Так, например, в процессе анализа могут использоваться жестко детерминированные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение того или иного показателя. В основе приведенной системы может действовать следующая жестко детерминированная факторная зависимость:
(2.1.8-1)
где R - рентабельность собственного капитала; ВА - сумма активов предприятия, СК - собственный капитал; П – прибыль от реализации; РП – затраты на производство и реализацию.
Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности хозяйственной деятельности, ресурсоотдачи и структуры авансированного капитала. Значимость выделенных факторов объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает форму №2 «Отчет о прибылях и убытках», второй - актив баланса, третий - пассив баланса.
На данный момент в финансовой литературе не существует устоявшегося
мнения о наличии или отсутствия указанных взаимоотношений определенных
аналитических коэффициентов. Возможно, это отражает тот факт, что нет
одной, «единственно правильной» структуры активов и пассивов организации.
Коэффициенты задолженности, средний срок инкассации и прочие коэффициенты
могут сильно различаться в зависимости от стратегии предприятия на рынке,
этапе жизненного цикла производимого товара и другими факторами, которые
могут сформировать «неблагоприятное» представление о финансовом состоянии.
Более, того, сам процесс предпринимательства всегда связан с определенным
соотношением риска и доходности, и изменение, например структуры активов,
только в угоду «хороших» аналитических показателей, может существенно
навредить основным целям организации.[6]
Здесь, пролегает граница ответственности финансового и управленческого менеджмента. Финансовый отдел поставляет информацию о состоянии предприятия, его перспективах, оценивает альтернативные решения, оптимизирует потоки денежных средств, но не решает стратегических задач по развитию и общего управления организацией.
Основной этой информации, на большинстве предприятия служит, не система коэффициентов, а скорее сравнительные процедуры указанных показателей по отношению к среднеотраслевым, плановым или значение коэффициентов рассматривается в динамике. Любые выявленные отклонения, как правило, рассматриваются более детально, и здесь уже может моделироваться некая система взаимоотношений между разными активами и пассивами организации.
Методика проведения финансового анализа, проводится на:
- Сравнении аналитических показателей с плановыми.(Например, с определенными в бизнес-плане)
- Сопоставлении с данными предыдущих отчетных периодов.
- Сравнении со среднеотраслевыми данными.
- Сравнении с показателями аналогичных предприятий.
Плановыми ориентирами могут служить показатели из текущих или перспективных планов разрабатываемые на предприятиях. Если это вновь создаваемое предприятие, то используется бизнес-план.
Источником данных о состоянии в предыдущих периодах являются балансы,
предоставляемая отчетность в налоговые службы и пр. Необходимо учитывать,
что рассчитываемые коэффициенты могут отличаться в связи с изменением
налогового законодательства, учетных требований и прочих внешних факторов.
Следовательно, необходимо корректировать полученные данные с целью
сопоставимости.
Среднеотраслевые показатели публикуются в различных источниках или могут быть получены при специальном исследовании. Средние показатели, так же необходимо анализировать вместе со среднеквадратичным отклонением и коэффициентом вариации. Это позволяет углубить анализ, выявить важные динамические характеристики.
Практика деятельности финансовой службы уже выработала основные виды анализа финансовых коэффициентов и отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов:
- горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
- вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
- трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
- сравнительный (пространственный) анализ — это внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, или межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
- факторный анализ — это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.
Данные методы подробно рассматриваются в специальной литературе, методика их проведения более или менее унифицирована.
Тем не менее, использование только данных бухгалтерской службы, ограничивает получаемые выводы для практических действий. Принятие инвестиционных решений, реализация стратегических планов с очевидностью требует дополнительно: данные о состоянии внешней среды, ее динамике, тенденциях, информацию аналитического учета и пр.
Эту задачу в рамках финансовой службы решает внутренний финансовый анализ.
2.1.9 Внутренний анализ
Внутрифирменный анализ, осуществляется по соответствующим методикам внешнего анализа, дополнясь определенными процедурами, информацией из внутреннего учета, данными оперативного и бухгалтерского учета. Например, одной из ключевых характеристик материально-технической базы предприятия являются данные о возрастном составе оборудования. Этих данных нет в отчетности, но для внутреннего аналитика они доступны по данным аналитического учета. Группировка активов по возрастному составу, расчет среднего возраста базового оборудования и представляют собой дополнительную аналитическую процедуру, возможную лишь в рамках внутреннего анализа.
Аналогично формулируется процедуры в отношении любого объекта анализа: себестоимости, финансовых активов, производственных запасов, кредиторов и т. п.
В большей степени основное содержание внешнего финансового анализа может быть дополнено аспектами, имеющими значение для оптимизации управления - это анализ эффективности авансирования капитала и анализ взаимосвязи издержек, оборота и прибыли.
Анализ эффективности авансирования капитала основан на концепции альтернативной стоимости использования капитала. Для анализа взаимосвязи издержек, оборота и прибыли использует один из методов детерминированного факторного анализа. (Интегральный или метод цепных подстановок)
2.2.0 Краткосрочный финансовый анализ и планирование
В Главе 1 (параграф 2) было определенно, что одной из основных задач финансового менеджмента, является проведение финансового анализа и организация кратко и долгосрочного финансового планирования деятельности предприятия. Методика проведения внешнего финансового анализа, основные аналитические коэффициенты были рассмотрены в 1-ом параграфе этой главы, теперь обратимся к технологии проведения краткосрочного финансового анализа, практике использования данных о финансовом состоянии в качестве информационной базой для управления и планирования финансовой деятельности.
Для начала необходимо четко разделить общее финансовое планирование и
перспективное финансовое планирование. Первое реализуется как одна из
функций финансового менеджмента организации, а вторая в основном связанная
разработкой и реализацией бизнес-плана или инвестиционного проекта.
Существенное отличие – это временная удаленность событий планируемого
процесса и цель проводимого планирования. Общее финансовое планирование, по
своей сути и задачам, ориентировано на краткосрочные ориентиры и использует
данные текущего финансового состояния. В свою очередь, финансовое
планирование, осуществляемое при разработке бизнес-плана, преследует
долгосрочные цели организации, и информационную основу здесь составляет
ретроспективный анализ предыдущей деятельности с целью прогнозирования
«будущей».
Тем не менее, в методах и задачах присутствует достаточное сходство.
Поэтому, на небольших предприятиях не принято различать средне и
долгосрочное планирование. Упрошенная схема планирования может выглядеть
следующим образом: выделяется основные целевые показатели (при разработке
бизнес стратегии), определяется объем необходимых ресурсов, далее по
истечению определенного периода проводится проверка, с последующей (если
это необходимо) корректировкой.
Более крупные предприятия, сталкиваясь с неопределенностью внешней среды, вынуждены разрабатывать свою кратко и долгосрочную политику. Риски и неопределенность могут быть минимизированы, если организация посредством планирования придерживается определенных ориентиров.
В свою очередь, одной из целей краткосрочного планирования является оптимизация деятельности предприятия. В рамках управления предприятием, краткосрочное планирование реализуется в управлении текущими активами и пассивами.
Основным субъектом краткосрочного планирования выступает оборотный капитал организации. Оборотный капитал – это выраженные в денежной стоимости текущие активы, включающие денежные средства, легко реализуемые ценные бумаги, товарно-материальные запасы и дебиторская задолженность. Эти активы принято считать наиболее ликвидными, так как их можно легко и быстро превратить в деньги. Величина каждого из компонентов в зависимости от специфики предприятия, результатов его деятельности может меняться. Любые управленческие решения, так или иначе, влияют на величину оборотного капитала, скорость превращения его компонентов в деньги. На объем, и скорость обращения влияет также и внешняя среда. Типичным примером влияния служат сезонные и циклические колебания.
В этой связи оборотный капитал можно подразделять на: постоянный и временный. Объем постоянного оборотного капитала не изменяется с изменением внешней среды, его величина обусловлена, необходимым количеством оборотных средств для нормальной работы предприятия. Временный оборотный капитал состоит из дополнительных средств, создаваемых сезонными или циклическими колебаниями продаж.
Следует обратить внимание на следующий компонент оборотного капитала -
Чистый оборотный капитал – это разность между текущими активами и текущими
пассивами, он может использоваться как показатель текущей ликвидности.
Избыток чистого оборотного капитала, повышает ликвидность деятельности
предприятия, но в месте с тем несет в себе определенные потери в
неполучении дохода от альтернативного использования ликвидных средств. На
практике одной из целей краткосрочного финансового планирования является
сокращение чистого оборотного капитала до допустимого минимума.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11