· Выявить и проанализировать роль и направления воздействия организационного имиджа в процессе управления социальным поведением сотрудников.
· Рассмотреть коммуникативные технологии формирования имиджа организации.
· Проанализировать социальные процессы, влияющие на формирование организационного имиджа.
· Изучить пути влияния имиджа организации на персональное развитие.
· Провести социологическое исследование об организационном имидже как способе воздействия на социальное поведение работников.
Научная новизна диссертационного исследования
Научная новизна работы заключается в том, что в результате проведенного социологического исследования было доказано, что имидж организации является инструментом воздействия на социальное поведение. Это позволило продемонстрировать многоаспектный характер данной проблемы, выявить главные элементы процесса управления социальным поведением, обосновать возможности социально-управленческого подхода к имиджу организации. В процессе реализации основной цели и связанных с ней научно-исследовательских задач в диссертации были получены следующие, имеющие научную новизну, результаты:
- Раскрыты сущность и социально-поведенческие основания имиджа организации.
- Определено место имиджа организации в процессе принятия определенной модели социального поведения.
- Проанализированы социально-управленческие факторы имиджа организации и направления его воздействия на социальное поведение.
- Выявлены основные социально-управленческие направления формирования имиджа организации.
Теоретическая и практическая значимость диссертации
Теоретическая и практическая значимость исследования связана с элементами его научной новизны.
Сформулированный подход к изучению проблемы формирования имиджа позволяет, опираясь на процессы, происходящие в обществе, повысить эффективность социальных коммуникаций управляющего субъекта, изучить их ориентированность на объект управления. То есть, помогает привести в соответствие с нормами поведения, ценностями, принятыми в обществе, системой социальных статусов и социальных ролей, менталитетом, стереотипами индивидов и групп индивидов программу управления социальным поведением, в которой, должны эффективно сочетаться различные способы воздействия на поведение работников для достижения поставленных целей социального управления, эффективного и гармоничного развития объекта управления.
Теоретические и методологические основы исследования
Диссертационное исследование базируется на фундаментальных классических и современных теоретических положениях социологии, теории социального управления, общей теории систем и менеджмента. В работе использовался комплекс научно-исследовательских методов и методик:
§ общенаучные методы - анализ литературных источников, системный, структурно-функциональный, историко-генетический, анализ, синтез, обобщение и сравнение, анализ теоретических и эмпирических исследований по данной проблематике.
§
социологические
методы, примененные в проведенном
автором эмпирическом исследовании – включенное
наблюдение, контент-анализ официальных
документов
местных органов управления и публикаций
местных средств массовой
информации, метод фокус-групп, стандартизированное
интервью, а также анализ полученного материала, которые использовались автором для создания теоретической модели воздействия
имиджа организации на
социальное поведение.
Принципы системности, комплексности, целостности и междисциплинарности позволили рассмотреть организационный имидж как инструмент воздействия на социальное поведение персонала.
Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования, проведенного при участии автора в городе Старый Оскол Белгородской области в 2000-2 002 годах. Цель исследования состояла в изучении эффективности построения организационного имиджа и его воздействия на социальное поведение работников предприятия (на примере ОАО «ОЭМК»). В исследовании были использованы данные, полученные в результате анализа текстов 79 документов, проведенных 8 фокус-групп и 1000 стандартизированных интервью.
Кроме того, были использованы методы вторичного анализа результатов социологических и маркетинговых исследований, выполненных научными учреждениями и аналитическими центрами по смежной тематике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Специально сформированный имидж организации является одним из самых мощных социально-управленческих аргументов, оказывающих воздействие на социальное поведение работников предприятия.
2. Определяющую роль в процессе принятия решения по определенной модели социального поведения сотрудников играет специально сформированный имидж организации.
3. Воздействие организационного имиджа на социальное поведение персонала осуществляется по двум направлениям: непосредственное воздействие на индивида и через формирование общественного мнения.
4. В результате проведенного эмпирического исследования было выявлено следующее: Формирование и внедрение имиджа организации - это совокупность всех коммуникаций, исходящих от предприятия и его руководства. Причем, такие коммуникации должны быть направлены, как на непосредственно сотрудников предприятия (поддержание и улучшение социального климата в организации), так и на формирование общественного мнения о предприятии.
Апробация результатов исследования
Основные теоретические и практические положения и выводы диссертационного исследования обсуждены на кафедре теории и истории социологии Московского педагогического государственного университета, в докладах на методологических и аспирантских семинарах кафедры. Материалы диссертации использованы в публикациях автора.
Глава I. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯЕМ
1.СИТУАЦИОННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
В противоположность социологическому бихевиоризму, который рассматривает понятие «мотива» как «флогистон социологической науки» XX в., другое направление социологии как науки о социальном поведении делает акцент как раз на изучение мотивов, влечений, ценностей, целей и др. факторов человеческого сознания. (Более подробно эти категории будут рассмотрены во второй главе работы.) Основную тенденцию этого направления наиболее полно выразила теория социального действия М. Вебера.
Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности, понятие, введенное в научный оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей, причем под «другими» понимается как отдельные лица - знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей.
Социальным, по Веберу, действие становится при двух условиях: 1) если это сознательное действие, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) если оно ориентировано на поведение других людей. Главное здесь - сознательная ориентация действующего индивида на реакцию других людей, на взаимодействие с которыми он рассчитывает; такую ориентацию Вебер определяет с помощью понятия «ожидание»[8]. Действие, не содержащее такого ожидания хотя бы в минимальной степени и не предполагающее определенной меры осознанности этого ожидания, не является социальным.
Веберовская концепция социального действия свое дальнейшее развитие, сопровождающееся все более глубоким и решительным преобразованием ее отправных понятий, получила у Т. Парсонса, включившего ее в свою общую теорию социального поведения человека. Не приняв вполне самостоятельных ограничений, при условии выполнения которых Вебер только и мог истолковать социальное действие как действие самостоятельного и свободного, сознательного и отвечающего за свои поступки индивида, Парсонс вводит в толкование понятия два момента, детерминирующих его, заставляющих понять социальное действие в качестве элемента более широкой и всеобъемлющей системы - системы человеческого действия вообще. При этом понимание действия все больше сближалось с пониманием поведения. Поскольку речь шла о сознательном человеческом действии, постольку сама его «сознательность» рассматривалась как следствие сознания, ставящего сознательное в зависимость от «бессознательного». Поскольку же речь шла о человеческом действии, сознательно ориентированном на поведение (и ожидание) «другого», «других», постольку эта ориентация также была истолкована в аспекте не причины, а следствия: она была' поставлена в зависимость от действующих как бы «за спиной» индивидов механизмов «институцонализации» ценностей и «образцов» культуры, превращающих их в принудительно действующие нормы человеческого поведения, обязательные «требования», предъявляемые к нему.
«Общая система человеческого действия», включающая наряду с «социальной системой» также «систему личности» и «систему культуры», предстала, таким образом, как система детерминаций, вновь превращавших субъектов социального действия из причины определенных социальных процессов в следствие, причем не только социальных, но и социокультурных, глубиннопсихологических механизмов, обусловливающих человеческое поведение.
В настоящем исследовании автор будет рассматривать социальное поведение как внешнее проявление деятельности, в которой выявляются конкретная позиция человека, его установка. Это форма превращения деятельности в реальные действия по отношению к социально значимым объектам. В качестве механизмов саморегуляции социального поведения личности выступают диспозиции личности, формирующиеся в результате взаимодействия стимулов и мотивов в конкретных условиях внешней среды.
Выделяют четыре уровня социального поведения личности.
Первый уровень - реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Это поведенческие акты.
Второй уровень образуют привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, как его целенаправленные акты. Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный сознательной цели. Или иначе, поступок - это действие, которое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. Поступок - социально значимая единица поведения, которая позволяет установить соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью субъекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20