· о соответствии представленного инвестиционного проекта основным задачам, определенным в Программе социального и экономического развития Республики Татарстан;
· о целесообразности предусмотренных бизнес-планом мероприятий, их эффективности для экономики Республики Татарстан и соответствии технико-экономических расчетов действующим методическим документам;
· о рациональном размещении производительных сил;
· о возможности включения инвестиционного проекта в Республиканскую инвестиционную программу.
В данном положении не содержится каких-либо критериев эффективности и рациональности размещения производительных сил, поэтому сложно определить, чем должно руководствоваться министерство при подготовке заключения по данному вопросу. Также отсутствуют нормативы эффективности представляемых проектов. В связи с этим, на наш взгляд, существует большая потребность в разработке методических рекомендаций по данному вопросу.
Из числа проектов, получивших положительное заключение, Министерство экономики формирует предложения для включения в проект республиканской инвестиционной программы, а также готовит предложения о формах государственной поддержки проектов, включенных в Республиканскую инвестиционную программу. При этом остается без ответа вопрос о том, чем должны руководствоваться эксперты министерства при определении формы государственной поддержки для тех или иных проектов.
Далее, после утверждения Республиканской инвестиционной программы, в рамках Закона РТ о бюджетной системе РТ на очередной финансовый год Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан вносит на утверждение в Кабинет министров Республики Татарстан Программу инвестиционного развития реального сектора экономики на планируемый год в разрезе объектов инвестирования с расшифровкой по видам государственной поддержки.
На наш взгляд, данный механизм регулирования инвестиционного процесса в экономике Татарстана в целом заслуживает положительной оценки, однако на практике существуют большие недостатки в сфере его реализации.
В первую очередь, необходимо отметить, что Программа социально-экономического развития республики как на один, так и на три года не была принята. В реальности были разработаны и приняты только индикаторы социально-экономического развития РТ на 2000-2002 годы, определенные постановлением Кабинета министров РТ в 2000 году [3]. Среди представленных здесь индикаторов наибольший интерес представляют те из них, которые отражают приоритеты инвестиционной деятельности в региональном промышленном комплексе (таблица 1).
Таблица 1
Наименование Индикатора
Значение индикатора
Фактическое значение
Пороговое значение
Темп прироста ВРП в сопоставимых ценах к предыдущему году (в %)
1997 год
1998 год
2002 год
0,8
-3,9
2,5
Доля обрабатывающей промышленности во всей промышленной продукции (в %)
75
75
>=70
Доля машиностроения во всей промышленной продукции (в %)
18,5
14,9
>=20
Объем инвестиций в Основной капитал (в %) к ВРП
21,0
21,8
>=25
В первую очередь обращает на себя внимание то, что приведенные индикаторы были разработаны в 2000 году, когда такие из них, как доля машиностроения, доля обрабатывающей продукции, темп прироста ВРП, объем инвестиций в основной капитал, были близки или же уже достигли определенных здесь значений. То есть планирование этих показателей производилось «от достигнутого», что не отвечает современным потребностям РПК и региона в целом.
Кроме этого, большим недостатком является отсутствие индикаторов, отражающих стратегические направления развития промышленного комплекса республики, что говорит об отсутствии системы приоритетов инвестиционного развития промышленного комплекса РТ.
В связи с этим, представляется, что к числу таких индикаторов можно было бы отнести:
1. Индикаторы дифференциации отраслей специализации региона, определяющие зависимость стоимостной структуры производства РПК от внешних по отношению к региону факторов.
2. Индикаторы развития комплексирующих производств, работающих на внутренний потребительский рынок.
3. Индикаторы структуры инвестиционного процесса в отраслевом разрезе регионального промышленного комплекса.
Несмотря на отмеченные недостатки и, в первую очередь, отсутствие ежегодной программы социально-экономического развития республики, включающей приоритеты развития промышленного комплекса, в 2000-2002-м годах в рамках республиканского бюджета принимались инвестиционные программы на соответствующий год. В этой связи не ясно, на основании каких критериев происходил отбор инвестиционных проектов для оказания им государственной поддержки.
В качестве цели этих программ, в части инвестиционного развития реального сектора экономики, установлено «обеспечение уровня экономической самодостаточности предприятий», результатом чего было определено уменьшение доли убыточных предприятий (с 40% до 38% в 2001 году) [2].
По нашему мнению, такая целевая установка не отвечает существующим потребностям республики в совершенствовании отраслевой структуры регионального промышленного комплекса. Очевидно, что прибыльными могут быть и 100% предприятий, однако это еще не будет означать, что ее уровень и структура станут обеспечивать потребности экономики в устойчивом развитии.
Так, для инвестиционных проектов в промышленности республики бюджетами 2000-2001-го годов предусматривались следующие меры поддержки (таблица 2).
Таблица 2
Виды государственной поддержки
2000 год (тыс. руб.)
2001 год (тыс. руб.)
Инвестиции из государственных источников финансирования
352398,0
332780,0
Налоговые льготы
220000,0
-
Республиканские гарантии (поручительства)
300000,0
900000,0
Компенсация процентных ставок
До 20% от первой строки
До 20% от первой строки
В этих инвестиционных программах доля средств, выделяемых для поддержки инвестиционных проектов в реальном секторе экономики, в общем итоге была очень низкая (3,7% от суммы РИП 2001 года) [2]. Поэтому в условиях отсутствия четких приоритетов их реализация не обеспечила улучшение структуры РПК.
В то же время наблюдается недостаток инструментов стимулирования инвестиционной активности экономических субъектов РТ. Об этом свидетельствует тот факт, что по-прежнему не удается добиться межотраслевого перелива капитала посредством банковской системы, а также привлечь в инвестиционный процесс средства населения.
И это при том, что в последнее время в республике разрабатывались и реализовывались различные схемы, направленные на активизацию процесса банковского кредитования предприятий реального сектора экономики. В частности, ст. 31 и 32 Закона Республики Татарстан «О бюджетной системе РТ на 2001 год» [2] было предусмотрено выделение из Фонда приватизации Республики Татарстан и Фонда НИОКР денежных средств на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков для одобренных инвестиционных проектов. В соответствии с принятым в 2001 году Постановлением Кабинета министров РТ № 228 предприятиям, привлекающим кредиты банков для реализации инвестиционных проектов в приоритетных направлениях развития экономики республики, может быть оказана государственная поддержка в виде предоставления субсидий на погашение до 75% ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Как известно, доля долгосрочных кредитов остается низкой. Применение такого инструмента стимулирования инвестиций, как компенсация части процентной ставки, повышает инвестиционные стимулы реципиентов, однако для принятия банком решения о выделении кредитной линии этого недостаточно, поскольку нисколько не снижается риск невозврата средств.
Кроме того, в системе органов государственного управления республики отсутствует единая организационная структура, аккумулирующая в себе все полномочия по регулированию инвестиционного процесса.
Отсутствие согласованности проявляется, в частности, в том, что параллельно с формированием и реализацией республиканской инвестиционной программы в 2001 году была разработана и принята к реализации Федеральная целевая программа социально-экономического развития Республики Татарстан до 2006 года [5], главными разработчиками которой выступили Кабинет министров РТ и Международный фонд развития регионов.
Именно эта программа в настоящее время принята к реализации и является основой при проведении мер регулирования инвестиционного процесса.
Главной целью программы является «устойчивое развитие экономики РТ и на этой основе поэтапное вхождение в единое бюджетное правовое пространство РФ». Для достижения поставленной цели определены следующие направления развития промышленного комплекса республики:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14