1. Контроль и проверка выполнения исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами законов Краснодарского края, постановлений и распоряжений главы администрации и правительства края.
2. Осуществление в пределах своей компетенции деятельности по защите прав граждан на осуществление местного самоуправления, рассмотрение обращений граждан по вопросам, связанным с работой местных органов власти.
3. Осуществление работы, направленной на развитие взаимодействия между органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления по вопросам контроля за исполнением федеральных и краевых правовых актов, укрепления исполнительской дисциплины.
На основании распоряжений главы администрации края и его заместителей, начальника контрольно-аналитического управления и в соответствии со своими функциями отдел решает следующие основные задачи:
1. Через инструкторов отдела, инспекторов-общественников в местных администрациях, осуществляет контроль исполнительной власти и должностных лиц местного самоуправления по вопросам надлежащего исполнения ими своих функций и периодической отчетностью о своей деятельности перед населением.
2. Совместно с контрольными, надзорными и другими органами осуществляет контроль за правильностью расходования средств, выделяемых из краевого бюджета муниципальным образованиям на целевые программы.
3. В целях защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления ведет работу по приему и рассмотрению жалоб граждан и обращений общественных организаций.
4. По вопросам, входящим в компетенцию отдела, готовит информацию начальнику управления для подготовки предложений главе администрации края по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления, улучшению взаимодействия между органами власти краевого масштаба и органами власти муниципальных образований в части постановки контроля за исполнением федеральных и краевых законов и повышения исполнительской дисциплины.
5. В целях совершенствования деятельности привлекает к своей работе внештатных сотрудников, организует взаимодействие с общественными организациями по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Зонально-инспекторский отдел управления, насчитывающий в своем
составе пятьдесят два человека, провел за 1997 год 1020 проверок и более
1,5 тысячи рейдов. Рассмотрено 1248 писем, жалоб и обращений, в том числе
175 контрольных. Принято и выслушано около 1880 граждан. Вместе с
правоохранительными органами сотрудники отдела участвовали в организации и
проведении рейдов, проверок предприятий, организаций, юридических и
физических лиц, деятельность которых влияет на социальное положение жителей
края. Тематика проверок и рейдов была самая разнообразная, причем с
привлечением к этой работе внештатных активистов из числа граждан районов и
городов края. По материалом проверок отдела возбуждено 37 уголовных дел.
Помимо того, что нарушения переданы на рассмотрение в прокуратуру края,
многие из них направлены для публикации в средства массовой информации.
Всего на контроле у инструкторов зонально-инспекторского отдела сейчас находится более 40 постановлений и распоряжений главы администрации края.
В деле обеспечения в работе органического единства проверки, предупреждения и устранения недостатков контрольно-аналитическое управление стремится шире использовать средства массовой информации. Материалы проверок регулярно публикуются на страницах краевых и местных газет, освещаются в передачах по радио и на телевидении.
Администрация края поддерживает усилия управления по совершенствованию координации контроля, улучшению его методического обеспечения.
Вместе с тем в работе контрольно-аналитического управления имеются
недостатки и неиспользованные резервы. В частности, отдельные проверки не
оказывают заметного влияния на улучшение деятельности управленческих и
хозяйственных структур, ограничиваются констатацией вскрытых упущений.
Требует дальнейшего совершенствования работа по координации контроля с
другими контролирующими органами, укреплению деловых контактов с
работниками окружной инспекции Главного контрольного управления Президента
Российской Федерации.
Для улучшения качества контроля за исполнением необходимо
использовать положительный опыт других субъектов Российской Федерации.
Например, в Белгородской области контрольное и организационное управление
объединили в одно контрольно- организационное, так как ряд функций этих
управлений дублируется. В его составе всего 12 сотрудников. Почти половина
из них - экономисты, юристы или финансисты. За каждым работником управления
закреплен конкретный участок контрольной работы, введено кураторство одного
из отраслевых комитетов администрации области, а также 2-3 местных
администраций. В администрации Белгородской области контрольно-
организационное управление наряду с контрольными выполняет функции по
организации планирования и проведения коллегий при главе администрации
области, анализирует акты органов местного самоуправления на предмет
соответствия их действующему законодательству. Это нововведение укрепляет
взаимодействие управления с другими подразделениями при проверке исполнения
документов и повышает эффективность контроля, одновременно снижая расходы
на содержание контролирующих органов.[40]
Такая практика организации контроля могла бы быть рекомендована для всех регионов, в том числе и для администрации Краснодарского края.
Интересен и опыт организации системы контроля в Хабаровском крае. В
администрации края решено было создать объединяющий, обеспечивающий
взаимодействие и координацию всех аналогичных структур контрольный орган.
Таким органом стало контрольное управление, в структуре которого были
созданы отдел по контролю за исполнением постановлений, распоряжений и
поручений главы администрации края и отдел административных органов. Штат
контрольного управления составляет всего тринадцать человек.
Контрольное управление стало широко практиковать проведение совместных целенаправленных проверок с территориальными подразделениями федеральных органов, а также практически со всеми региональными, окружными и краевыми инспекциями и другими правоохранительными органами края. На контрольное управление возложено также методическое и координационное руководство деятельностью контрольных органов местных администраций городов и районов. Такая организация системы контроля позволила более целенаправленно реагировать на негативные процессы, отслеживать в отдельных случаях социально-экономическую ситуацию на местах, выявлять резервы развития экономики, повышения эффективности управления и хозяйствования.[41]
В третьей главе рассмотрены основные звенья системы контроля за исполнением распорядительных документов в администрации Краснодарского края, хорошие и плохие стороны в их работе, а также представлен опыт других субъектов Российской Федерации по организации контроля.
Анализ функционирования контрольных органов в администрации
Краснодарского края и других субъектов Российской Федерации показывает, что
полномочия органов контроля в структуре исполнительных органов власти и
управления должны быть значительно расширены, а для повышения его
действенности необходима более целенаправленная система контроля.
Таким образом, несмотря на существующие недостатки в системе контроля за исполнением распорядительных документов в администрации Краснодарского края, она, тем не менее, является важнейшим элементом управленческого процесса, и успешно решает две основные задачи.
Во-первых, обеспечивается элементарная исполнительская дисциплина участников разработки, принятия и реализации решений. При этом усилия специалистов, ответственных за организацию контроля, направлены не на вылавливание нерадивых по формальным признакам, а на создание комфортной деловой атмосферы для коллег.
Во-вторых, полный учет и статистический анализ реализации контрольных документов позволяют делать выводы о практике подготовки управленческих решений в конкретных подразделениях администрации и их качестве, вносить соответствующие предложения, направленные на совершенствование этой работы.
Организация контроля за исполнением распорядительных документов в крае рассматривается не как автономная задача, а как один из инструментов повышения эффективностидеятельности администрации в целом, позволяющий в том числе оценивать и прогнозировать последствия принимаемых решений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Установление правового государства в федеративной Росии предполагает обеспечение беспрепятственного прохождения управленческих решений и надежную обратную связь по всей вертикали - от федерального центра до органов местного самоуправления. Незавершенность же строительства российского федерализма делает налаживание такой системы особенно сложным.
Нечеткость нормативно-правового разграничения предметов совместного ведения федерального центра и субъектов Российской Федерации, неопределенность финансовой и ресурсной базы соответствующих полномочий размывают границы ответственности за экономические и политические последствия принимаемых на разных уровнях решений.
В результате разрушается единство правового пространства страны, падает эффективность работы как федеральных органов, так и органов власти субъектов Российской Федерации, тормозятся назревшие социально- экономические реформы, ухудшаются условия жизни большинства людей.
Одной из не мало важных причин, порождающих возникновение острейших социальных проблем в регионах и в стране в целом, стал неэффективный контроль за качеством управления, за исполнительской дисциплиной, соблюдением законов, других нормативных актов.
Для решения обозначенных выше проблем необходимо, прежде всего, навести порядок в нормотворчестве, в работе исполнительной власти и усилить контрольную функцию государства.
Ученые и практики отмечают, что вариантов развития современного
государственного контроля, как минимум, три:
- возврат к старой модели "партийно-народного" контроля;
- "административный", жестко централизованный вариант системы
государственного контроля;
- "реформаторский" вариант, ориентированный на свершившиеся и
прогнозируемые изменения в обществе и обеспечивающий наличие единства
методик при всем многообразии контрольных органов. [7,с.4.]
Очевидно, что в деятельности органов исполнительной власти до сих пор не преодолен значительный недостаток прежней системы. Исполнительная власть зачастую действует как диспетчер. А между тем ее главные задачи - выработка стратегической линии, заблаговременное принятие и проведение в жизнь принципиальных решений.
Таким образом, необходимость реформирования исполнительной власти стала очевидной. Теория управления и практика контрольной работы подсказывают, что для нормального функционирования контрольной вертикали исполнительной власти безусловно необходимо осуществить ряд мероприятий, основными среди которых должны стать следующие:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11