Распределение доходов А
100% равномерное распределение доходов
I - первичное распределение (показ. большое разнообразие доходов)
III II I II - выравнивание доходов с помощью налогов
III - результат налогового распределения и трансфертов.
О В 100% кол-во населения, кот. получ. доходы
Сравниваем площади фигур с S(АОВ. Чем больше разница, тем больше
дифференциация доходов.
Влияние доходов работников гос. сектора влияет на дифф-цию.
Итак, гос-во стремится уменьшить разницу доходов различных слоев населения,
которые явл. результатом распределения.
Зарубежные экономисты считают, что сглаживание дифф-ции доходов не всегда
дает нужный эффект.
Повышение налога на прибыль => заинтересованность падает => падает пр-во
продукции.
Аллокационная функция.
Сущность: гос. перераспределение пр-ных ресурсов в интересах более
прогрессивных отраслей пр-ва.
Сначала, когда только начинают, нет доступа к достаточному кол-ву ресурсов,
гос-во распределят туда => повышается эффективность пр-ва.
Далее гос-во распределяет, если пр-во какого-то продукта недостаточен.
Также роль гос-ва связано с военным пр-вом, распределением ресурсов.
Гос. сектор эк-ки сложился после II Мировой войны, возникла гос.
собственность. Размер гос. сектора неодинаков. В основном капитале доля гос-
ного сост. от 20% до 30%.
Включает предприятия полностью связанные с бюджетом, предприятия (часть
доходов от реализации своей продукции + бюджетное финансирование),
предприятия только иногда получающие гос. субсидии.
Направленность - повышение общей эффективности.
Гос. сектор эк-ки функционирует либо без прибыли, или с маленькой прибылью
=> финансирование гос. сектора дает в бюджет меньше дохода, но
использование пр-ных ресурсов частными предприятиями дает возможность
увеличить прибыль за счет снижения затрат.
Ф-ние гос. сектора повышает общую эффективность пр-ва.
Осуществляет планирование пр-ва, управление, реализацию продукции,
финансирование их деятельности.
Через сектор гос-во оказывает воздействие на всю эк-ку и на рыночный сектор
в том числе.
Для деятельности гос. сектора необходимы ресурсы: оборудование, техника
(гос-во закупает у частных корпораций) => на рынке гос-во выступает как
покупатель.
Закупки осущ. на конкурентной основе. Оплата гос. заказа по цене (издержки
пр-ва + гарантир. % поставку (продукция, где нужно экономить)), корпорации
получают высокую прибыль.
Кроме заказов гос-во закупает на рынке продукцию. Цели:
- удовлетворить потребности гос. сектора;
- создание страховых запасов, необходимых стране.
Увеличивает D на рынке => расширение пр-ва.
Формирование конкурентной среды и оказание помощи для этого мелкому и среднему бизнесу.
Эта ф-ция гос-во особенно важна. Гос-во - сила, которая уравновешивает силу
монополий и ограничивает их деятельность с помощью антимонопольного
законодательства (в любой стране).
. Усиливаются возможности для конкуренции.
Затруднение перелива капитала в стране.
Если издержки пр-ва какой-то корпорации и цены на продукцию значительно
превышают средние условия с пр-ва связь с НТР, если прибыль корпорации
больше, чем средний уровень.
Антимоноп. законодат. стремится предотвратить антимон. ситуацию.
Запрещается нефинансовым компаниям покупать больше 5% акций какой-нибудь
компании, любой компании запрещается покупать больше 10% акций в
конкурирующих компаниях, члены правления не имеют права занимать место в
конкурирующих компаниях, запрещен холдинг.
Меры снятия антимон. сил:
1. насильственное изъятие пакета акций или часть контр. акций;
2. насильственное разукрупнение предпр.;
3. изъятие излишка прибыли и штрафы за моноп. деятельность.
Эти меры компании могут обжаловать в теч. 30 дней в арбитражном суде.
В других странах антимон. законодательство тоже самое.
Поддержка гос-ва малому и средниму бизнесу выражается в:
- налоговых льготах;
- льготном кредите;
- оказание тех. помощи.
Регулирование внешнеэк. деятельности.
Осущ. через все формы внешнеэк. связей гос-ва. Прежде всего гос-во
стремится, чтобы валюта была конвертируемой и устойчивой, открывает счет.
Гос-во накапливает резервную валюту и использует, стремиться к тому чтобы
торговый и платежный баланс были активными.
Помощь корпорациям в завоевании рынка (спец. форма кредита, гарантия
кредита иностранным покупателям).
Вывоз капитала в другие страны, вывозится как гос., так и частный капитал
(дается взаймы сумма денег или частному или ссудный капитал).
Вывоз производит. капитала означает вложение денег за рубежом.
Эти вложения бывают:
- прямые (гос-во сосредотачивает в своих руках контрольные пакеты акций);
- портфельные (часть пакета акций).
Вывоз капитала придает деятельности предприятий интернациональный хар-р и
увеличивает доходы гос. бюджета.
Участие страны в интеграционных мероприятиях (интеграц. эк. процессы
означают специализацию различных стран на пр-ве опред. продукции или частей
и кооперирование между странами, предусмотренные договоренностью) широко
развито в странах Западной Европы.
Страны Эк. Сообщества имеют общую политическую власть, безпошл. перевоз
товаров между странами, ставит вопрос о единой валюте.
Инструменты и методы гос. регулирования.
Инструментами называются формы воздействия гос-ва на эк. процесс, к ним
относятся правовое законодательство, гос. контроль над биржами, аудиторская
деятельность.
1. Правовое законодательство. Формирование законов, законы функционирования различных АО, з-ны отношений между различными АО. Определяет право наследования, присвоения других предприятий. Включает в себя антимоноп. законодательство.
2. Контроль над биржами. Контроль над всеми видами бирж, определение условий формирования бирж, осущ-е биржевых процессов, взаимоотношение бирж между собой, формирование курса ценных бумаг.
3. Аудиторская деятельность. С целью выявления как предприятие выполняет принытые гос-вом законы. Ее проводят аудиторы, которым предъявл. очень высокие требования.
Методами называются способы воздействия гос-ва на эк. процесс:
1. Прямые оказывают непосредственное воздействие на какой-то рынок, отрасль и т.д.
2. Косвенные оказывают глобальное воздействие на всю эк-ку (их все принимают как должное). Связанны с непосредственным финансированием регионов, отраслей, через бюджетную налоговую и кредитно-денежную систему. Через бюджетно-налоговую гос-во оказывает воздействие на эк-ку, дифференцируя ставки налогов, отменяя и вводя новые налоги, применяя, устанавливая, отменяя льготы. Повышение налогов означает уменьшение возможностей пр-ва и наоборот.
Налоговый мультипликатор.
[pic]
Виды налогов:
- налог на доходы;
- налог на имущество;
- на прирост доходов;
- на оборот;
- акцизы.
Налоговые поступления явл. одним из источников расходов из гос. бюджета.
Оказывают влияние на процесс пр-ва.
[pic]
Политика по регулированию с помощью налогов и расходов гос. бюджета
называется фискальной политикой.
Рассматривают 2 вида:
1. Дискретная - применение гос-вом решения по разработке спец. программ, контроль за их выполнением.
2. Внутренние стабилизаторы. Без применения каких-то решений стабилизаторы сами оказывают регулирующее воздействие на эк-ку.
Если доходы растут => налоги растут => падает пр-во => падают доходы =>
падает сумма налоговых поступлений (все это автоматически).
Чем более полная занятость, тем больше поступления от зарплаты, тем больше
отчислений в фонд безработных.
Кредитно-денежное регулирование.
Ставка % меняется в зависимости от D и S на ссудный капитал. Если гос-во
хочет расширить пр-во, то повышает ставку % (кредит дешевле).
Денежная масса в обращении должна увеличиваться темпами на 25% меньше, чем
расш. пр-во. Это влияет на эмиссию
Методы прямого регулирования пр-ва.
1. прямая поддержка дотациями;
2. поведение макроструктурных сдвигов через разработку и финансирование
НТП;
3. финансирование эк. программ;
4. финансирование соц. сферы;
5. введение стандартов, за невыполнение - санкции;
6. гос. заказы на конкурентной основе.
Формы гос. регулирования эк-ки.
Под формами нужно понимать основные направления гос. воздействия на эк-ку.
1. Стимулирование НТП и НИОКР и формирование прогрессивных структур эк-ки.
Формирование и развитие зависит от гос. финансирования НТП и НИОКР, требут больших затрат, от 60-70% затрат берет на себя гос-во, гос-во проводит координацию НИ работ, поддержка отраслей (электроника, э/э) значит. финансир. гос-вом.
2. Регулирование инвестиционного процесса и обеспечение эк. роста. За счет средств гос. бюджета в гос. секторе, субсидий для развития частного сектора, за счет удешевления кредита и льгот.
3. Эк. программирование и индикативное рег. эк-ки. Развивается во всех странах Зап. Европы, ент только в США. Суть в том, что разрабатываются программы развития эк-ки на определенный период времени.
- направления;
- цели разв.;
- источники финансирования.
Программы обязательны для гос. сектора эк-ки. Он не охватывает развитие
малого и среднего бизнеса.
Виды эк. программ:
- конъюнктурные (характерны для начинающих стран);
- частично структурные (на 3 года);
- стратегические (самый высокий).
Разработка программ в 3 этапе: собирается информационный материал, цели и
сама программа;
4. Гос. воздействие на занятость. См. занятость (тема);
5. Гос. помощь с/х. Оказание помощи проведения тех. ........, научные
разработки по льготам с/х.
Гос-во дает спец. дотации, поддержание гарантированных цен на с/х
продукцию.
Эффективность гос. регулирования эк-ки.
Гос. регулирование эк-ки оказывает воздействие на развитие процесса общ.
воспроизводства, ускоряя эк. рост, снижая последствия кризиса и
безработицы, уменьшая темпы инфляции, что способствует стабилизации цен,
повышение уровня населения.
Эффективно оно когда эффект от различных форм и методов гос. регулирования
выше затрат на это регулирование.
Если эффект меньше, отдельные напр. гос. регулирования свертываются. =>
ограниченность гос. регулирования заключаетяс в том, что гос. рег. эк-ки не
обеспеч. планомерного хар-ра эк-ки и не может преодолеть циклический хар-р
общ-ного воспроизводства.
Интернационализация эк-ки и внешнеэк. отношения.
Мировое хоз-во, его создание и структура.
Процесс пр-ва определяется не отлько нац., но и межнациональными факторами.
Уровень развития пр-ных сил в ХХ в. определяет необходимость и зав-ть
процесса пр-ва страны от вз......... с другими странами => между странами
складыв. международные, межгос., мировые отнош. Эти отношения носят
вторичный характер, что определяется их зависимостью от характера
внутренних отнош. Но они имеют свою специфику, определяются рядом
обстоятельств:
1. Составляют целостную систему, подчиняются специфическим закономерностям межнац. общения (эффективность, преобладание сотруднич. над конкуренцией).
2. Они выступают как форма международ. взаимодействия ведущего К соразвитию разных стран в едином целостном мире.
3. Целостность мирового хоз-ния сочетается с нац. гос. интересами и с нац. интересами страны.
Мировые отношения связаны с глобальными проблемами (экология, отсталые
страны, прогресс и т.д.)
Мировые отношения строятся на основе конкуренции, кооперации,
сотрудничества.
Мировое хоз-во сложилось на грани ХIХ-ХХ вв. Возникновении объясняется
интернационализацией производственных сил и сложение международного общ-
ного разделения труда.
Мировое хоз-во - совокупность межгос. отношений, зависимость процесса воспр-
ва разных стран от мирового рынка, миграции раб силы, валютных отношений.
Целостность мирового хоз-ва хар. укреплением межгос. связей и общей
заинтересованностью всех стран в хоз-ве, в решении глобальных проблем.
Целостность мирового хоз-ва проявляется в зависимости экономик разных стран
друг от друга.
В мир. хоз-ве входят различные гос-ва с разными эк. системами
(неоднородность).
Мир. эк-ка включ. в себя разные интеграц. группировки с разной степенью
интегрирования.
(Между группировками сущ. сотрудничество, но и противоречие).
Мир. хоз-во хар-ся 3 полюсами развития: США, ЕЭС, Япония. Между ними
сотрудничество в обл. НТП, кооперирования пр-ва, но и противоречия
(реализация, вывоз и использ. капитала, проблемы природ. ресурсов и т.д.)
Вывод: современное мир. хоз-во несмотря на свое единство и
заинтересованность всех стран противоречиво => наблюдается 2 тенденции:
1. к интеграции, объединению ценостностей;
2. центробежная (преобладание нац. интересов).
Преобладающая тенденция (1)
Оказывает воздействие на эк-ку каждой страны, повышает эффект-ть пр-ва.
Международное разделение труда, его эфф-ть и ограниченность.
МРТ представляет собой территориальное разделение мирового пр-ва с учетом
обеспеченности разных стран пром-ными ресурсами, квалификации раб силы,
уровня развития эк-ки страны.
МРТ связано с межгос. специализ. и кооперированием пр-ва между странами.
Специализация означает сосредоточение пр-ва страны на выпуске продукции для
которой у нее есть лучшие возможности, с учетом потребностей других гос-в.
Межгос. специализация бывает 3 видов:
1. Предметная (между странами, каждая специализируется на отдельных видах продукции);
2. 2. Подетальная (соглашение о выпуске по деталям);
3. Технологическая (в одной стране сталь, в другой - прокатка).
Межгос. спец-я всегда связана с кооперированием.
Межд. разд. труда имеет опред. эфф-ть:
1. дает возможность перераспределять ресурсы между странами;
2. дает возможность повышать пр-ть труда и снижать затраты на ед. продукции.
Ограниченность МТР связано с тем, что уровень развития в странах неодинаков
=> МРТ равномерно участвовать не могут => однобокое развитие некоторых
стран.
Есть комплекс отраслей машиностроение, строительное, с/х пр-во обязательно
нужно развивать в каждой стране.
МРТ порождает обязательность внешнеэк. отношений между странами.
Вывоз и миграция капитала.
Вывоз капитала - одно из черт мирового хоз-ва. В ХХ в. типичен вывоз
капитала. Типичность подтверждается 2 факторами:
1. Темпы роста вывоза высокая по сравнению с вывозом продукции.
2. Доходы от вывоза капитала превышают доходы от внешней торговли.
Вывоз К усиливает вывоз товара. Это обусловлено объективной необходимостью
и объективной возможностью. На грани ХIХ в. сложилось перенакопление К.
Этот период хар-ся тем, что цена растет => S на товар растет => цена
падает, чтобы замедлить падение цен и ограниченность объем роста =>
соглашения между корпорациями => картели, тресты.
Делят между собой рынок, ограничивают пр-во, устанавливают цены.
Монополизация мешает переливу => избыток К. Возможность вывоза, т.к. хоз-во
сформировалось. Возникли возможности для использования К других стран.
К направляется в слаборазвитые страны (там дешевая земля, раб. сила,
природные ресурсы) из высокоразвитых стран.
Вывоз К в 2х осн. формально функц-ному назнач.
1. Ссудный К (вывоз осущ-ся в форме займа иностранным, в форме вложения нац. ком. в банки других стран, в качестве кредита иностранные предприятия или гос. подтовары). Вывоз С. К. связан с возвратом и %, которые страна за него получит.
2. Производительный К (в форме строительства новых предпр., формирование филиалов транснац-ых карп. в других странах, закупки пакетов акций)
Вывозится в форме прямых инвестиций и портфельных инвестиций.
Прямые - когда в руках данной страны сосредотачивается 25 % и больше акций
какого-то иностранного предприятия.
Портфельные - когда в руках инвестора до 25% акций.
Сейчас изменилось направление вывоза К и изменилось число вывозящих К.
70% К. вывозится в высокоразвитые страны, 30% - в слаборазвитые.
И сейчас развивается процесс миграции К. (взаимное проникновение К. разных
стран). Это вызвано рядом причин:
1. Изменение условий вложения К в слаборазв. странах (в слаборазв. страны нельзя вывозить К, который они могут использ. для развития наукоемких отраслей).
2. Достижение НТР неравномерно распределяются между высоко разв. странами.
3. В послевоенный период образовывались интеграционные группировки, на границах группировок - высокие таможенные пошлины => продукция не поступает => продажа без пошлин внутри стран за счет вывоза К.
Последствия вывоза К.
Куда вывозят: с одной стороны хорошо (новые технологии, тех.
совершенствование предприятия), но это ограничивает нац. пр-во.
Которая вывозит: “+” страна получает большие прибыли и прибавочный продукт
той страны; “-“ ограничивает нац. эк-ку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8