Мировой рынок ссудных капиталов
p> Для улучшения платежной ситуации и обеспечения бюджета по части долговых обязательств Россия в 1982 г. пыталась заключить соглашения с кредиторами о реструктуризации задолженности и отсрочке выплат. В 1996 г. было подписано первое такое соглашение рамочного типа со странами
Парижского клуба, объединяющего страны-кредиторы, о 25-летней реструктуризации бывшей советской задолженности государствам-членам этого клуба в размере 42 млрд. долл. Условия соглашения предоставляют России шестилетний льготный период, в течение которого выплачиваются только проценты по этому долгу. Сам долг начнет выплачиваться после 2002 г. в течение 20 лет. В соответствии с этим документом заключены конкретные соглашения со многими странами-членами клуба.

В октябре 1997 г. подписано соглашение о реструктуризации долга с
Лондонским клубом банков-кредиторов (долг 32,3 млрд. долл.), которое предусматривает 25-летнюю отсрочку по выплате основного долга – 24 млрд. долл. Накопившиеся проценты по долгу – 8,3 млрд. долл. будут обслужены путем выпуская облигаций с 20-летним сроком погашения.

Благодаря соглашениям с Лондонским и Парижским клубами, а также льготным ссудам МВФ и МБРР выплата процентов по внешнему долгу будет составлять около 7 млрд. долл. в год (1,3% ВВП). Это меньше половины того, что пришлось бы выплачивать России в соответствии с текущими рыночными процентными ставками.

Государственный внутренний и внешний долг России за 1997 г. вырос с
1059,9 млрд. до 1278,1 млрд. руб. При этом внутренние заимствования к началу 1998 г. составили 500,9 млрд. руб. Объем внешнего долга иллюстрируют приведенные ниже данные (по состоянию на 31 декабря каждого года):
| |1996 г. |1997 г. |авг. 1998 г|
|Объем внешнего долга, млрд. долл. |134,6 |133,1 |151,5 |
|США | | | |

Самое опасное в том, что резко возрастают расходы по обслуживанию общей задолженности государства. Уже сейчас они превышают 30% расходной части бюджета. А к 2003 г. эта доля могла бы возрасти до 70%, если бы не успешный раунд переговоров с кредиторами Лондонского клуба, проведенный в 1999–2000 гг. министром Касьяновым. С другой стороны, такое облегчение означает лишь перекладывание с больной головы на здоровую: тяжесть выплат теперь перенесена на более поздние сроки (см. рис. 4.1 в приложении).

Национальное богатство России оценивается почти в 400 трлн. долл. Хотя российские чиновники ежегодно берут взятки в размере свыше 6 млрд. долл., а граждане вывозят из страны, как минимум, 20 млрд. долл. в год, по мнению некоторых оптимистично настроенных экономистов, такое положение дел не катастрофично.

Россия как кредитор. Россия не только должник, но и солидный кредитор для многих стран. Так, долг развивающихся стран России в 1993 г., по разным оценкам, составил 140–176 млрд. долл., как видим, эти цифры значительно превышают долг России Западу.

В сентябре 1997 г. Россия стала полноправным членом Парижского клуба стран-кредиторов. Членство в клубе существенно расширяет возможности возвращения долгов. Долги стран-членов клуба России составляют 52 млрд. долл. из общей суммы задолженности. Участие в клубе предполагает дисконтирование долгов до примерно 12 млрд. долл. Но это реальные деньги.
По некоторым оценкам, речь может идти о 300–500 млн. долл. ежегодных выплат
России ее должниками.

Ниже приведены суммы долгов (на конец 1997 г.) крупнейших должников
России, млрд. долл.:
|Куба |20 |Монголия |8,5 |Индия |7,9 |Алжир |4 |
|Сирия |13 |Афганистан |8,2 |Йемен |6,7 |Мозамбик|3 |
|Вьетнам |9,5 |Ирак |8 |Эфиопия |5,5 | | |

Россия является также и кредитором стран СНГ, и их долг в последние годы возрастает. Текущая задолженность стран СНГ России составляет 9 млрд. долл. Основными должниками являются Украина, Казахстан, Узбекистан и
Белоруссия. Исходя из того, что финансово-кредитная система стран СНГ находится на стадии становления и многие страны-члены СНГ не в состоянии рассчитаться с долгами, считается целесообразнее проводить зачет долгов поставками товаров, которые можно было бы выгодно продать на российском рынке.

Сбалансированная, гибкая политика России по управлению своими зарубежными займами и кредитами будет способствовать ее выходу из нынешнего тяжелого финансового положения.

Иностранные инвестиции. Россия, по западным оценкам, в состоянии в ближайшие 10–15 лет поглотить 200 – 300 млрд. долларов иностранных капиталовложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынка. Однако инвестиционный климат в стране продолжает оставаться крайне неблагоприятным. По уровню инвестиционного риска Российская Федерация находится на уровне Ирака.
Эксперты Банка Австрии, проанализировавшие возможности размещения инвестиций в России с учетом политической и экономической конъюнктуры, социального климата и экологии, пришли к выводу, что лишь в 6 из 89 регионов России существует относительно благоприятный инвестиционный климат, а в 33 регионах климат "относительно пригоден". Основные факторы, препятствующие крупномасштабному притоку иностранного капитала, известны: политическая нестабильность, кризисное состояние экономики, неразвитость инфраструктуры, высокие трансакционные издержки и отсутствие соответствующей правовой базы.

Таблица 4.3. Приток частного капитала в Россию с 1992 по 1999 гг., млрд. долл.[5]
| |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |
|Чистые прямые |0.7 |0.9 |0.6 |2.0 |2.5 |6.2 |2.8 |2.7 |
|зарубежные | | | | | | | | |
|инвестиции | | | | | | | | |
|Чистые портфельные|0.0 |5.0 |16.3 |10.3 |17.6 |18.4 |3.9 |–1.1 |
|инвестиции | | | | | | | | |
|Ссуды банков и |0.0 |0.0 |–16.2|4.0 |–20.1|–23.2|–20.1|–17.8|
|прочие поступления| | | | | | | | |
|Итого приток |0.7 |5.9 |0.6 |16.4 |–0.1 |1.4 |–13.4|–16.2|
|частного капитала | | | | | | | | |

В последнее время правительство России предпринимает необходимые шаги в направлении совершенствования законодательства, касающегося иностранных инвесторов. Определенное значение в стимулировании иностранных инвесторов будут иметь принятые решения о распространении режима налогообложения прибыли малых предприятий на предприятия с иностранными инвестициями, реализующие проекты в материальном производстве; об освобождении от НДС и спецналога технологического оборудования, импортируемого предприятиями с иностранным участием в рамках развития собственного производства; об освобождении от НДС и спецналога валютных кредитов, предоставляемых российским юридическим лицам зарубежными банками и материнскими компаниями
СП; об отмене с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда; об отмене ограничений на количество текущих счетов российских юридических лиц; о выведении суммы курсовых операций из налогооблагаемой прибыли для предприятий, не специализирующихся на операциях на валютном рынке.

Положительный эффект может дать принятие уже подготовленных законопроектов: о свободных экономических зонах, о концессиях, а также новой редакции закона об иностранных инвестициях.

Еще более важно, что многие факторы, препятствующие притоку в Россию иностранного капитала, нельзя устранить в короткий период времени никакими
– даже самыми преференциальными для иностранных инвесторов – законодательными акциями. Среди главных факторов низкой конкурентоспособности России как получателя иностранного капитала – полное, с точки зрения инвесторов, отсутствие элементарного хозяйственного порядка в экономике на микроуровне, т.е. в отношениях между предприятиями и властями, между предприятиями и властями и т.д. Поэтому на кардинальное улучшение инвестиционного климата в ближайший год - два рассчитывать нельзя.

Кроме того, часто преувеличивается объем свободных инвестиционных ресурсов в мире.

Свыше 3/4 прямых капиталовложений осуществляется за счет реинвестиций, и поэтому они довольно жестко связаны со структурой географического распределения уже накопленных инвестиций. Величина же инвестиций, относительно "не связанных" с определенным регионом приложения капитала, не превышает 50–70 млрд. долларов в год, что еще более повышает накал конкурентной борьбы за их распределение.

Краткосрочные перспективы иностранных вложений в акции приватизированных российских предприятий также невысоки. Это объясняется тем, что еще предстоит создать соответствующую нормативно-правовую базу, работающую структуру цивилизованного фондового рынка, депозитарно- клириноговые компании, специализированные компании-регистраторы, автоматизированную систему внебиржевой торговли ценными бумагами, фондовые биржи, работающие по правилам и пользующиеся доверием приватизированных предприятий. Лишь после решения этих вопросов можно будет стимулировать покупку акций приватизированных предприятий, в том числе путем конверсии российского внешнего долга.

В ближайшие один – два года было бы целесообразно (наряду с привлечением прямых инвестиций и вложений в акции приватизированных предприятий) активизировать работу по размещению за рубежом облигационных займов. Значение этого рынка можно проиллюстрировать на структуре иностранных инвестиций в развивающиеся страны в 1995 г. Прямые инвестиции туда за прошлый год оцениваются в 90 млрд. долларов. Однако собственно приток ресурсов (поставки инвестиционного оборудования, валютные поступления) в развивающиеся страны можно оценить не более чем в 8–10 млрд. долларов. Это примерно столько же, сколько составили портфельные вложения за 1995 г. в акции предприятий развивающихся стран, и в 6 раз меньше, чем было привлечено из-за рубежа предприятиями и различными государственными структурами указанных стран в форме облигационных займов. Объем последних только за 1995 г. составил 55 млрд. долларов.

Естественно, что такие займы могут быть реализованы лишь под какие-то эффективные проекты. Причем для того, чтобы завоевать доверие иностранных инвесторов необходимо выполнить целый ряд условий: надежный западный посредник, менеджмент проекта ведущей западной инженерно-строительной фирмой, соответствующая реклама и т.д. Под сырьевые проекты (а в мировой практике крупные проекты в добывающих отраслях, как правило, финансируются международными займами) необходимо будет решить вопрос собственности на разрабатываемое сырье, о праве собственника еще перед получением займа заключать соглашения о будущих поставках на экспорт. Без этого заем не сможет быть размещен. К сожалению, вступивший в силу закон о разделе продукции такой правовой базы не обеспечивает.

Заключение

Подводя итоги можно сделать вывод, что быстрорастущий мировой рынок ссудных капиталов стал важным фактором международных экономических отношений.

Международная миграция капитала объективно ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран в мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к росту благосостояния отдельных национальных экономик и мирового хозяйства в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать