Инвестиционная политика и инвестиционный климат в Российской и региональной экономике ( на примере р...

·                    предоставления кредитов на развитие отдельных территорий республики, отраслей и производств.

Указанные здесь формы государственной поддержки предоставляются для осуществления целевых программ и отдельных инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу.

Республиканская инвестиционная программа определяется в законе как «совокупность целевых программ и инвестиционных проектов, намеченных к финансированию из республиканского бюджета или предполагающих другие виды государственной поддержки». Республиканская инвестиционная программа формируется Кабинетом министров Республики Татарстан одновременно с проектом бюджета на предстоящий бюджетный год и является его составной частью.

Поскольку необходимым элементом инвестиционной политики в промышленности региона является прогнозирование и стратегическое планирование развития регионального промышленного комплекса, нацеленное на выбор приоритетных отраслей и производств, большой интерес представляет анализ механизма формирования стратегии развития промышленности региона и Республиканской инвестиционной программы как инструмента ее реализации, а также критерии определения приоритетных инвестиционных проектов, по отношению к которым применяются меры государственной поддержки.

В целях повышения эффективности деятельности органов государственного управления республики 15 января 2000 года Кабинет министров Республики Татарстан принял Постановление № 22 «О мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления Республики Татарстан». Важность значения этого постановления состоит в том, что здесь впервые в качестве основного метода государственного регулирования экономикой Республики Татарстан провозглашается метод индикативного управления.

Здесь же определены индикаторы оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Татарстан, городов, районов, предприятий на 2000-2002 годы.

Во исполнение этого постановления и в целях дальнейшего повышения эффективности использования средств республиканского бюджета Кабинетом министров Республики Татарстан было принято Постановление «О мерах по реализации системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», содержащее «Регламент системы индикативного управления экономикой Республики Татарстан», в котором определены исполнители, состав и последовательность действий, сроки исполнения и конечные результаты действий органов государственного управления Республики Татарстан по реализации индикативного управления экономикой [4].

В соответствии с этим Регламентом на первом этапе устанавливаются цели и прогнозируются результаты социально-экономического развития республики. Для этого Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан ежегодно уточняет Прогноз развития экономики и устанавливает в составе документа «Декларация Правительства»пороговые значения основных индикаторов социально-экономического развития Республики Татарстан на планируемый год. На этой основе формируется Программа экономического и социального развития Республики Татарстан на три года (Программа-3) и ежегодно на планируемый год (Программа-1). В составе Программ-1, 3 определяются основные направления и приоритеты социально-экономического развития Республики Татарстан, устанавливаются цели и средства их достижения.

 Программы - 1, 3 разрабатываются Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан с участием министерств, государственных комитетов, ведомств, бюджетообразующих предприятий ежегодно в соответствии с порядком, устанавливаемым Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан, и принимаются:

·                    Программа-3 - Государственным Советом Республики Татарстан в марте текущего года на три года вперед.

·                    Программа-1 - Кабинетом министров Республики Татарстан ежегодно в мае текущего года.

На следующем этапе в соответствии с целями и приоритетами, установленными Программами-1,3, Министерство экономики и промышленности РТ формирует задания министерствам, государственным комитетам, ведомствам и предприятиям по разработке республиканских целевых программ и инвестиционных проектов.

После утвержденных данных программ Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан с участием министерств, государственных комитетов и ведомств формирует Республиканскую инвестиционную программу на три и на один планируемый год.

В состав Республиканской инвестиционной программы входят целевые программы и инвестиционные проекты по четырем разделам:

1.                социальное развитие;

2.                развитие инфраструктуры производственных и непроизводственных отраслей;

3.                развитие реального сектора экономики;

4.                охрана окружающей среды.

Интересующий нас раздел Республиканской инвестиционной программы «Инвестиционное развитие реального сектора экономики» включает в себя бизнес-планы инвестиционных проектов, содержащие:

·                    объем финансирования в разрезе источников финансирования;

·                    ожидаемое выполнение работ на начало планируемого года, выраженное в ценах планируемого года;

·                    объем финансирования на планируемый год;

·                      характеристику результата, в которой используются индикаторы оценки социально-экономического положения Республики Татарстан, установленные Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 15.01.2000 г. № 22.

Обязательным условием включения инвестиционного проекта в Республиканскую инвестиционную программу является наличие положительного заключения государственной экспертизы проекта, порядок проведения которой закреплен в Постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 г. № 284 «Об утверждении Положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в Республике Татарстан».

В соответствии с данным Положением, наиболее важными условиями государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов предприятий и организаций Республики Татарстан являются:

·                    наличие страховой защиты объектов инвестирования;

·                    наличие заключения Государственного комитета Республики Татарстан по труду и занятости о влиянии рассматриваемого проекта на занятость населения, создание и сохранение рабочих мест;

·                    наличие аудиторского заключения бухгалтерской отчетности за предыдущий и текущий годы, выписки коммерческого банка, обслуживающего предприятие, о наличии и движении средств по счетам за текущий год;

·                    наличие заключения экспертных органов по охране окружающей среды;

·                    отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным из бюджетов всех уровней средствам, выданным на возвратной основе;

·                    наличие собственных средств предприятия на реализацию проекта:

a.                малый проект, при котором капиталовложения не превышают сумму, эквивалентную 200 тыс. долларов США: собственные средства в объеме не менее 50% стоимости проекта;

b.               средний проект, при котором капиталовложения не превышают сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США: собственные средства в объеме не менее 30% стоимости проекта;

c.                крупный проект, при котором капиталовложения превышают сумму, эквивалентную 1 млн. долларов США: собственные средства в объеме не менее 20% стоимости проекта;

·                    срок окупаемости проекта:

a.                для малых и средних проектов - не более 3 лет;

b.               для крупных проектов - не более 5 лет.

На наш взгляд, требования к проектам по объему собственных средств и сроку реализации, созданию и сохранению рабочих мест должны быть более гибкими. При предоставлении государственной поддержки необходимо, в первую очередь, руководствоваться потребностями республики в структурной перестройке регионального промышленного комплекса с целью обеспечения его устойчивого и поступательного развития, снижения зависимости от внешних по отношению к региону факторов изменения стоимостной структуры производимой продукции, обеспечения комплексной функционально-отраслевой структуры производства. В том случае, если проект отвечает данным требованиям, должно быть принято положительное решение о предоставлении ему государственной поддержки. В противном случае преимущество будут иметь проекты в наиболее развитых и финансово устойчивых отраслях. Такое положение приведет лишь к усилению существующих структурных диспропорций.

Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан готовит свое заключение:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать