политика протекционизма экономики Украины
p> Итак, если в зарубежных странах пошлина и налоги на импорт устанавливается при максимально доступной либерализации и стимулирование экспорта продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, то в Украине до последнего времени все происходит наоборот. И такая аномалия в целом нанесла значительный ущерб экономики. В следствии его, также, в тяжелом положении оказались целые области промышленности. Таким образом, сегодня внешнеэкономическое регулирование в Украине требует достаточно значительной коррекции.[9]

3.1. Общая характеристика структуры и объема внешней торговли.

3.1.1 Динамика экспорта-импорта Украины.

Во всех странах бывшего СССР либерализация внешней торговли начала осуществляться после провозглашения независимости в 1991 г., и практически везде в первые годы реформы произошло резкое сокращение объемов торговли как внутрирегиональной, так и со странами дальнего зарубежья.

Рассмотрим динамику экспорта-импорта Украины за 1994-1997 года
(рис. 3.1.1.1)

Таблица № 3.1.1.1 – Динамика экспорта-импорта Украины

(млн. дол. США)[10-11]

| |ЭКСПОРТ |ИМПОРТ |БАЛАНС |
| |1994г.|1995г.|1996г.|1994г.|1995г.|1996г.|1994г.|1995г.|1996г.|
|Украин| | | | | | | | | |
|а |9708,1|13166 |14441 |9989,2|16052 |18939 |-281,0|-2885 |-4197 |

Особенностью внешнеторговой политики Украины, направленной на поддержку национального товаропроизводителя, начиная с 1994 г. стали либерализация внешнеэкономической деятельности, снятие количественных ограничений на украинский экспорт, что в условиях сокращения внутреннего

Потребителя представило возможность поддерживать отечественное производство за счет экспортной деятельности. Нужно отметить, что внешняя торговля с того же года играла роль одного из главных компенсирующих факторов, которые минимизировали отрицательные последствия кризисного состояния экономики в целом, в частности, в отношении внутреннего производства, потребления и соответствующих рынков. Так, если в 1994 году валовой внутренний продукт Украины снизился на 38,9%, то внешнеторговый оборот возрос на 60,9%, в том числе его экспортная составная выросла на
70,3%, а импортная на 57,7%. При этом темпы роста экспорта опережали темпы роста импорта в целом на 17,6%, что дало возможность сократить отрицательное сальдо внешнеторгового оборота почти на 30%.

Отметим, что по официальным данным, импорт почти на 90% имеет ресурсную и производственно-промышленную структуру и содержит лишь 5,1% промышленных товаров на 4,8% продовольственных товаров некритического потребительского импорта.[12]

Вместе с тем национальная торговля – одна из составных национальной экономики, сама по себе, естественно, была не в состоянии решить все проблемы поддержки внутреннего товаропроизводителя, а именно – увеличение объемов производства и продажи, улучшение его финансового состояния и др.

Для обеспечения мер по поддержке отечественного товаропроизводителя в сфере внешнеэкономической деятельности, в частности в экспортной политики, решались такие задачи, как стимулирование экспорта (в условиях суженного рынка сбыта); расширение рынков сбыта; максимальная активизация товарно- денежного оборота, в том числе через уменьшение части бартера (принятые меры по упорядочению бартерной торговли в сфере внешнеэкономической деятельности позволили в последние три года сократить часть этого вида торговли в общих объемах внешнеторгового оборота почти в четыре раза, с 47% до 12%); получение валюты для пополнения оборотных средств, необходимых для сохранения и развития производства; улучшение параметров платежного баланса и денежно-кредитной сферы в целом, в том числе через уменьшение дефицита торгового баланса.

Важным фактором создания эффективной системы внешней торговли стала реализация комплекса мер по наращиванию экспортного потенциала, которые предусматривались Программой деятельности Кабинета Министров
Украины, факторы которой охватывали проблемы разработки Государственной программы развития экспортного потенциала, внедрение финансово-кредитных механизмов стимулирования экспортной деятельности, создания информационной системы сопровождения деятельности экспортеров, активизации в сфере международного дву- и многостороннего сотрудничества и др. реализация этих мер – надежный гарант достижения реальной поддержки отечественного производителя.[12]

3.1.2 Динамика доходов Бюджета Украины от государственной пошлины.

Таблица № 3.1.2.1 – Динамика доходов Украины от государственной пошлины (в %)[10-11]

| | | | | | |
| |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |1996 г. |
|Государств| | | | | |
|енная |0,2 |0,22 |0,35 |0,4 |0,6 |
|пошлина | | | | | |

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на интересы потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета. Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта. Конечно, следует подчеркнуть, что таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам.
Запретительный тариф дохода государству не приносит.[3]

Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т.д. Другими словами, доходы от тарифа частично будут «съедены» самой тарифной системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.

От введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а в проигрыше – потребители. Это означает, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

3.2 Общая характеристика развития промышленности Украины и примеры применения таможенных тарифов на некоторые виды товаров машиностроения.

Промышленное производство –одно из важнейших звеньев национальной экономики которое должно обеспечивать жизненные интересы страны, ее экономическую безопасность, социальный и культурный уровень жизни народа. Оно требует постоянного внимания к себе со стороны
Правительства в деле его адаптации к новым реальностям, сложившимся в экономических, политических и международных отношениях после провозглашения независимости Украины.

Несмотря на продолжительный экономический спад, итоги прошлого года дают основания считать, что в тенденциях промышленного производства постепенно накапливается положительный потенциал.

Во-первых, мы имеем существенное сокращения по сравнению с предыдущими годами темпов поведения промышленного производства: 1994 г. – 27,3%, 1995г.
– 12,0%, 1996г. – 5,1%. По экономическому содержанию такая динамика позволяет со значительной долей уверенности рассчитывать на начало стабилизационных процессов.[12]

Во-вторых, имеет место постепенный рост объемов экспорта промышленной продукции (1994г.-10,3, 1995г.-12,7, 1996г.-14,1 млрд. долл.), но пока что при сохранении неудовлетворенной структуры экспорта и отрицательного сальдо внешней торговли товарами.

Однако, оценивая общую ситуацию, все-таки следует отметить, что существенного улучшения положения дел в промышленном комплексе пока что не произошло. В 1996году продолжалось падение производства. Особенно остро эта тенденция проявилась в отраслях машиностроения и металлооброботки (74%); лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (82%); промышленности строительных материалов (66%).

Приоритетное значение в современных условиях приобретают меры по повышению уровня конкурентоспособности отечественного производителя.

Однако в условиях открытой рыночной экономики, экономический успех страны и ее ресурсные возможности в большой степени определяются наличием в ней конкурентоспособных производств и видов продукции. В последнее время
Правительство все больше обращают внимание на проблему повышения конкурентоспособности отечественного производителя и наращивание выпуска конкурентоспособной продукции. Такие меры предусмотрены в Программе деятельности Кабинета Министров Украины, в проектах программы структурной перестройки экономики и развития экспортного потенциала.

Рассмотрим производство, а также динамику таможенного тарифа, экспорта- импорта отдельных видов продукции машиностроения за несколько лет.[13][14][15]

Необходимо объединить усилия государства и товаропроизводителей, создавать условия экспортной ориентации почти для всего промышленного производства, т.к. в условиях открытой экономики конкуренция становится глобальной, поскольку ее нельзя уверенно разделить на внутреннюю и внешнюю.

В последние годы произошло катастрофическое падение экспорта машиностроительной продукции с соответствующим ростом импорта аналогичных видов машин.(…..)[12]

Это свидетельствует о том, что в отрасли и государстве в целом не уделяется должного внимания повышению конкурентоспособности отечественного производства. Даже США, Канада, Южная Корея, всегда работавшие в рыночных условиях и действующие по законам конкуренции, создали у себя Национальные центры повышения конкурентоспособности.

Используя мировой опыт, нам также следует поставить государственную стратегию по решению этой проблемы на научную, организационную и практическую основу, т.е. рассмотреть возможность создания в Украине Центра повышения конкурентоспособности производства.

Большое значение для развития конкурентоспособных производств будет иметь реализация мер по поддержке национального товаропроизводителя путем снижения налогового давления, содействия получению кредитов, проведению активной таможенно-тарифной политики.

Учитывая, что экспортная ориентация производства начинается прежде всего с сохранения и освоения собственного рынка, следовало бы прекратить практику заключения соглашений о свободной торговле без всестороннего анализа их влияния на развитие отечественного производства, более активно использовать специфические ставки ввозной пошлины на импортные товары и усилить контроль за качеством импортных товаров. Мировой опыт показывает, что было бы целесообразно в экспортно-импортных операциях ввести механизм встречных закупок, когда импорт любой продукции осуществляется только при условии встречного экспорта продукции из страны-импортера.[12]

В Ы В О Д Ы

Дилемма избрания той или иной внешнеэкономической стратегии, которая бы опиралась на принцип свободы торговли или протекционизма, или на уверенный симбиоз этих принципов, в свое время становилась практически пред каждым государством. И разрешали эту дилемму в первую очередь на основе стратегических интересов национальной экономики, четкого представления внутреннего и внешнего положения в стране, назначения конкурентных преимуществ на мировых рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. При этом, если на словах перевес последними десятилетиями отдавалась и отдается идеалам свободной торговли, то на практике часто перевешивал протекционизм. Причем в меру уменьшения уровня таможенно- тарифного протекционизма, характерного для мировой экономики, расширялся арсенал других нетарифных способов влияния государства, направленных на поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это привело к полной модификации самого понятия «протекционизма», необходимости рассматривать его в широком контексте – как политику, которая базируется на широком арсенале способов поддержки международной конкурентоспособности в целом. В отдельности, защита национальных производителей от импорта теснейшим образом связана с государственной поддержкой экспортной деятельности в стране. Чем больше уровень международной конкурентоспособности фирм данной страны, которая реализуется в ее экспорте, тем, меньшей выявляется потребность в специальных способах касающихся ограничений импорта фирмами этой страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать