Второй этап, количественное исследование.
Цель - определить отношения работников и горожан к ОАО «ОЭМК». Проводился методом стандартизированного интервьюирования работников ОЭМК и жителей города с использованием формализованной анкеты. Второй этап исследования был разделен на две стадии: опрос работников, опрос жителей.
Опрос работников ОЭМК.
Объем выборки составил 500 человек. Выборочная совокупность формировалась с использованием квот на основные социально-демографические характеристики.
Структура выборки опроса работников комбината.
20-30 лет
30-45 лет
Старше 45 лет
Мужчины
75
125
50
Женщины
70
125
50
На этой стадии исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить отношение коллектива комбината к управляющей команде;
2. Определить отношение коллектива к комбинату;
3. Оценить удовлетворенность работой на комбинате.
Опрос жителей города.
Объем выборки составил 500 человек. При формировании выборочной совокупности были установлены квоты по основным социально-демографическим признакам. Интервью были распределены по районам города пропорционально численности.
Структура выборки жителей города.
20-30 лет
30-45 лет
Старше 45 лет
Мужчины
88
100
62
Женщины
85
100
65
На этой стадии исследования были поставлены следующие задачи:
1. определить отношение жителей города к ОАО «ОЭМК»;
2. определить отношение жителей города к работникам ОЭМК;
3. описать ожидания жителей города на свою личную жизнь («социальное настроение»).
Результаты интервьюирования работников комбината.
Все работники считают ОАО «ОЭМК» «кормильцем».
Большинство сотрудников и их семей пользуются социальными льготами, предложенными ОЭМК, и одобряют «заботу» руководства об их социальном благополучии и здоровье.
Большинство считают новое руководство профессиональным, справедливым. Доверяют ему и одобряют его действия.
Большинство респондентов считают, что они работают по призванию и согласно полученной ими профессии, и отметили удовлетворенность выполняемыми служебными обязанностями.
Мужчины до 30 лет более всего заинтересованы в самостоятельной и творческой работе. Довольны присутствием элементов творчества при наличии четких служебных обязанностей мужчины и женщины в возрасте от 31 до 45 лет. Высказали нейтральность к выполнению только исполнительского труда мужчины и женщины в возрасте 45 -55 лет.
Для большинства опрошенных важна достойная оценка результатов их работы, как со стороны руководства, так и коллег приблизительно в равной степени.
Мужчины в возрасте от 20 до 45 лет желают продвижения по службе, женщины более нейтральные к продвижению по службе, при этом они удовлетворены наличием четких должностных обязанностей.
Большинство респондентов, независимо от социально-демографических характеристик, удовлетворены работой в группе со своими коллегами, существующими неформальными отношениями в коллективе, причем, не только с сотрудниками своего подразделения. Были даны следующие определения неформальным отношениям в коллективе: дружеские, партнерские, доверительные.
Выводы к результатам интервьюирования работников ОЭМК.
Работники удовлетворены работой на комбинате, одобряют действия руководства, в том числе довольны проводимыми социальными программами. Дорожат сложившимися неформальными отношениями в коллективе. Следовательно, усилия по формированию имиджа комбината, направленные непосредственно на сотрудников были эффективны. В результате воздействия сформированного имиджа предприятия повысилось доверие работников к действиям нового, руководства, у работников усилилось чувство уверенности в благополучном будущем комбината, что влияет на их желание «быть полезным своему предприятию», то есть на социальную активность персонала.
Результаты проведения интервью с жителями города Старый Оскол.
Большинство жителей положительно ответили на вопрос о желании работать на ОЭМК.
Считают положительным тот факт, что ОЭМК и его работники финансово и технически поддерживают учебные заведения и детские сады. Выразили надежду, что такие действия и дальше будут продолжаться.
Жители города удовлетворены тем, что ОЭМК выполняет в срок и в полном объеме обязательства перед городским бюджетом. Это они увязывают с своевременными выплатами заработных плат работникам бюджетной сферы в городе.
Положительно оценивают открытую политику ОЭМК в части обнародования своих финансово-экономических результатов.
Жителям города нравятся культурно-массовые мероприятия, устраиваемые администрацией города и ОЭМК.
Две трети респондентов высказались за низкие цены на продукцию местной агрофирмы, продаваемые в городе.
А также за строительство нового жилья и предоставления ссуд не только работникам комбината, но и простым горожанам.
В глазах жителей города работники ОЭМК: обеспеченные граждане, могут позволить поездку за границу; помогают своим родственникам; у них много друзей, в том числе и работники ОЭМК; они довольны жизнью.
Выводы к результатам интервьюирования горожан.
Горожане вполне удовлетворены социальной политикой ОЭМК. Уверены в его стабильности и в том, что будут сдержаны данные обещания. Что свидетельствует о том, что руководству комбината удалось внедрить специально спроектированный имидж предприятия, то есть создать благоприятное общественное мнение о комбинате с помощью методов «паблик рилейшинз» и средств рекламы, а также путем осуществления социальных программ и финансовой поддержки городу. Можно сделать вывод о том, что в спроектированном имидже комбината были учтены нормы поведения, ценности, особенности бытия социальных статусов и ролей, представления о социальном успехе населения города Старый Оскол, что позволило создать доверительное, уважительное отношение горожан к руководству комбината и его рядовым работникам.
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Проведенное исследование показало, что руководство ОЭМК использует грамотную политику формирования имиджа предприятия, которая отражается в социальном поведении и настроениях работников комбината и жителей города Старый Оскол.
Результаты проведенного исследования подтверждают гипотезу о том, что формирование имиджа должно осуществляться по двум основным направлениям - это воздействие на отдельного индивида и общественное мнение в целом.
Анализ деятельности руководства ОЭМК показал, что усилия по созданию и поддержанию имиджа предприятия эффективны. Для чего использовались все коммуникативные технологии создания и поддержания имиджа организации.
В том числе мероприятия, направленные на формирование благоприятного общественного мнения, а именно: рекламные сообщения в местных средствах массовой информации (наружная реклама, реклама в прессе, на радио и телевидении), технологии паблик рилейшнз (социальные программы, финансовая помощь городу и д.р.). Параллельно использовались мероприятия по созданию и подержанию имиджа организации, направленные непосредственно на каждого сотрудника: это улучшение условий труда, программы по повышению квалификации кадров, система морального и материального стимулирования, привлечение работников к выработке управленческих решений.
Руководителям ОЭМК удалось создать благоприятное отношение сотрудников к самому комбинату, а также повысить их удовлетворенность работой на комбинате. Был сформирован положительный имидж ОЭМК в глазах жителей города, которые связывают надежды на свое будущее с благополучием комбината. Этот факт свидетельствует о том, что при формировании имиджа предприятия с целью воздействия на социальное поведение были учтены основные социальные характеристики (такие как: социальные ожидания, понятие социального успеха, ценности, нормы поведения) как работников, так и горожан.
Все заявленные руководством ОЭМК планы и обещания по выполнению намеченных социальных программ выполняются, что повысило уровень доверия в комбинату в целом как со стороны горожан, так и со стороны работников комбината.
Результаты исследования подтверждают основную гипотезу о том, что формирование организационного имиджа должно строиться по двум основным направлениям. Мероприятия по созданию и внедрению имиджа ОАО «ОЭМК» сформировали благоприятного общественное мнение, а оно через механизмы социального контроля оказало воздействие на социальную активность работников комбината. Что позволило в совокупности с мероприятиями, по формированию имиджа предприятия, направленными непосредственно на каждого сотрудника повысить производительность труда, которая способствовала улучшению финансовых показателей комбината. Следовательно, эффективное воздействие на социальное поведение сотрудников предприятия возможно осуществлять с помощью внедрения специально спроектированного имиджа организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стремительно растущие темпы жизни и постоянное изменение и усложнение жизни в современном российском обществе обуславливают поиск новых форм и способов управления социальным поведением работников предприятий.
По мнению автора, управление социальным поведением должно начинать на стадии принятия поведенческого решения, на который оказывают влияние внутренние (иррациональные) и внешние (социальные) факторы. И здесь главным инструментом воздействия становится имидж организации, как социально-управленческий аргумент совершения определенной модели поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20