Экономическое состояние предприятия

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Активы предприятия финансируются в основном за счет собственного и заемного капитала. Ключевой индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), называется уровнем общей рентабельности [24].

Уровень общей рентабельности = (общая прибыль * 100)/Активы (2.15)

Этот показатель для более полной характеристики предприятия в плане его рентабельности можно дополнить индикаторами рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками [24]:

Рентабельность оборота = (Общая прибыль * 100)/Валовая выручка (2.16)

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала [26]:

Число оборотов капитала = Валовая выручка / Активы (2.17)

Уровень общей рентабельности предприятия равен произведению рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

С точки зрения собственника предприятия интерес представляет окупаемость собственного капитала. Уровень рентабельности собственного капитала определяется аналогично предыдущей формуле, но при этом в качестве активов выступает собственный капитал.

Таким образом, основные направления повышения уровня общей рентабельности предприятия связаны с увеличением рентабельности оборота и увеличением числа оборотов капитала предприятия. Однако одно и то же значение показателя «уровень общей рентабельности» может быть достигнуто различными способами комбинирования ключевых индикаторов – рентабельности оборота и числа оборотов капитала.

На производственных предприятиях, как правило, достаточно высока рентабельность оборота при относительно небольшом числе оборотов капитала. Это связано со значительными вложениями средств в основной капитал и достаточно длительным производственным циклом изготовления готовой продукции.

В большинстве торговых предприятиях необходимый уровень общей рентабельности достигается за счет большого числа оборотов капитала при низкой рентабельности оборота (предприятия по торговле продуктами питания и повседневного спроса).

При оценке финансово-экономического положения предприятия важным показателем является – доходность предприятия. Под доходностью в самом общем виде понимается отношение доходов (выручки) предприятия к его издержкам. В данном случае наиболее целесообразно все возникающие издержки на предприятии представлять в виде постоянных и переменных издержек.

Первым ключевым индикатором, при помощи которого можно оценить степень доходности предприятия, является коэффициент покрытия.

Коэффициент покрытия = (Величина покрытия/Валовая выручка)*100 (2.18)

Коэффициент покрытия определяется отношением величины покрытия к валовой выручке в процентах.

Величина покрытия товара – разница между ценой реализации товара и величиной переменных издержек. Соответственно под средней величиной покрытия товара понимается разность между ценой реализации единицы товара и величиной средних переменных издержек. Величина покрытия товара показывает, какая часть средств идет на покрытие постоянных издержек предприятия и на формирование прибыли.

Изучая динамику изменения коэффициента покрытия по результатам деятельности предприятия, можно оценивать перспективы предприятия. Уменьшение коэффициента покрытия на предприятии является одним из тревожных симптомов его неблагополучного положения. На уменьшение коэффициента покрытия могут влиять ряд факторов [23]:

-            снижение цены реализации;

-            рост средних переменных издержек (как правило, связано с ростом закупочных цен);

-            ухудшение структуры сбыта, т.е. уменьшение в производственной программе предприятия доли товаров с более высоким коэффициентом покрытия.

Так как величина покрытия товара связана с компенсацией постоянных издержек и формированием прибыли, то можно определить такое состояние, при котором на предприятии хватает средств лишь на покрытие постоянных издержек.

Соотношение между частью величины покрытия, идущей на формирование прибыли, и постоянными издержками определяется ключевым индикатором – бесприбыльным оборотом. Бесприбыльный оборот соответствует такому объему реализации продукции, при котором прибыль у предприятия равна нулю. При бесприбыльном обороте величина покрытия в стоимостном выражении соответствует постоянным издержкам. Предыдущая формула легко трансформируется в формулу по определению величины бесприбыльного оборота (величина покрытия – постоянные издержки, а валовая выручка – бесприбыльный оборот) [24].

Бесприбыльный оборот=(Постоянные издержки/коэффициент покрытия)*100 (2.19)

Бесприбыльный оборот исчисляется в стоимостных единицах измерения и показывает минимально допустимую валовую выручку предприятия. Из формулы видно, что уменьшение коэффициента покрытия вызывает увеличение бесприбыльного оборота, что является одним из факторов, снижающих надежность деятельности предприятия. Иными словами, предприятие становится более уязвимым на случай незапланированного снижения объемов реализации продукции и соответственно уменьшения валовой выручки. Степень уязвимости предприятия в данном случае может быть определена показателем – запас надежности [24].

Запас надежности=(Валовая выручка–Бесприбыльный оборот)*100/Валовая выручка (2.20)

Таблица 2.4

Анализ рентабельности государственного предприятия «Керченский комбинат хлебопродуктов»


Показатель

Формула расчетов

2004год

2005год

Нормативное значение

Коэффициент рентабельности активов

Ф.2с.220абор.225/ [Ф1(с.280(гр3)+с.280(гр4))/2]

0,087

0,015

>0 увеличение

Коэффициент рентабельности собственного капитала

Ф.2с.220абор.225/ [Ф1(с.380(гр3)+с.380(гр4))/2]

0,117

0,026

>0 увеличение

Коэффициент рентабельности деятельности

Ф.2с.220абор.225/ Ф2с.035

0,032

0,011

>0 увеличение


Из таблицы 2.4 видно, что показатели рентабельности соответствуют норме. Однако в 2005 году по сравнению с 2004 годом происходит снижение показателей рентабельности. Это можно объяснить уменьшением чистой прибыли. В 2004году чистая прибыль составляла 1055,6 тыс. грн., а в 2005году чистая прибыль – 248,5 тыс. грн.


2.4 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия


Ликвидность предприятия – способность предприятия своевременно отвечать по своим обязательствам. Иными словами, ликвидность определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность активов – величина, обратная времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше требуется времени, чтобы данный вид активов обрел денежную форму, тем выше его ликвидность. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.

В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:

А1 – наиболее ликвидные активы – денежные средства предприятия и их эквиваленты;

А2 – быстрореализуемые активы – все виды текущей дебиторской задолженности и текущие финансовые инвестиции;

А3 – медленно реализуемые активы – статьи раздела II актива «Запасы», прочие оборотные активы, а также статьи раздела III актива баланса «Расходы будущих периодов»;

А4 – трудно реализуемые активы – статьи раздела I актива баланса «Необоротные активы».

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

П1 – наиболее срочные обязательства. К ним относится статьи раздела IV пассива «Текущие обязательства», за исключением краткосрочных кредитов и заемных средств;

П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства;

П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства;

П4 – постоянные пассивы – источники собственных и приравненных к ним средств.

Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место соотношения [36]:

А1≥П1; А2≥П2; А3≥П3; А4≤П4.                                                      (2.21)

Выполнение первых трех неравенств с необходимостью влечет выполнение и четвертого неравенства, означающего, что величина постоянных пассивов должна превышать величину труднореализуемых активов в случае абсолютной ликвидности баланса. Поэтому практически существенным является сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву. Четвертое неравенство носит «балансирующий характер» и в то же время оно имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости, то есть наличии у предприятия собственных оборотных средств.

В случае, когда одно или несколько неравенств имеют знак, противоположный зафиксированному в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе, хотя компенсация при этом имеет место лишь по стоимостной величине, поскольку в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.

Результаты анализа ликвидности баланса оформляются в виде табл. 2.4. в графах 2,3,5,6 даны итоги групп актива и пассива, вычисляемые по приведенным выше соотношениям, на начало и конец отчетного периода. В графах 7 и 8 представлены абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец отчетного периода [37]:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать