· увеличение объемов и обеспечение высокого уровня рентабельности нефтедобычи в республике за счет структурной перестройки отрасли, переоснащения нефтепромыслового хозяйства для добычи высокосернистой нефти в условиях естественного истощения запасов;
· внедрение передовых технологий глубокой переработки нефти с освоением производства конкурентоспособных видов продукции химической и нефтехимической промышленности;
· освоение на ведущих автомобилестроительных и авиастроительных предприятиях республики выпуска высококачественной, конкурентоспособной продукции.
Соответственно, данные задачи являются основой для выбора приоритетов инвестиционной деятельности в промышленности Республики Татарстан. Причем свое непосредственное воплощение они находят в совокупности инвестиционных проектов, выполнение которых должно обеспечить осуществление программы в целом.
Прием заявок предприятий на участие в программе и получение поддержки для реализации разработанных ими инвестиционных проектов осуществлял Кабинет министров РТ. Как было указано в программе: «проекты для включения в программу были отобраны на основании конкурса с учетом их эффективности и готовности организаций к их реализации». При этом механизм отбора проектов был иным, нежели рассмотренный нами ранее.
В программе определены следующие принципы отбора проектов:
· значение реализации проекта для РФ и РТ с точки зрения укрепления межрегиональных связей, экспортного потенциала, улучшения структуры промышленности;
· величина бюджетного эффекта для федерального и республиканского бюджетов;
· коммерческий эффект реализации проекта, величина срока окупаемости заемных средств.
В первую очередь обращает на себя внимание тот факт, что хотя здесь и говорится об улучшении структуры промышленности, не определены критерии, в соответствии с которыми оценивается это улучшение, а также не установлены пороговые целевые индикаторы данного процесса.
Отрасли специализации РТ в настоящее время имеют экспортную ориентацию, что ставит их в зависимость от конъюнктурных колебаний цен на их продукцию. Более того, развитие производства инвестиционных товаров для данных отраслей усиливает последствия этих колебаний для экономики региона.
Кроме того, отрасли производства машиностроения и особенно авиастроения также зависят от влияния внешних факторов, поскольку в республике отсутствуют действенные рычаги проведения протекционистской политики на рынках реализации данной продукции.
Однако при формировании данной программы эти факторы не учитывались, что видно из анализа ее отраслевой структуры (таблица 3).
Данная программа не нацелена на изменение функционально-отраслевой структуры промышленного комплекса республики. В первую очередь это относится к соотношению производства отраслей специализации и местных производств, обеспечивающих потребности населения республики. Так, в программе определен социальный эффект ее реализации в размере 3239,85 млн. рублей в год. При этом планируется создать 14,3 тыс. рабочих мест и обеспечить занятость «около 180 тыс. человек». Из этого следует, что реализация программы приведет к увеличению спроса домохозяйств и, в первую очередь, на потребительские товары. Учитывая тот факт, что и в настоящее время почти 2/3 объема розничной торговли в республике обеспечивается привозной продукцией, реализация программы только увеличит эту долю. Данное предположение основано на оценке того, какую часть в инвестиционной программе занимают проекты, обеспечивающие внутренние потребности республики. Так, к числу местных производств, поддержка развития которых предполагается в программе, можно отнести проекты в пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. В общей сложности на их реализацию приходится 6299,18 млн. рублей - 3,86% от общей суммы инвестиций в промышленность республики.
Таким образом, можно сделать вывод, что подход к определению приоритетов инвестиционной деятельности, представленный в данной программе, не обеспечит выполнение обозначенных в ней целей и не приведет к формированию рациональных пропорций промышленного комплекса республики.
Таблица 3.
Отрасли промышленности
Всего млн. руб. 163095,32 [100%]
Собственные средства 76952,29 [100%]
Кредиты коммерческих банков 76399,71 [100%]
Иностранные кредиты 9743,32 [100%]
Нефтедобывающая промышленность
[ 29,3%]
47866,09
(100%)
[ 48,7%]
37463,20 (78%)
[13,61%]
10402,89 (22%)
-
Химическая и нефтехимическая промышленность
[ 16%]
25984,90
(100%)
[16%]
12347,66
(47,6%)
[13,71%]
10481,24
(40,3%)
[32,4%]
3156,00
(12,1%)
Машиностроение
[51,5%]
83960,29
(100%)
[33%]
25429,45
(30,28%)
[68,78%]
52551,23
(62,6%)
[50,95%]
4964,47
(6%)
Производство строительных материалов
[1,02%]
1677,53
[0,5%]
368,07
[0,27%]
209,75
[11,3%]
1099,71
Пищевая промышленность
[2,8%]
4621,65
(100%)
[1,74%]
1343,91
(29%)
[3,6%]
2754,60
(59,7%)
[5,4%]
523,14
(11,3%)
Подводя итоги анализа государственной инвестиционной политики, проводимой в промышленности Республики Татарстан, можно сделать следующие выводы:
· республике отсутствует орган управления, концентрирующий в себе все функции по формированию и реализации единой инвестиционной политики в промышленности региона, что выражается в несогласованности при разработке и реализации экономических программ в инвестиционной сфере.
· Отсутствуют четко определенные приоритеты инвестиционного развития РПК, необходимые для формирования инвестиционной программы.
· Индикаторы социально-экономического развития Республики Татарстан не учитывают сложившуюся структуру РПК и не определяют отраслевые приоритеты его развития.
· Программа социально-экономического развития РТ на год и три года не принимается, что говорит о низкой дисциплине выполнения принятых нормативных актов, при этом с 2000 по 2002 гг. в рамках республиканского бюджета формировалась Республиканская инвестиционная программа на соответствующие годы.
· Не созданы механизмы для активизации привлечения в инвестиционный процесс банковского капитала и средств населения.
Перечень инвестиционных проектов Республики Татарстан* (*предварительные данные)
Машиностроение и металлообработка
ОАО "КАМАЗ"
СОЗДАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ЛИЦЕНЗИОННЫХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ "КАМАЗ"
КАЗАНСКОЕ МОТОРОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВО АВТОМАТИЧЕСКИХ КОРОБОК ПЕРЕДАЧ
КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. С.П. ГОРБУНОВА
КАЗАНСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА"
ЗАО " КАПО - ТУПОЛЕВ"
СОЗДАНИЕ СРЕДНЕМАГИСТРАЛЬНЫХ САМОЛЕТОВ ТУ - 214 С3 И ЕГО МОДИФИКАЦИЙ И ГРУЗОВОГО САМОЛЕТА ТУ - 330
КАЗАНСКОЕ АВИАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ИМ. С.П. ГОРБУНОВА
КАЗАНСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АВИАЦИОННЫЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА"
ПРОИЗВОДСТВО САМОЛЕТОВ ТУ-324
АО "КАЗАНЬКОМПРЕССОРМАШ"
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЛЯ АО "НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ" КОМПРЕССОРНОГО, НАСОСНОГО, ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ ДЛЯ НЕГО
ПО "ЗАВОД ИМ. СЕРГО" - ПОЗИС
ПРОИЗВОДСТВО ХОЛОДИЛЬНИКОВ И МОРОЗИЛЬНИКОВ
ВЫПУСК ОДНОКАМЕРНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ХОЛОДИЛЬНИКОВ
ОАО "АЛНАС" ЗАВОД ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ
ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗРАБОТКИ И СОЗДАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКСА ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОНАСОСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ
ОАО "ВАКУУММАШ"
РАСШИРЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ И УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПРОИЗВОДСТВА ВОДОКОЛЬЦЕВЫХ ВАКУУМНЫХ НАСОСОВ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н.ТУПОЛЕВА
ПРОИЗВОДСТВО ДЕЛЬТАЛЕТОВ
ПРОИЗВОДСТВО ГРУЗОПАССАЖИРСКОГО ЭКРАНОПЛАНА
ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПРИБОРНЫЙ ЗАВОД
ПРОИЗВОДСТВО ПЛАСТМАССОВЫХ ПРОФИЛЕЙ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕБЕЛИ, ТАРЫ, ВИТРИННОГО ОБОРУДОВАНИЯ
АО "КАЗАНСКИЙ ЗАВОД ГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ" (АО "КЗГА")
РЕКОНСТРУКЦИЯ АО "КЗГА" ПОД ПРОИЗВОДСТВО МОДУЛЬНЫХ ОТОПИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ, ЭЛЕКТРОПЛИТ И ГАЗОВЫХ ПЛИТ ПО ТЕХНОЛОГИИ DESSAUER GMBH
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14