1.1).
Основная задача государства в области международной торговли –
помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их
товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт,
сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту
внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде
всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование
экспорта.
Таблица 1.1 – Классификация инструментов торговой политики[1]
| | |Регулирует |
|Методы |Инструменты торговой |преимущественно |
| |политики | |
| |Таможенные пошлины | |Импорт |
|Тарифные |Тарифная квота | |Импорт |
| | |Квотирование | |Импорт |
|Н |Количествен|Лицензирование |Экспорт |Импорт |
|Е |ные |«Добровольное |Экспорт | |
|Т | |ограничение» | | |
|А | | | | |
|Р | | | | |
|И | | | | |
|Ф | | | | |
|Н | | | | |
|Ы | | | | |
|Е | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | |Государственные | |Импорт |
| |Скрытые |закупки | | |
| | |Требование о | |Импорт |
| | |содержании местных | |Импорт |
| | |компонентов | |Импорт |
| | |Технические барьеры | | |
| | |Налоги и сборы | | |
| |Финансовые |Субсидии |Экспорт | |
| | |Кредитование |Экспорт | |
| | |Демпинг |Экспорт | |
Характер торговой политики.
Различные страны мира используют разные инструменты для осуществления своей торговой политики. Если средний уровень таможенной защиты государства поддается весьма точной количественной оценке, то уровень использования нетарифных методов в силу их большого разнообразия и различного экономического содержания может быть оценен количественно лишь весьма приблизительно. Средний уровень тарифа обычно рассчитывается только для товаров, импорт которых подлежит обложению пошлины, взвешенная по стоимостному объему импорта товара, на которые она накладывается.
Средний уровень нетарифных ограничений обычно рассчитывается как стоимостная доля импорта или экспорта, подпадающая под эти ограничения. При этом делается поправка на степень интенсивности этих ограничений: например, очевидно, что автоматическая лицензия на экспорт, обязательно выдаваемая властями по предъявлении необходимых документов, ограничивает экспорт в значительно меньшей степени, нежели экспортная квота, запрещающая экспортировать товар сверх определенных количеств. Высокоинтенсивными количественными ограничениями считаются всевозможные запреты на экспорт и импорт товаров, количественные квоты, выборочное лицензирование экспорта и импорта. К низко интенсивным количественным ограничениям относится автоматическое лицензирование, гибкие квоты (табл. 1.2).[1]
Таблица 1.2 - Характер инструментов торговой политики
|Средневзвешенный|Запретител|Ограничите|Умеренны|Открытый |Свободны|
|тариф (в %) |ьный |льный |й | |й |
| |10 |0-10|10-|0-2|0-10 |0 |
|Количест|торгов| | | | |25 |5 | | |
|венные |ли (в| | | | | | | | |
|ограниче|%) | | | | | | | | |
|ния | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |Степен| | | | | | | | |
| |ь |Высо|Люба|Высо|Высо|Сре|Низ|Средняя |0 |
| |интенс|кая |я |кая |кая |дня|кая| | |
| |ивност| | | | |я | | | |
| |и | | | | | | | | |
Торговая политика государства бывает протекционистской, умеренной или открытой (свобода торговли). Разумеется, каждое из этих понятий весьма относительно, но все они располагаются на одной оси в пределах двух экстремальных случаев, когда ограничительная политика принимает характер запретительный, направленный на прекращение торговли с внешним миром, и когда происходит полный отказ от использования государством каких - бы то ни было инструментов торговой политики. В реальном мире экстремальных случаев не встречается, хотя в разные периоды развития отдельные государства в своей торговой политике подходили очень близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо к полной либерализации торгового режима (Исландия).
Характер торгового режима государства, то есть степень его жесткости, обычно определяется как агрегированный показатель, учитывающий как средний уровень таможенного тарифа, так и средний уровень и интенсивность количественных ограничений (табл. 1.3).[1]
Таблица 1.3 - Характер торговой политики в целом
|Режим | | | |
|количественных | | | |
|ограничений |Открытый |Умеренный |Ограничительный|
|Режим тарифов | | | |
| | | | |
|Открытый |Свобода |Умеренный |Протекционизм |
| |торговли | | |
| | | | |
|Умеренный |Умеренный |Умеренный |Протекционизм |
| | | | |
|Ограничительный|Протекционизм |Протекционизм |Протекционизм |
| | | | |
Например, торговый режим страны, которая устранила все импортные пошлины, но ввела количественные квоты на основные товары импорта или, наоборот, отменила квоты, но повысила импортный тариф до запретительного уровня, не может считаться режимом свободы торговли. Относительно открытым может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а количественные ограничения покрывают менее 25% импорта и имеют низко интенсивный, в основном регистрационный, характер.[1]
Принимая решения об использовании тех или иных инструментов
торговой политики, правительство страны обычно оценивает их совокупное
воздействие на характер торговой политики страны и возможные ответные меры
со стороны торговых партнеров. Для оценки мер торговой политики Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала в 1985 году
индикативный вопросник, который широко используется в практической
деятельности правительств. Список вопросов, на которые предлагается
ответить прежде, чем вводить любые меры торговой политики, следующий:
. Какой ожидается экономический выигрыш для отрасли или фирмы и какое количество рабочих мест будет создано или сохранено в результате осуществления данной меры?
. Насколько увеличатся доходы бюджета или какие потребуются бюджетные расходы на осуществление этой меры?
. Насколько увеличатся внутренние цены и сократится потребление в результате применения данной меры?
. Каково воздействие предполагаемой меры на структуру соответствующего рынка и на конкуренцию на нем?
. Позволит ли данная мера в долгосрочной перспективе обеспечить структурную перестройку отрасли и вывести ее на конкурентоспособный уровень или она лишь законсервирует ее существующую отсталость?
. Какое влияние предполагаемая мера окажет на смежные отрасли, особенно те, которые покупают или продают свою продукцию той отрасли, на защиту которой она направлена?
. Как отреагируют другие страны на применение данной меры и каково ее потенциальное воздействие на них?
. Соответствует ли предполагаемая мера существующим многосторонним и двусторонним договорам, в которых участвует данная страна?
Итак, государственное регулирование международной торговли может быть односторонним, двусторонним и многосторонним. Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма. В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.[1]
Дилемма, что лучше протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм.
В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от
протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли.
С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали
отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно
нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной
конкуренции.
Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспорта.
2. Тарифные методы защиты экономики страны.
Вышли из печати новые книги.
Об отмене пошлины на бамбуковые палки, вывозимые из Китая.
Брошюра.Ц.40.
А.П. Чехов. «Рекламы и объявления»
Чехов смеялся над государственной таможенной политикой, регулирующей ввоз бамбуковых палок из Китая, и особенно над теми, кто посвящал этому факту целые брошюры. Тем не менее таможенные тарифы и пошлины, действующие в их рамках, являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применение которого признается международными нормами.[1]
Одним из распространенных методов экономического регулирования внешней торговли в мировой практике является тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.
Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а так же комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.
Благодаря деятельности международных организаций и объединений
(СТС, Европейской экономической комиссии, - ГАТТ/ВТО, Конференции ООН по
торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных
соглашений, национальные системы тарифного регулирования большинства стран
имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно
облегчает процесс международной торговли. Для реализации указанных выше
направлений большинство государств в качестве основной законодательной базы
имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13