Как и все другие субъекты мирового рынка ссудных капиталов, ТНК
используют его не только для получения кредитов на обслуживание текущих
платежей или долгосрочных вложений. Владея огромными собственными активами,
международные компании используют кредитные рынки, в первую очередь
вненациональные, для наиболее выгодного размещения принадлежащих им
денежных и финансовых требований. При этом ТНК сталкиваются с изменчивостью
валютных курсов и процентных ставок денежных рынков. Во избежание курсовых
и кредитных потерь они совершают разнообразные валютные операции (срочные и
срочно-наличные), за счет которых совокупный валютный оборот в мире
увеличивается во много раз быстрее роста мирового оборота товаров и услуг.
В значительной мере за счет этого к началу 90-х годов доля операций
финансового характера во всем мировом платежном обороте достигла 90% по
сравнению с 60–70% в 70-е и 40–50% в 60-е годы.
Валютные сделки ТНК позволяют им также извлекать дополнительную прибыль от перемещения ликвидных ресурсов в зависимости от изменения конъюнктуры мирового кредитного рынка в различных его центрах. Тем самым они ведут к спекулятивной ориентированности рынка, к опасному отрыву финансовой надстройки от реальных, экономических операций.
3.1. Международные организации-участники МРСК
Всемирный банк – Международная финансово-кредитная группа, состоящая из четырех финансовых институтов: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК), Международной ассоциации развития (МАР) и Многостороннего инвестиционно-гарантийного агентства (МАГИ). На группу МБРР постоянно приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными органами развивающимся странам. В 1993 финансовом году (у группы МБРР финансовый год заканчивается 30 июня) МБРР ассигновал этим странам рекордную сумму кредитов – около 17 млрд. долл., а вместе со своими филиалами – около 26 млрд. долл.
Целью МФК является стимулирование частного предпринимательства, содействие совместным инвестициям местного и иностранного капитала.
МАР призвана предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35–40 лет при льготном периоде 10 лет. Они предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на душу населения не выше 650 долл. в год; к ним в начале 90-х годов относились 40 стран. Однако чтобы участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрять инвестиции в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений в участвующие страны посредством их страхования от некоммерческих рисков. Он также консультирует правительственные органы стран–членов относительно разработки и осуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и переговоры между деловыми международными кругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.
Международный валютный фонд (МВФ). МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.
Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на национальную валюту.
Годы существования МВФ показали, что путем частичной
интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему
международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для
того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в
нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими
странами в качестве одного из средств давления на менее могущественные и
развивающиеся страны. В 1947 году МВФ предоставил кредиты 8 странам на
общую сумму 467,7 млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн. долларов,
Франции- 125, Голландии- 52 млн.
Однако уже в 1948 году кредитный механизм фонда, на который возлагались
большие надежды, начал работать с перебоями. Платежные балансы Западной
Европы оказались пассивными. Поэтому они не только не могли погасить
задолженность, но и нуждались в новых кредитах.
Руководители МВФ уже в 1948 году были вынуждены признать, что фонд не может справиться с поставленными задачами, так как кризис валютно- финансовых отношений оказался значительно глубже, чем это ожидалось при создании фонда.
Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность
каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью
голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в
МВФ обладают:
- США- 17,7%
- Германия- 5,5%
- Япония- 5,5%
- Великобритания- 4,9%
- Саудовская Аравия- 3,4%
- Италия- 3,1%
- Россия- 2,9%
- Доля стран ЕС- 26,2%
24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4 голосов.
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной деятельности. Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет специальных фондов (табл. 3.1).
Таблица 3.1. Шкала процентных ставок, начисляемых МВФ
|Время пользования|Сумма кредитов в процентах к квоте |
|кредитом | |
| |от 0% до 50% |от 51% до 100% |от 100% и более |
|до 3 месяцев |проценты не взимаются |
|от 3 до 6 мес. |2,0 |2,0 |2,0 |
|от 6 мес. До 1г. |2,0 |2,0 |2,5 |
|от 1 до 1,5 лет |2,0 |2,5 |3,0 |
|от 1,5 до 2 лет |2,5 |3,0 |3,5 |
|от 2 до 2,5 лет |3,0 |3,5 |4,0 |
|от 2,5 до 3 лет |3,5 |4,0 |4,5 |
|от 3 до 3,5 лет |4,0 |4,5 |5,0 |
|от 3,5 до 4 лет |4,5 |5,0 |-- |
|от 4 до 4,5 лет |5,0 |-- |-- |
МВФ не только непосредственно кредитует страны–члены, но и помогает им получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые посла 1985 года сумма кредитов превысила погашение задолженности.
Расширение кредитной деятельности Фонда обусловлено тремя основными факторами.
1. События на Ближнем Востоке, война в Персидском заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран.
2. МВФ активизировал финансовую поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэкономическим и структурным реформам, а также включился в урегулирование внешнего долга этих стран.
3. С 90-х возросли кредиты МВФ странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике.
Банк Международных Расчетов (БМР). БМР является старейшим из существующих международных валютно-финансовых организаций капиталистического мира. Он был создан в 1930 году.
Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.
Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских
стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал
так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану,
получившего название “плана Юнга”, Германия должна была выпустить внешний
заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы
Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам-
победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по
военным займам, полученным в США.
БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и
распространению облигаций германского займа на рынках частных капиталов.
Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа
в репарационные платежи.
Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских
франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на
200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125
млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.
Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей
Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные
юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не участвуют.
Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы
утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков.
Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14