Мировой опыт: основные уроки и инструменты внешнеэкономической политики.
Дилемма избрания той или иной внешнеэкономической стратегии, которая бы опиралась на принцип свободы торговли или протекционизма, или на уверенный симбиоз этих принципов, в свое время становилась практически пред каждым государством. И разрешали эту дилемму в первую очередь на основе стратегических интересов национальной экономики, четкого представления внутреннего и внешнего положения в стране, назначения конкурентных преимуществ на мировых рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. При этом, если на словах перевес последними десятилетиями отдавалась и отдается идеалам свободной торговли, то на практике часто перевешивал протекционизм. Причем в меру уменьшения уровня таможенно- тарифного протекционизма, характерного для мировой экономики, расширялся арсенал других нетарифных способов влияния государства, направленных на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это привело к полной модификации самого понятия «протекционизма», необходимости рассматривать его в широком контексте – как политику, которая базируется на широком арсенале способов поддержки международной конкурентоспособности в целом. В отдельности, защита национальных производителей от импорта теснейшим образом связана с государственной поддержкой экспортной деятельности в стране. Чем больше уровень международной конкурентоспособности фирм данной страны, которая реализуется в ее экспорте, тем, меньшей выявляется потребность в специальных способах касающихся ограничений импорта фирмами этой страны.[9]
Важно учитывать также, что характер регулирования внешнеэкономической деятельности в отдельных странах, его стратегические цели, рамки, конкретные инструменты и механизм постоянно изменяются в зависимости от уровня развития национальной экономики, приоритетов ее внутренней и внешней политики, условий международной торговли, участия страны в международных организациях и интеграционных группировках.
Национально-государственная система регулирования внешнеэкономической деятельности решают двойственное задание – стимулирование или поддержка развития экспорта и регулирование импорта для защиты национальных товаропроизводителей и потребителей.
Стимулирование или поддержка развития экспорта. Масштабы и характер способствование экспортной деятельности в стране зависит от структуры ее экономики, в степени включения ее в международное разделение труда, а так же участие в международных организациях.
На практике государственному регулированию экспорта отводится не только роль стимулятора экономического роста на базе международной специализации, но и антициклического способа, то есть инструмента для преодоления конкурентного падения экономики.
Что касается поточного стимулирования экспорта, то наибольшие расширение получила бюджетная политика, способы усиления зарубежного торгового аппарата, создание специальных институтов, которые занимаются вопросами проникновения товаров на внешние рынки, система экспортных кредитов и гарантий по этим кредитам. А на сегодняшнем этапе развития мировой экономики, международных торговых отношений первостепенное значение имеет информационная технология. Страна, которая не владеет доступом к международным информационным сетям, вопреки всем достижениям национальной экономики, может даже не иметь шансов занять «ниши» на мировых рынках.[9]
Одновременно с поточным регулированием, государство осуществляет акции, направленные на достижения перспективных целей во внешнеэкономической сфере. Примером здесь может быть политика поощрения капиталовложений в экспортные области, увеличение государственных ассигнаций на НДДКР и другие способы, которые поднимают конкурентоспособность национальной продукции.
С начала создания независимого Украинского государства в 1991 г., перед страной стала одна из важнейших задач: создания эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Такая система должна защитить экономический суверенитет, гарантировать экономическую безопасность страны, стимулировать развитие и реформирование национальной экономики и обеспечить ее интеграцию в мировую экономику. Ответственная система регулирования, если исходить из идеологии принятого в апреле 1991 г. Закона «О внешнеэкономической деятельности», должен включать финансовое, валютное, таможенное, тарифное, нетарифное обеспечение, инструменты экспортного контроля, способы реализации политики в области сертификации товаров в связи с из ввозом и вывозом за пределы страны.
В области регулирования экспорта в 1991-1994 гг. торговая политика
Украины представляла собой фундамент системы централизованного
планирования. Она была не активной, наступающей, как у большинство стран
мира, а пассивной. При этом экспорт рассматривается лишь как способ
обеспечение финансовых пополнений для поддержки критического импорта хоть
бы на минимальном уровне. Таким образом, вопреки практики большинство
зарубежных стран, где внешнеэкономическая политика грунтуется на мерах
либерализации экспорта и его финансовой и другой поддержке, в Украине
вышеупомянутая система имела в основном обмеренный характер.
В 1993-1994 гг. в Украине существовала система, которая предвидела для
товаров, которые считались жизненно необходимыми (сельскохозяйственная
продукция и ресурсы промышленных областей) жесткую систему контрольных мер
– квотирование, лицензирование, специальные режимы торговли, вывозная
пошлина. Так, в марте 1993 г. квотированию подлежали товары 390
наименований, хотя позже этот список был укороченный: в декабре 1993 г. –
до 285 наименований (близко 60% экспорта), в мае 1994 г. – до 104
наименований (30% экспорта).[9]
В январе 1993 г. было введена экспортная пошлина, которая должна компенсировать половину разницы между внутренними и мировыми ценами по соответствующим экспортным товарам. Но уже в 1994 г. она была ликвидирована при сбережении системы квотирования экспорта. Вместе с этим существовал специальный режим для экспорта «стратегически нужной» продукции, введенный в декабре 1992 г. и в мае 1994 г. ликвидированный.
Следует отметить, что существование в 1993-1994 г. достаточно аналогичной на первый взгляд, системы экспортного регулирования, направленной не на его стимулирование, а на регламентацию, образовывалась в целом на объективных основаниях, поскольку производителей побуждали серьезные стимулы к реализации своей продукции за рубежом через большую разницу во внутренних и мировых ценах. То есть, отсутствие комплексного подхода к проведению экономических превращений, отдельно либерализации цен, демонополизации торговой деятельности, предрешало и сдерживало либерализацию экспорта.
С начала этапа радикальной либерализации возникли условия для качественного нового подхода в экспортной политики. Так, уже в январе 1995 г. список товаров, экспорт которых квотируется и лицензируется, был сведен до нескольких позиций (зерновые, драгоценные металлы, отходы и лом черных металлов). В 1996 г. этот список включал уже только руды драгоценных и полудрагоценных металлов, драгоценные и полудрагоценные камни. Таким образом, произошла глобальная либерализация экспорта. Введенный при этом механизм индикативных цен, на который возлагалось задания регулирования экспортных цен за условиями свободы экспортных деятельности, практически не имел ограничительной силы. А Указ Президента « О мерах касающихся доскональности конкурентно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» (февраль 1996 г.) дал возможность практически отойти от обязующихся индикативных цен, превративший этот инструмент на существенно информационный рычаг.[9]
В связи с этим в 1995-1996 гг., с формальной точки зрения, получилось
очень быстрое приближение системы регулирования украинского экспорта к
стандартам международной практики. Реализация модели «обвальная
либерализация» имела полное положительное влияние, поскольку наблюдалось
значительное увеличение вывоза, начала формироваться экспортная
-ориентировочная экономика. Однако положительным этот процесс был только на
первый взгляд, так как он имеет и до сих пор ощущаемые отрицательные
последствия. Глобальная либерализация и резкое увеличение экспорта в
условиях тоже обвального сокращения внутреннего производства - временный
успех, который создается на выталкивание за границу продукции, которая не
может быть реализована на внутреннем рынке, в последствии уменьшения
платежеспособности спроса. При этом в специфических условиях Украины
увеличение экспорта происходит при существующей нерациональности его
структуры, сконцентрированного на товарах сырья или с низким уровнем
добавленной стоимости ( до 60% украинского экспорта). Такое
взаимоотношение, в свою очередь, призывает к пересозданию ответственных
областей экономики и усиливает эффект доиндустриализации страны.
Серьезной проблемой, таким образам, является сама структура, а не динамика экспорта. Неэффективность структуры вывоза, во многом обусловлена тем, что в стране за пять лет независимого существования, так и не создана система эффективной поддержки экспорта товаров с высокой степенью обработки, в том числе финансирование вывоза машинотехнической продукции за счет налоговых кредитов, страхование операций.
Характерный на этом пример Польши – страны, которые испытали достаточно либеральную модель экономической реформы. В 1993 г. здесь была разработана программа государственной поддержки экспорта, которая предвидела вместе с проведением политики плавающего курса, который стимулирует рентабельный экспорт, предоставление экспортерам налоговых и таможенных льгот (возвращение уплаченных налогов на добавленную стоимость, акцизов, пошлина на импорт материалов и комплектующих), создания специализированного государственного экспортно-импортного банка для кредитования потребителей польской техники и оборудования.[9]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13