Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Российской и региональной экономике ( на примере р...

Совсем недавно руководство компании получило официальное уведомление котировального комитета некоммерческого партнерства "Торговая система РТС" о включении именных акций компании "Татнефть" в котировальный лист первого уровня. "Это означает, - говорится в письме, что указанные ценные бумаги удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым ФКЦБ России к подобным ценным бумагам".

Вдохновленные примером нефтяников, по той же дороге отправились и нефтехимики Нижнекамска, которые производят львиную долю российского каучука и массу других химических продуктов. Стремясь полнее использовать новые экономические возможности, "Нижнекамскнефтехим" в декабре 1997 года при участии финансового консультанта отечественной инвестиционной компании "Ай-Би-Эйч" заключил генеральное соглашение с одной из самых солидных американских юридических фирм "Клири, Готтлиб, Стин энд Гамильтон" с целью подготовки документов для выпуска под свои акции АДР первого уровня. Предполагается, что это удастся осуществить уже в 1999 году.

 

Инвестиционный климат.

Среди наиболее привлекательных регионов России для вложения иностранного капитала Татарстан занимает 6-е место, пропустив вперед Москву, Санкт-Петербург, Тюменскую, Московскую и Архангельскую области. Однако в своей "весовой категории" он среди лидеров. Его "передовой региональный опыт", как отметил бывший министр РФ Евгений Ясин, представляет определенный интерес и показывает, что на пути к инвестициям следует совершить несколько продуманных последовательных шагов.

Инвестиционный климат во многом зависит от регионального законодательства. В Татарстане с 1994 года действует закон, в течение трех лет гарантирующий иностранным инвесторам свободу от ужесточения налогообложения. Даже повышение федеральных сборов компенсируется снижением отчислений в республиканский бюджет. Если же в уставном капитале совместного предприятия доля отечественного участника не меньше 35%, то иностранные инвесторы могут по индивидуальной схеме получить и иные финансовые льготы.

В Республике не боятся, что в некоторых проектах участие зарубежных партнеров становится преобладающим. Говоря о новом НПЗ, который строится на территории АО "Нижнекамскнефтехим", президент Республики Татарстан М. Шаймиев подчеркнул, что Татарстан готов пойти на привлечение 80% иностранного капитала. Кстати, при сооружении этого НПЗ опробована перспективная схема управления госпакетами корпоративных акций, основанная на трастовом менеджменте.

Таким образом, Республика Татарстан является одной из наиболее привлекательных объектов инвестиций среди многих субъектов Федерации и стран бывшего СССР. Перспективы как текущего, так и долгосрочного характера многообещающи. Существует много важных факторов, обеспечивающих устойчивое экономическое положение:

à     наличие богатых природных ресурсов;

à     мощная промышленная база;

à     наличие высококвалифицированного персонала;

à     низкие издержки;

à     хорошие внутренние и внешние коммуникации;

à     стабильное правительство;

à     выгодное природно-географическое положение.

Приоритетными для инвестирования являются:

à     нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли;

à     конверсия предприятий оборонной промышленности;

à     совместное освоение строящихся объектов Елабужского завода микролитражных автомобилей;

à     площадки бывшей ТатАЭС;

à     мощного литейно-механического производства объединения "Татэлектромаш";

à     развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса;

à     внедрение прогрессивных технологий в производстве товаров народного потребления.

Положительное внешнеторговое сальдо, наличие спутниковой связи, создание Международного Банка развития Республики Татарстан с участием ряда зарубежных банков, политическая стабильность в Республике основа хорошего делового сотрудничества с Татарстаном.

 

Иностранный капитал в Татарстане.

Иностранные предприниматели нашли и осваивают свою нишу в экономике Республики. В настоящее время, при всех сложностях реформ, все явственнее проступает значимость делового сотрудничества с зарубежными партнерами, да и иностранные предприниматели все увереннее чувствуют себя на экономическом поле Республики, где находят благодатную почву для своей хозяйственной инициативы.

В 1997 году на территории Республики Татарстан действовало 145 совместных и иностранных предприятий. Первую строчку среди фирм, созданных с иностранным участием (партнеров), занимают США – 33 предприятия (22,8% от общего числа), вторую Германия – 16 (11%), и призовую тройку замыкает Великобритания – 12 (8,3%).

Вплотную к призерам примыкает Турция – 11 (7,6%), далее от 6 до 3 (4,1% 2,1%) следуют Франция, Австрия, Словакия, Финляндия, Канада, Швейцария и Украина. Сумма уставного капитала по действующим предприятиям на момент регистрации до деноминации составила 842,5 млрд. руб., причем доля зарубежных партнеров составляет 56,5%.

В структуре действующих совместных и иностранных предприятий по отраслям экономики занимают: торговля и общественное питание 36%, промышленность 31, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 8, строительство 7, связь 5, наука и научное обслуживание 4, другие отрасли 9 процентов. Больше всех СП действуют в Казани 103 (71% от общего числа), Набережных Челнах 12 (8,3%), Нижнекамске 10 (6,9%), и Альметьевске 7 (4,8%).

Численность работников списочного и несписочного состава в 1997 году насчитывала 8734 человека, в подавляющем большинстве работающие на этих предприятиях 99,9% российские граждане. Объем производства продукции (работ, услуг) совместных и иностранных предприятий составил 1 999,2 млрд. руб. (в действующих до деноминации ценах) и увеличился в сравнении с предыдущим годом в 2,6 раза.

На предприятия промышленного сектора приходилось 85,3%. Вполне понятно, что в промышленном производстве этих предприятий доминирует топливная промышленность, на ее долю приходится 60% объема производства продукции (работ, услуг), к производству которой зарубежные партнеры проявляют особый интерес.

На долю химической и нефтехимической приходится 6% общего объема производства промышленной продукции, на машиностроение и металлообработку 20%, на легкую промышленность 8%, на деревообрабатывающую и другие отрасли промышленного производства по 3%.

Что же касается объема внешнеторгового оборота совместных и иностранных предприятий Республики, то он в 1997 году сложился в сумме 142,4 млн. долларов. Экспорт составил 72,8 млн. долларов (51,1%), импорт 69,6 млн. долларов (48,9%). В сравнении с предыдущим годом объем внешнеторгового оборота возрос на 50,7%, в том числе экспорта на 2,2%. За истекший год импорт возрос против предыдущего года в 3 раза.

Следует отметить, что наибольший удельный вес в экспорте занимают совместные и иностранные предприятия Альметьевска – 69,2%, Казани – 24,9%, Нижнекамска – 5,7%. В импорте верховенство принадлежит предприятиям Елабуги на их долю приходится 72,5% от общего объема импорта, Казани – 17,3%, Альметьевска – 6,7%. Товарооборот этих предприятий на внутреннем рынке в 1997 году составил 545,2 млрд. руб., в том числе оптовой – 401,4 млрд. руб. (73,6%), розничный – 128,1 млрд. руб. (23,5%), товарооборот общественного питания – 15,7 млрд. руб. (2,9%).

Приведенные факты свидетельствуют, что в экономике Республики иностранные и совместные предприятия прочно заняли свою нишу, а самое главное, что деловое сотрудничество продолжает расширяться и интерес к Республике Татарстан с их стороны не ослабевает. Это позволяет проводить обоснованную бюджетную и промышленную политику в Республике с целью снижения экономической, экологической, социальной напряженности, уменьшения безработицы, а также повышения уровня социальной защиты населения.

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН.

Реализация государственной политики в области регулирования инвестиционного процесса в первую очередь связана с принятием важнейших нормативных документов.

 В Республике Татарстан принят ряд законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере инвестиционной деятельности. Среди наиболее важных можно выделить следующие республиканские законы:

·                    «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»;

·                    «Об иностранных инвестициях в Республике Татарстан»;

·                    «О нефти и газе»;

·                    «О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора»;

·                    «О свободной экономической зоне «Елабуга».

Первостепенное же значение в регулировании инвестиционного процесса имеет Закон РТ от 25.11.98 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» [1]. Этот закон определяет правовые, экономические условия инвестиционной деятельности на территории Республики Татарстан. В нем также определены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая «…обеспечивается органами государственной власти и управления в пределах их компетенции путем проведения инвестиционной политики».

В соответствии с этим законом инвестиционная политика республики предусматривает государственные контроль, экспертизу, а также поддержку инвестиционной деятельности на территории Республики Татарстан, осуществляемой в форме:

·                    инвестиций из государственых источников финансирования;

·                    предоставления налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;

·                    предоставления государственных гарантий участникам инвестиционной деятельности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать