Однако никаких денежных доходов от этой деятельности не получено. Отсутствие доходов от переданных в доверительное управление акций во многом связано с тем, что Госкомимущество РТ за это время не провело ни одного конкурса по доверительному управлению.
Тем не менее, крайне низок результат проведенных инвестиционных конкурсов. За период с 1995 по 1997 годы их состоялось 11, где было реализовано 239126 акций из 364666 предложенных. В соответствии с условиями конкурсов, организации-победители взяли обязательства выделить инвестиции на сумму 44,1 млрд. руб. Однако из-за отсутствия должного контроля со стороны Госкомимущества РТ условия конкурсов не были выполнены ни по срокам, ни по объемам инвестиций. В итоге, объем инвестиций составил лишь 2,76 млрд. руб., или 6,3% от намеченного. По итогам 1995-1996 гг. эмитенты на государственный пакет акций в сумме 1 183,2 млрд. руб. начислили дивидендов по ним 120,5 млрд. руб. (10,1%).
Комитет парламентского контроля Госсовета РТ и контрольное управление президента РТ отметили низкие результаты работы Госкомимущества по управлению госимуществом. Госкомимуществу Республики поручено обеспечить возврат неэффективно использованной части акций, переданных в доверительное управление и реализованных на инвестиционных конкурсах, пересмотреть нормативные и правовые документы по вопросам управления госпакетом акций с учетом перспективы развития рыночных отношений, обеспечить гарантии выполнения доверительным управляющим взятых на себя обязательств.
Отраслевой анализ инвестиционной привлекательности.
Как было сказано выше, инвестиционная привлекательность Татарстана достаточно высока. Однако, по нашему мнению, помимо общей инвестиционной привлекательности субъекта Федерации необходимо проанализировать и инвестиционную привлекательность по отраслям промышленности Республики.
Для проведения предварительного исследования отраслей, по нашему мнению, в первую очередь необходимо оценить удельный вес отраслей в общем объеме промышленного производства Республики. Для этой цели оценивается динамика структуры объемов производства в промышленности (рис. 1.2) [38].
Рис. 1.2. Динамика структуры промышленности
Как можно заключить из данных на рис. 1.2, наиболее привлекательными в промышленности Республики являются химическая и нефтехимическая промышленность, а также топливная промышленность. Это подтверждается и данными периодической печати: АО "Нижнекамскнефтехим", АО "Нижнекамскшина", АО "Татнефть" – это наиболее развитые в рыночном отношении корпорации, акции которых готовятся к размещению в виде АДР на американском фондовом рынке, что подтверждает их инвестиционную привлекательность.
Наиболее подходящим для этой цели представляется сравнительный анализ отраслей по различным группам показателей, которые могут быть представлены в виде системы (рис. 1.3). Система представляет собой структурированную совокупность различных коэффициентов, значений показателей в натуральном выражении, а также показателей динамики [4, 12].
Для исследования отраслей промышленности в разрезе инвестиционной привлекательности можно предложить следующие показатели объема:
à объем произведенной в отрасли продукции;
à количество производственного персонала отрасли;
à объем прибыли;
à количество предприятий в отрасли и т. д.
Рис. 1.3. Система показателей для сравнительной оценки отраслей промышленности
Валовые показатели динамики, используемые для анализа инвестиционной привлекательности отрасли:
à абсолютный прирост объема произведенной продукции;
à абсолютный прирост прибыли и т. д.
Финансовые коэффициенты представляют собой:
à коэффициент общей рентабельности;
à удельная выработка на одного рабочего;
à средняя удельная прибыль предприятий отрасли и т. д.
К относительным показателям структуры относятся следующие:
à структура занятости по отраслям промышленности;
à структура прибыли по отраслям промышленности;
à структура выручки по отраслям промышленности.
Индексные показатели включают:
à индекс физического объема производства;
à индекс прибыли;
à индекс рентабельности и т. д.
Вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности Республики. Таким образом, появляется возможность оценить различные отрасли и сформулировать инвестиционные приоритеты для стратегических и портфельных инвесторов.
Состояние и перспективы инвестиционной деятельности в Республике Татарстан.
В Татарстане действует значительное количество предприятий, инвестиционная привлекательность которых для зарубежных инвесторов велика. Многие из них производят уникальную продукцию и являются монополистами на своем рынке. К ним в первую очередь относятся такие акционерные общества, как "Татнефть", "Нижнекамскнефтехим", "Нижнекамскшина", "Оргсинтез", "Казанская ГТС" акции которых либо уже успешно размещались на международных фондовых рынках ("Татнефть", "Нижнекамскшина"), либо могут размещаться в ближайшем будущем [7].
Международное размещение акций Республиканских эмитентов осуществляется в основном посредством выпуска американских депозитных расписок (АDR) и проходит несколько этапов. Сначала реализуется программа ADR 1 уровня, при которой доход от продажи акций резко возрастает. Следует отметить, что реализация акций республиканских эмитентов посредством выпуска ADR осуществляется при активной поддержке государства в лице Государственного комитета Республики Татарстан по управлению государственным имуществом и самих эмитентов, что немаловажно для зарубежных инвесторов.
Кроме того, в Татарстане действует около 60 акционерных обществ, акции которых могут быть выведены в российскую торговую систему (РТС). Акции подавляющего большинства этих предприятий не "раскручены" в торговых системах и имеют значительный потенциал роста курсовой стоимости.
Если в недавнем прошлом на фондовом рынке Республики не наблюдалось значительной активности, то в течение последнего полугодия происходит заметное оживление, связанное с окончанием действия трехлетнего ограничения по большинству акций приватизированных предприятий и выходом акций крупнейших эмитентов на российский и международные фондовые рынки. С целью формирования благоприятного инвестиционного климата в Республике, обеспечения соблюдения интересов стратегических инвесторов, намечается ряд мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры республиканского рынка ценных бумаг.
В короткие сроки должно быть осуществлено создание новой организации Центрального Регистратора Республики Татарстан, который должен будет осуществлять функции по ведению реестров акционеров в соответствии с передовыми технологиями. Для облегчения взаимодействия с крупнейшим фондовым центром страны предполагается открытие филиала этой организации в Москве.
Привлекательность фондового рынка Республики значительно возрастет при создании системы раскрытия информации об эмитентах и участниках фондового рынка, которая позволяла бы потенциальным инвесторам и операторам рынка оперативно получать достоверную информацию. В качестве структуры, обеспечивающей "прозрачность" рынка, предполагается создание "Центра раскрытия информации", учредителями которого должны выступить органы государственного управления Республики.
Основная задача, стоящая перед государством в области регулирования фондового рынка обеспечение привлечения стратегических инвесторов. При соблюдении определенного баланса, привлечение капитала, в том числе иностранного, посредством размещения акций является наиболее выгодным для эмитента способом инвестирования.
Правительство Республики проводит политику привлечения инвестиций. Климат для совместных предприятий с предприятиями Татарстана очень благоприятный. Наибольший интерес представляют инвестиционные проекты, обеспечивающие поступление ноу-хау, новых технологий в промышленность Республики.
Как показывает практика, развитие совместных предприятий как государственными, так и частными предприятиями имеют высокую рентабельность, благодаря льготному механизму создания и значительной экономии на издержках на факторы производства. Предприятия Республики имеют высокий промышленный потенциал.
Инвестиционные стимулы и льготы.
Для стимулирования инвестиционной деятельности государственные органы используют меры как финансового, так и организационного характера (освобождение от налогов, льготное налогообложение, возможность получения земли под строительство, помещения для производства и т.п.).
На государственном уровне существуют специальные учреждения для поддержки иностранных инвестиций Министерство внешних экономических связей Республики Татарстан, а также отдельная служба Госкомэкономики Республики. Разрабатываются законодательные акты по защите интересов иностранных инвесторов. Также для стимулирования инвестиций может применяться трехэтапная система подготовки, согласования и реализации инвестиционных программ в Республике Татарстан.
Инвестор стремится иметь дело с "прозрачными" компаниями. Эту самую "прозрачность" может обеспечить аудит, сделанный заслуживающей доверия фирмой. Одна из таких – всемирно известная "Прайс Уотерхаус". Получив приглашение из Татарстана, она проверила бухгалтерскую отчетность в одной из ведущих российских компаний АО "Татнефть", ныне занимается тем же на "Нижнекамскнефтехиме".
На Западе координатором действий "Нижнекамскнефтехима" выступил инвестиционный банк "Дрезднер Кляйнворт Бенсон", в качестве депозитария выбран самый крупный в своей сфере "Бэнк оф Нью-Йорк", выпустивший в июне 1996 года под пакет акций "Татнефти" американские депозитарные расписки (АДР) первого уровня.
Спустя полгода эти ценные бумаги получили листинг Лондонской фондовой биржи, что считается официальным представлением компании международному инвестиционному сообществу. "Татнефть" еще в прошлом году первой из российских нефтяных компаний готовилась к роуд-шоу под размещение АДР-3, но карты смешал мировой кризис. В 1998 году задача номер один выход на третий уровень.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14