Экономика. Лекции, которые в дальнейшем использовались в качестве шпор

Экономика. Лекции, которые в дальнейшем использовались в качестве шпор

смотреть на рефераты похожие на "Экономика. Лекции, которые в дальнейшем использовались в качестве шпор"

Конкурентная Борьба.

Формы, методы, стратегия. Конкурентное поведение предприятия.
Конкурентная борьба - соперничество субъектов рыночной эк-ки по поводу лучших условий пр-ва и реализации товаров.
Объективные условия для рыночной конкурентной борьбы:
- все субъекты обособлены друг от друга на основе определ. форме собственности;
- зависимость субъектов рын. эк-ки от рын. конъюнктуры (спрос, предложение и динамика цен);
- несогласованность интересов покупателей и продавцов.
Конкурентная борьба является внутренним источником развития рын. эк-ки, т.е. конкурентная борьба способствует обеспечению общего эк. равновесия и эк. спроса.
Эк. равновесие - такое состояние, когда совокупный спрос по объему и по структуре равен совокупному предложению по объему и по структуре.
Эк. рост - увеличение объема пр-ва во времени.
“+”: - стимулирует повышение качества продукции, снижение затрат и постоянство продукции;

- приводит к повышению концентрации пр-ва.
“-“: - предполагает потерю труда, затраченного на пр-во отдельных товаров;

- создает нестабильность среди субъектов рын. эк-ки (увеличение риска и нестабильность);

- приводит к отклонению цен от стоимости по причинам, независящих от предпринимателя.
Формы конкурентной борьбы:
1. Внутриотраслевая и межотраслевая: а) Внутриотраслевая охватывает все отрасли, занятые одним видом товаров.
Выявляются общественно-необходимые затраты на пр-во данного товара. Это затраты, связанные с обществ. условиями пр-ва. => формируется рыночная цена. б) Межотраслевая - к.б. между отраслями за наиболее выгодное применение капитала. Общественно-необходимые затраты не одинаковы. Норма прибыли также неодинакова. Из тех отраслей, где норма прибыли ниже, капитал уходит, т.к. невыгодно вкладывать капитал. Происходит перелив капитала из тех отраслей, где норма ниже в те отрасли, где выше до тех пор, пока норма прибыли не сравняется (равная прибыль на равный капитал). Меж. к.б. приводит к образованию средней (общей) норме прибыли => образуется цена пр-ва
(издержки пр-ва (затраты на покупку рабочей силы и затраты на средства пр- ва) + средняя прибыль на капитал).
2. К.б. между монополиями, крупными корпорациями. а) конкуренция между монополиями; б) к.б. между монополиями и немонополиями; в) к.б. внутри монополий (борьба за источник сырья, за рынки сбыта продукции, за квоту между участниками монополиями).
3. Совершенная и несовершенная к. а) совершенная к.б.
Признак: -многочисленность предприятий при пр-ве товара; -масштабы предприятий таковы, что ни одно предприятие не может влиять на цену на рынке; -одинаковое технич. совершенствование средств пр-ва; -идентичное качество; -развитие транспорта, который связывает все рынки данной страны;
-такое кол-во покупателей, что весь товар реализуется; -мгновенное получение информации о конъюнктуре рынка; -мгновенная реакция на эту инф.; нет ограничений на конкуренцию. б) несоверш. - такая к., когда отдельные предприятия могут оказывать влияние на результаты к., цены, сбыт и сущ. ограничения:
1) свободная к. отличается от сов. тем, что: -нет инф. одинаковой для всех;
-невозможна мгновенная реакция на изменение конъ. рынка; -развитие транспорта не обеспечивает мгновенный перевоз товара; -участники не имеют преимуществ и находятся в равных условиях;
2) монополия
3) алигополия (господство немногих)
Методы к.б.: а) ценовая к. - воздействие на рынок осущ. через изменение цены. Направлена на ликвидацию прибыли; б) неценовая к. связана с достижением научно-тех. прогресса, повышение качества, применение модификаций данного товара, усиление рекламы (8-15% затрат от товарооборота), послепродажный сервис;
(Монополии) в) лишение конкурента рабочей силы путем договора с профсоюзом; г) использование демпинговых цен с целью разорения конкурента; д) ограничение технич. достижения путем коммерческой тайны.
Конкурентная стратегия - концепция и способы ее реализации направлены на реализацию той цели, которую выбирает данная фирма: а) монополизация рынка; б) многоцелевое направление к. стратегии (сохранение и расширение сектора рынка, обновление товара и т.д.)
К. поведение предприятия:
1) Тип предприятия приспосабливающийся. Приспосабливается к условиям рынка, следит за нововведением, старается опередить противника по введению новшеств на рынке;
2) Креативный. Предприятие старается само разрабатывать нововведения и их использование.
3) Обеспечивающий (гарантированный). Используются возможности приспособления и криативности.

Рулевая роль предприятия: -лидеры (40% продукции на рынке); -претендент на лидерство (30%); -ведомые (до 20%); -новички (до 10%).

Механизм рыночного регулирования пр-ва как важная часть хозяйственного механизма об-ва.
Хоз. механизм об-ва - способы и методы организации и управления пр-ва:
-способы планирования; -материальное стимулирование; -финансирование;
-управление.
Хоз. механизм - механизм рыночного регулирования пр-ва; -гос. регулирование; -внутрифирменное планирование.
Процесс пр-ва содержит: -стихийные элементы (спрос, предложение);
-планомерные элементы.
Рыночный механизм - это стихийный механизм регулирования пр-ва с помощью рынка. Планирование и гос. регулирование , планомерные элементы.
Соотношение стихийности и планомерности пр-ва в процессе развития рын. экономики.
19 век:
1. свободная конкуренция
2. колебание цен вокруг цены равновесия под действием D и S
3. перелив ресурсов неограничен
4. гибкое приспособление фирм к рын. конъюнктуре

1. четкая организация пр-ва внутри фирм

20 век:
1. зависимость предприятий мелкого и среднего бизнеса от рын. конъюнктуры
2. колебание цен вокруг цены равновесия под действием D и S
3. перелив ресурсов между немонополистическими отраслями

1. влияние крупных корпораций на рын. цены и прибыль
2. сознательное укрепление корпораций своими филиалами на основе контрактных соглашений и портфеля заказов
3. гос. программа эк. развития. Воздействие гос-ва на рынок
4. интернациональные процессы между гос-вами ЕЭС и др.
5. взаимосоглашение между ведущими странами и коррекции эк. политики

Теоретические основы цены и ценообразования в условиях рынка.
Цена зависит всегда в условиях рын. эк-ки от соотношения спроса и предложения.
Цена - денежное выражение стоимости товара.
Стоимость товара явл. той объективной основой, вокруг которой происходит колебание цен.
Концепции.
1.Концепции классической школы
Объективной основой цены явл. стоимость товара. Стоимость - абстрактный общ. труд, затраченный на пр-во и воспр-во товара. Обмен между товарами явл. эквивалентным товаром => стоимости товаров равны. Цена не всегда совпадает со стоимостью по величине => зависит от спроса и предложения.
Цена должна возместить производителю все затраты общественного труда. Цена может не возместить какую-то часть, если у нее индивидуальные затраты труда выше общественно необходимого => товаропроизводитель стремится, чтобы индивидуальные затраты были ниже, чем общ.
2.Концепция маржинолистов (Бембаверг, Менгер).
Основой цены и основой обмена явл. предельная полезность продукта, субъективно оцениваемая продавцом и покупателем.
Предельная полезность зависит от: -кол-ва реализуемого товара;
-интенсивности потребности.
Предельной называется полезность последнего реализуемого блага в оценке предельного покупателя и пред. продавца.
Менгер: “Никакого эквивалентного обмена сущ. не может”.
Обмен происходит тогда, когда для продавца предельная полезность меньше, чем на товар, на который он меняет.
Бембаверг: Факторы, влияющие на цену:
1. потребность покупателя в данном товаре
2. оценка полезности покупателем
3. оценка денег покупателем
4. оценка полезности товара продавцом
5. оценка денег продавцом
6. кол-во товара для продажи
Маршалл: “В основе цены лежит не только полезность, но и издержки пр-ва”.
Цена образуется от полезности (предложение) и от издержек пр-ва (спрос).
Цена явл. результатом взаимодействия спроса и предложения.
3.Концепция факторов (Кларк, Цей).
Объективной основой цены явл. взаимодействие всех факторов (капитал, земля и т.д.). Эта теория строится на положении А.Смита. Стоимость товара опред. трудом при простом товар. пр-ве. В условиях рын. эк-ки стоимость исчисляется из доходов (зарплата, рента, прибыль).
Методы ценообразования.
1. метод полных (или средних) издержек пр-ва + прибыль;
2. на предельных издержках пр-ва (издержки на добавочную ед. продукции).
Виды цен:
- оптовая цена
- розничная
- трансфертная - цена внутри фирмы (покрывает затраты без наценки прибыли)
- равновесия
- конкурентная рыночная
Ценовая стратегия предприятия - ценовое поведение предприятия на рынке, обеспечивающее конкурентную стратегию и обеспечивающее маневрирование ценой при реализации как отдельного товара, так и всей партии.
Виды ценовой стратегии:
1. Стратегия высоких цен (стратегия снятия сливок) при начальной продаже товара;
2. Стратегия низких цен (стратегия проникновения на рынок). Постепенное снижение цен после того как основные затраты будут возмещены.
3. Стратегия дифференцированных цен (система скидок, наценок с цены).
4. Стратегия льготных цен.
5. Стратегия гибких цен.

Рыночное регулирование экономики.
Основано на действии эк. законов: стоимости и предложения
Закон стоимости:
Все товары производятся и обмениваются в соответствии с затратами общ.- необх. труда (действуют через механизм цен)
Спрос и предложение: Спрос растет при понижении цены; S с повышением цены.
Если S=D, то цена равновесия.
Если D>S, то цена растет от стоимости, не все затраты общ. труда реализуются => S надо увеличивать, расширение пр-ва.
Если D необходимо сократить пр-во Т.
Таким образом через механизм действия эк. законов товаропр-во ставится в условие либо повышения, либо понижения пр-ва Т.
Перелив капитала в процессе межотраслевой конкуренции. Капитал уходит туда, где прибыль больше, из отрасли где прибыль меньше. Отсюда происходит перераспределение прибыли между отраслями пр-ва.
Если D=const, то цены растут выше стоимости => прибыль на ед. капитала возрастает => перелив К в процессе межотраслевой конкуренции регулирует пропорции пр-ва так чтобы обеспечивать общее эк. равновесие.
Маркетинговый подход к управлению
Создание маркетинговых служб для изучения рын. конъюнктуры. Исследование учитывают при пр-ве Т. Т производят с учетом реализации. Если общее эк-е равновесие устойчивое => рост пр-ва, при отклонении пропорций от потребностей рынка эк-ка возвращается в состояние равновесия.
Неустойчивое равновесие - отклонение сфер отраслей пр-ва со временем не изменяется, а возрастает. Эк-ка не возвращается в равновесное состояние.
Государственное регулирование пр-ва:
- участие гос-ва в организации процесса воспр-ва в целях наиб. эффективности ресурсов и удовлетворения потребностей членов общества
- регулирование структуры пр-ва через использование гос. инвестиций
- НТ исследование
- гос-во разрабатывает эк. программы или индикативные планы развития эк-ки
(рекомендации)
Для крупных корпораций , но не для среднего и мелкого бизнеса и не охватывает иностранный капитал.
Использование гос. регулирования смягчает эк. кризисы. В процессе развития эк-ки нарастают элементы планомерности и понижается стихийность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать