политика протекционизма экономики Украины
p> Распространенными орудиями защиты молодой национальной промышленности стран Азии являются таможенные пошлины, в большинстве стран адвалерные, т. е. начисляемые на цены ввозимых товаров. Вместе с тем для этих стран уже не характерны сплошные «тарифные стены», за которыми в свое время формировалась промышленность Европы и Северной Америки. Структура защиты имеет избирательный отраслевой характер и непосредственно увязана с планами развития экономии и внешней торговли, на службу которым поставлена импортная политика.[6]

Так, защитные меры вводятся и поддерживаются прежде всего для отраслей уже созданных или вновь создаваемых, а также намечаемых к созданию в рамках национальных планов, с тем чтобы заранее обеспечить для них благоприятный
«экономический климат».

В Таиланде средство производство и сырье, необходимое для промышленности, ввозятся, как правило, беспошлинно и даже освобождаются от взимания внутреннего налога на предпринимательство. Определены две приоритетные группы отраслей в зависимости от их важности для национальной экономики: группа А (черная металлургия, производство олова, цинка, вольфрама, каустической соды, удобрений) и группа Б (сборка изделий машиностроения, производство станков, судостроение, бумажная промышленность). Обе группы освобождаются от оплаты пошлин: 100% в первом случае и 50% - во втором.

Филиппины защищают прежде всего производство продовольствия, удобрений, текстильную, стекольную промышленность, производство швейных машин, холодильников и кондиционеров. В случае, если импортные товары не конкурируют с местным производством, тарифы снимаются в целях борьбы с инфляцией. Товары, направляемые в отрасли, признанные приоритетными, как правило, освобождаются от импортных пошлин и компенсационных сборов на 100% на период первых трех лет работы предприятия, 75% - на четвертый и 50% - на пятый год работы предприятия. Эти льготы предоставлялись, однако, при условии, что в стране отсутствуют аналогичные местные товары в необходимых количествах и с конкурентоспособными ценами.

Создав на базе таможенных льгот определенные отрасли национальной промышленности, правительства многих развивающихся стран Азии затем устанавливали на аналогичную импортную продукцию высокие таможенные пошлины, чтобы переключить спрос на местные товары. Так в Индии были повышены пошлины на некоторые виды машин, чугун, сталь, автомобили. Сходная практика осуществляется в Пакистане, Индонезии, Иране, на Филиппинах, что наглядно подтверждает, что торговая политика в развивающихся странах Азии проводится избирательно.

Вместе с тем следует учитывать, что в условиях монополистических конкуренции одни лишь таможенные пошлины, даже высокие не в состоянии предотвратить наплыв конкурирующих западных товаров на рынки развивающихся стран. Это относительно устаревшие орудие протекционизма сохраняется здесь во многом лишь в фискальных целях, для компенсации несовершенства систем внутреннего налогового обложения, а также перераспределение доходов между отраслями в пользу тех их них, которые определены как приоритетные.

Поэтому, как и в странах развитого капитализма, на первый план в протекционистском арсенале здесь все более выдвигаются нетарифные барьеры.
Сохраняя эффект удорожания, они дополняют его прямыми ограничениями административного порядка, устанавливающими лимиты ввоза или внутреннего потребления импортной продукции по количеству (квоты, лицензии, правила о смешивании, пропорции потребления и пр.), ценам (максимальные импортные цены, компенсационные сборы, методология таможенной оценки) или техническим характеристикам товара. Под нетарифными ограничениями в торгово- политической практике понимае6тся широкий круг разнообразных законодательных и административных мероприятий, затрагивающих импорт товаров как при пересечении границы, так и при потреблении импортных товаров внутри страны. В качестве нетарифных барьеров могут объективно выступать и международные различия во внешнеторговом или внутреннем законодательстве, создающие различные условия доступа к потреблению импортных товаров в различных странах. Таким образом, арсенал нетарифных ограничений содержит как торгово-политические инструменты, так и инструменты проведения внутренней экономической политики. Однако при внешней разнородности все эти мероприятия имеют в конечном счете протекционистский эффект, т. е. Способствуют переключению спроса на местные товары. Они входят как составная часть в инструментарий государственного вмешательства в экономику, продолжая государственную экономическую политику в области импортной торговли.[6]

Из всех разновидностей нетарифных барьеров наиболее жесткими являются количественные ограничения на импорт и лицензирование импортных сделок, разрешающих доступ импортных товаров на внутренний рынок либо в строго определенных пределах (контингенты, квоты), либо разрешение (иногда индивидуального по каждой сделке) внешнеторговых властей (лицензирование).
Это открывает широкие возможности оперативного административного контроля над импортом и проведения выборочной дискриминации поставщиков.

В настоящее время контингентирование и лицензирование используется для протекционистской защиты наиболее слабых отраслей экономики и стабилизации платежных балансов или же для того и другого вместе. В развивающихся странах Азии эти формы ограничения ныне представляют собой главное средство импортного регулирования как в целях валютной экономики, так и целях защиты молодых отраслей национальной промышленности. Как правило, они допускают импорт лишь в размере дефицита национального производства отдельных товаров и обеспечивают отрыв внутренних цен от цен мирового рынка. Такой отрыв делает возможным рентабельное существование неконкурентных отраслей, хотя из-за счет переплат потребителя. Наиболее жесткой торгово-политической мерой подобного рода, исключающий обычный коммерческий метод вообще, является введение эмбарго на ввоз определенных категорий товаров. Так, в
Таиланде для импорта товара лицензии требуются в том случае, если товары запрещены к ввозу в страну в целях защиты внутренней промышленности.
Лицензии выдаются департаментом внешней торговли министерства экономики, причем срок их действия дифференцируется по районам: для стран Западного полушария, Австралии, Океании и Европы – шесть месяцев с даты выдачи;
Сянгана, Малайзия, Бирмы, Кампучии и Лаоса – два месяца; остальных стран и территорий – четыре месяца. Срок действия лицензии может быть продлен для товаров, требующих длительных сроков поставки.

Не менее распространенной категорией нетарифных ограничений являются паратарифные барьеры в торговле. Возникнув на базе оплаты импортером расходов на таможенную очистку товаров, эти барьеры находят наибольшее применение там, где таможенные доходы все еще остаются важной статьей приходной частью государственных бюджетов. О чисто фискальной направленности этого типа барьеров свидетельствует тот факт, что ,как правило, они распространяются на весь импорт, без различия товаров и поставщиков; лишь в ограниченном числе случаев они бывают избирательными, дополняя протекционистские мероприятия по защите отдельных отраслей.
Наиболее распространенной категорий этих ограничений являются фискальные налоги, взимаемые с импортных товаров в дополнение к таможенным пошлинам.
Базы налоговой оценки и ставки таких налогов чрезвычайно разнообразны. В целом паратарифные барьеры представляют собой дополнительное бремя для импортера, удорожая для него импорт по сравнению с местной продукцией.[7]

Еще одна категория нетарифных барьеров базируется на регламентации финансовых аспектов импортных сделок, в первую очередь цен и условий платежа. По характеру действия они могут быть дискретными или постоянными и преследует в первую очередь такие цели, как экономия иностранной валюты путем прямых или косвенных мер, а также протекционистская изоляция внутренних цен от мировых, включая карательные санкции за попытки преодоления «порога цен» (антидемпинговые и компенсационные пошлины).

Распространенной мерой в странах Азии является замораживание выручки экспортеров товаров на их рынки. Эта мера применяется в основном при расчетах за «невидимые операции». Так, в Индии, Пакистане и ряде других стран часть выручки от проката кинофильмов замораживается и подлежит реализации только внутри страны-импортера. В Индии эта замораживаемая доля равна 75%.

Как своеобразный нетарифный барьер финансового характера, удорожающий импорт, могут рассматриваться и девальвации национальных валют, столь частые в развивающихся стран ах и территориях Азии. К ним, как к средству стабилизации платежного баланса и ограничения импорта, особенно широко прибегали, в частности, Индонезия, Филиппины, Южная Корея.

В качестве защиты внутреннего рынка и поощрения развития национальной промышленности активно используются и государственные закупки. Их условия, как правило, требуют, чтобы иностранные поставщики в максимальной степени использовали местные материалы, рабочую силу, сырье, а там, где это возможно, - оборудование и технологию. Фирмы, соглашающиеся на такую максимизацию, приобретают преимущество при выступлении на торгах за государственные заказы.

Наряду с проведением жесткой импортной политики в развивающихся стран
Азии зреет понимание и того факта, что протекционизм хотя и может помочь национальному капиталу защитить внутренний рынок, но никогда не завоюет ему внешнего. Именно поэтому одной из характерных тенденций последнее время является дополнение импортной(импортозамещающей) политики стран Азии политикой всемерного поощрения экспорта, в особенности изделий из молодой обрабатывающей промышленности. Известно, что освоение новых экспортных рынков требует солидных первоначальных капиталовложений, связанных со сбором информации, изучением рынков, обучением маркетингу, созданием деловых связей с клиентурой. Эти расходы, связанные с продвижением товаров на экспорт и закреплением их на иностранных рынках, также частично берет на себя государство в виде прямых или косвенных экспортных субсидий.[7]

Поскольку не существует единого рецепта, как развивать и диверсифицировать тот или иной вид промышленной продукции с целью его дальнейшего продвижения на экспорт, страны прибегают в этой области к целому комплексу мер. К ним относятся, в частности, налоговые льготы, субсидирование экспорта, экспортные премии, приоритетное выделение экспортерам лицензий для импорта, манипулирование с валютными курсами, льготы по капиталовложениям, а также поощрительные меры, связанные с маркетингом, рекламой, выставками, изучением рынков и пр.

Подобный комплекс поощрительных мероприятий может быть проиллюстрирован, в частности, на примере Индии. Здесь выдаются специальные лицензии для снабжения экспортного производства импортными товарами, в частности, в таких отраслях промышленности, как машиностроение, электроника, химическая, фармацевтическая, стекольная, резинотехническая, бумажная, полиграфическая, производство пластмасс, кустарных изделий, рыбная, кожевенная, текстильная, швейная, табачная.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать