Имидж организации как способ воздействия на социальное поведение

Итак, обратимся к изучению корней взаимосвязи имиджа и социального поведения на уровне конкретных психологических процессов.

Для современной психологии можно считать доказанными в рамках рациональной научной парадигмы - следующие  положения:

-         личность   представляет   собой   динамическую систему  открытого  типа,  причем  элементами  ее являются психические механизмы воли, понимания, планирования, целеполагания, ценностной ориентации и т.д.;

-         системное качество личности всегда выражено не просто в связях между элементами, но конкретными состояниями: тревогой, эмоцией (страстью), эмпатией и  т.д., выражающими  реакцию,  прежде  всего,  на
состояние среды, в том числе социальной;

-         опыт бытия в социальной среде, наложенный на врожденные   предрасположенности,   фиксируется   в убеждениях,  ценностях и представлениях личности;

-         наиболее же устоявшийся и осмысленный опыт - в так называемой ориентации  (стиле)  жизни,  показывающей готовность   человека   реально   действовать   для достижения  какой-то  глобальной  цели:  богатства
(утилитарная       ориентация),       удовольствия (гедонистическая), славы и престижа (пассионарная), покоя  (экзистенциальная),  соблюдения  принципов
жизни» во что бы то нм стало (ригористическая);

-          личность  не  является  ни  чисто  адаптивной системой,    реагирующей   на   изменение    среды рефлекторно,  ни биороботом,  постоянно реализующим некую изначально данную человеческую природу;

-          понятие «Я-система» не тождественно понятию личности. Если последнее описывает сферу «осознанной психики», то первое включает механизмы, управлять которыми  человек  практически  не  в  состоянии апперцепцию, интуицию,  архетипы и др. Личность в последнем  варианте,  не  только  сознает,  но  и чувствует невозможность  управления сознанием во многих аспектах (предчувствия,  тяга  к  риску, страсти, сон и т.п.). Постараемся выделить основные аспекты бытия имиджа.

1.                          Его бытие выражает необходимость психологической защиты человека в группе.

2.      Имидж есть феномен личности, причем разные элементы и уровни организации личности в разной степени влияют на результат воздействия созданного имиджа объекта или явления.

3.      В структуре личности происходит оформление
образа социального успеха как важного ориентира в критически  большом  числе  случаев  осознанного целеполагания.

4.      Окончательное формирование конкретного имиджа
идет  на  уровне  социального  обоснования  модели поведения.  В  таком  случае  действия  человека реализуются с учетом образа желаемого социального успеха  и  давления  глубинных  психологических
процессов.

По представлениям автора воля является таким механизмом, ограничивающим те подсистемы психики, которые лишь провоцируют, делают возможным использование имиджа от тех, которые уже используют имидж.

Выбор именно воли объясняется рядом соображений:

-          анализ воли, как подсистемы процессов осуществления поведенческого выбора, позволяет прикоснуться к диалектике фундаментального по значимости перехода «неосознанное - осознанное» в возникновении самого мотива социального поведения под действием сформированного имиджа предмета или явления;

-          изучение  сложных  и  масштабных  психических механизмов воли позволяет в случае удачи выработать представления  о  личностном  начале  восприятия  и использовании   имиджа   в   процессе   принятия поведенческого решения вообще.

Существует достаточно много фундаментальных подходов к природе воли. Согласно эмоциональной трактовке Рибо, воля возникает как стремление продлить удовольствие, по мнению Меймана, воля есть сторона интеллекта, выражающая необходимость рациональной взаимосвязи «мотив-действие», что вызывает у автора бихевиористические ассоциации, в волюнтаристской теории Вундта воля вообще есть фундаментальная характеристика личности вообще; напомним, что в философии Шопенгауэра воля, напротив, полностью внеличностна и сознание лишь «оформляет» доличностный выбор; существуют и чисто физиологические трактовки, сводящие волю к сложным условным рефлексам и  полумистической топологии мозга, и т.д25.

Не вдаваясь детали дискуссии о природе воли человека, будем считать достаточным определение воли, как метасистемы психических процессов осуществления поведенческого выбора в сложных ситуациях.

Итак, все основные конкретные механизмы человеческой воли ориентированы на провоцирование ощущения психологической защиты, причем такое ощущение шифруется в  психике  социальными  образами  будущего  общения,  что показывает высокую вероятность осознанного использования имиджа в огромном числе поведенческих выборов.

Другими словами, по определению автора, воля работает  так, чтобы в результате возник мотив: «То, что я хочу, может быть выражено социально, думать по такому поводу не стоит, потому, что тревожно. Чтобы достичь цели и получить удовольствие в процессе достижения, вполне допустимо и необходимо нравиться другим».

Осознанная положительна оценка полученной и отобранной информации восприятия всегда блокируется, если бессознательные оценки противоположны, и наоборот.

Формальной предпосылкой будущего использования имиджа в работе воли является высокая роль стереотипизации уже в стартовых волевых механизмах. Ориентация на имидж проявляется тут в функциональном использовании опыта общения, в том, что сам отбор информации для воли выражает не какой-то поиск истины, а приспособление к тому, что другие люди считали нормальным, социально оправданными. Такой опыт освоения социальных сторон  общения хранится уже в простейших механизмах отбора информации и ее первичной оценки, что еще раз показывает мощные психические корни использования имиджа при выборе модели социального поведения на стадии принятия поведенческого решения.

Перейдем к анализу основных механизмов воли, принимая рабочим критерием понятия «основных механизмов» - переход психики к масштабным операциям обработки уже отобранной  посредством внимания информации.

Первая из таких масштабных операций - своеобразный тест информации на соответствие личностной установки.

Под установками автор понимает готовность, предрасположенность человеческой воли осуществлять еще одну, вторичную фильтрацию информации восприятия; причем такая фильтрация подразумевает готовность использовать именно ту информацию, которая точно соответствует личностным стереотипам, представлениям, ожиданиям.

По мнению автора, уже сам статус установки в жизни психики показывает доминирование опыта общения в личностном выборе в огромном числе ситуаций. В этом смысле установка есть проекция опыта использования имиджа на механизм воли.

При сильной мотивации (любопытство, высокая устойчивость личности и др.) человек может «заходить» далеко за пределы установок, благодаря чему возможно, например, интенсивное обучение, чистое творчество и т.д.

Итак, отграничение возможных вариантов поведенческого выбора в бытии установки есть первая из основных масштабных операций воли. Вторая из них связана с особым «переборным» вариантом, уже внутри поля психической установки.

Такие варианты и представляют собой своеобразный «банк конкретных поведенческих стереотипов», лежащих в основе использования имиджа.

Для того, чтобы какой-то связанный набор поведенческих действий попал в такой «банк стереотипов», должны быть соблюдены следующие условия:

-         такие действия должны быть опробованы, причем в редких случаях апробированность может быть идеальной  (какой-то человек дает желаемый эталон поведения в группе, на который ты сам пока не решаешься);

-         апробация должна сопровождаться положительной
или нейтральной групповой оценкой, что желательно,
исходя из принципа  «экономии  психической силы».
Нормальные  групповые  оценки  позволяют  избегать
сомнений,   мучительного   самоанализа,   неизбежной
тревожности при выходе за пределы установок. Именно
здесь, решающую роль  играет созданный благоприятный
имидж объекта или явления, который помогает индивиду
 в принятии такого решения и дает ему психологическую
защиту;

-         такие действия не должны прямо противоречить
тем  нормам,   которые  личность  считает  своими
нравственными ориентирами,  или,  по крайней мере,
такие действия позволяют  сфальсифицировать  такие
нравственные нормы. Иными словами, имидж, который
призван помочь индивиду в принятии поведенческого
 решения, должен соответствовать принятым человеком
нормам поведения, ценностным ориентациям,  а также
представлениям о нравственности.

Бытие имиджа непременно включает в качестве элемента психические образы социального поведения, но далеко не всякий образ имеет отношение к имиджу.

Ощущения - еще одна сторона психики, которая играет важнейшую роль в принятии поведенческого решения и  которую необходимо учитывать при формировании благоприятного образа предмета или явления (т.е. имиджа).

Проблема выявления природы ощущений является одной из так называемых, «вечных», «проклятых» проблем, варианты решения которых выражает сначала самоуверенность, а потом надежду, испуг ученых перед очевидной противоречивостью и изменчивостью мира.

 Ощущения носят явную «склонность» к, так называемой, синестезии, т.е. комбинаторике, постоянно рождая стабильные и быстротекущие ассоциации и образы, далеко не все из которых используются при рациональном и даже интуитивном поведенческом решении.

Ощущения, базирующиеся на довольно изученных механизмах воздействия раздражителя на рецепторы, имеют как бы свою «автономную» память и порядок обратного воздействия на рецепторы, причем в большинстве случаев воздействия неосознанного.

Приведем главные черты возникновения и бытия человеческих ощущений, помимо синестезии, множественности механизмов, рождающих одно и то же ощущение, автономности «рецепторной памяти».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать