетического и электротехнического оборудования. Здесь производится продукции транспортного машиностроения. Аэрокосмический комплекс Москвы и ее пригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е. переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции.

Москва и Подмосковье стали основным в стране производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва, Иваново, города Московской обл. (Орехово-
Зуево, Ногинск).

ТПК использует в основном топливо и энергию др. р-нов.

Для Москвы, где много р-нов значительной концентрации пром-ных предприятий, сосредоточения городских поселений, важно рациональное использование территорий и природных ресурсов, выделение крупных участков для рекреации, внедрения новых технологий с безотходными системами произ- ств.

Для обеспечения экономики Москвы сырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевой характер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР в значительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Начинается создание скоростной ж/д
Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новых автомагистралей и аэропортов.

Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная.
Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление, наука и высшее образование.

Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и радиусами. В перспективе развитие столицы предусматривает полную реконструкцию пром-ти, научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит ликвидировать непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города.
В Москве, находящейся на постиндустриальной стадии развития, не предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде всего центром науки, культуры, образования, финансовой деятельности. В городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг при сокращении числа работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будет уделено реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейших памятников архитектуры, истории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать