Таким образом, круг пользователей бизнес-плана весьма широк.
Во-первых, это сами разработчики, для которых полезным является процесс разработки, когда им приходится продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, разработкой комплекса маркетинга, организаций управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.д.
Во-вторых, это сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана. Знакомство с документом позволяет получить им четкое представление о стратегических направлениях развития, а также о тактических приемах. На этой основе каждый специалист определяет свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.
В-третьих, это потенциальные инвесторы. Для реализации проекта необходима перспективная идея, программа действий по ее реализации и источники финансирования. Первые два элемента являются результатом поисков и разработок предпринимателей, но далеко не всегда у них есть необходимые денежные средства, как отмечалось выше. Тогда приходится привлекать капиталы извне, для чего необходимо убедить потенциальных инвесторов в высокой степени надежности, перспективности, проработанности и окупаемости проекта.
Бизнес-план могут запросить и официальные, государственные органы, без разрешения, согласия которых предприниматель не может осуществлять замысленный проект операции.
В то же время предприниматели, фирмы вовсе не заинтересованы в широком распространении и разглашении своих планов действий. Ведь конкуренты, выяснив намерения фирмы, расходящиеся с их интересами, способны затруднить проведение бизнес-плана в жизнь. С этих позиций бизнес-план, будучи собственностью предприятия и представляя коммерческую тайну, должен охраняться от посторонних глаз. Так что круг лиц и организаций, которых бизнесмен знакомит с планом своих операций, надлежит ограничивать. Правила ведения бизнеса предусматривают, что знакомиться с бизнес-планом можно только с разрешения предпринимателя.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать следующие основные задачи, которые решает предприятие при помощи бизнес-плана:
- определение емкости и перспектив развития рынка сбыта продукции по основному производству;
- оценка возможных затрат по изготовлению и реализации продукции и услуг;
- соизмерение затрат с возможными ценами для прогнозирования прибыли;
- обнаружение в планировании финансово-хозяйственной деятельности возможных просчетов и ошибок;
- определение целесообразности развития данного производства в сложившихся экономических условиях.
Овладение искусством составления бизнес-планов сегодня становится крайне актуальным в силу трех причин. Во-первых, в нашу экономику идет новое поколение предпринимателей, многие из них никогда не руководили хоть каким-либо коммерческим предприятием, и поэтому очень плохо представляют весь круг ожидающих их проблем, особенно в рыночной экономике. Во-вторых, меняющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по-иному просчитывать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу - борьбе с конкурентами, в которой не бывает мелочей. В- третьих, рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема нашей экономики, необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказывать инвесторам, что мы способны просчитать все аспекты использования таких инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.
При этом личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов - совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу лично, он как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя: хватит ли у него сил обеспечить успех проекту и двинуться дальше?
При составлении бизнес-плана необходимо иметь в виду, что специальная литература, где рассматриваются методические вопросы составления бизнес- планов, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы составления бизнес-плана применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики.
Отечественные предприятия имеют пока небольшой опыт работы в условиях
рынка, да и рыночные отношения еще далеки от их уровня в развитых странах.
Экономическая и социальная ситуация, в которой работают наши предприятия,
не позволяет осуществлять прямое использование зарубежных методических
разработок при составлении бизнес-планов российскими предприятиями.
Необходима их адаптация к реальным экономическим условиям нашей страны.
Поэтому разработка методики составления бизнес-плана предприятия,
адекватной сложившимся в настоящее время в России экономическим условиям,
является довольно актуальной проблемой. В любом случае, в виду многообразия
целей, сфер применения не существует общепринятой, единой для всех,
регламентированной формы и структуры бизнес-плана. В то же время при
значительных внешних различиях бизнес-планов методы их разработки имеют
общие корни. Это позволяет для решения проблем методического обеспечения
разработки бизнес-плана пользоваться наиболее типичными методами его
составления. Как правило, в бизнес-плане описывается организационная форма
предприятия, продукция и услуги, которые планируется предоставить,
предполагаемое или фактическое местоположение предприятия, план управления
и контроля, требуемое количество персонала и возможные риски. Бизнес-план
включает в себя описание отрасли и тенденций ее развития, данные о
потенциале предприятия. В нем рассматриваются целевые рынки, конкуренция,
вопросы сбыта продукции, рекламы, ценообразования. Бизнес-план должен
включать план приобретения (привлечения) необходимого капитала и описание
того, как эти деньги будут использоваться, примерный балансовый отчет для
обеспечения соответствующего денежного потока.
Таким образом, состав бизнес-плана и его детализация определяется спецификой и сферой его деятельности, размерами предполагаемого рынка, наличием конкурентов и перспективами роста предприятия.
Для того, чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований:
- бизнес-план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему
виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес-план.
Документ должен быть написан простым и понятным языком с использованием
кратких и четких формулировок;
- бизнес-план должен быть разделен на главы (разделы) и составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, схемы, диаграммы, графики. Объем бизнес-плана не должен превышать 20-25 машинописных страниц;
- бизнес-план должен обладать комплексностью, то есть содержать производственное, маркетинговое организационное, финансовое обеспечение; иметь перспективный характер, то есть обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;
- следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего,
необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива.
Бизнес-план должен опираться на реальные факты и обоснованные предложения.
Главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. По
возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Другими
словами, ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо
ошибки в бизнес-плане;
- бизнес-план должен обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;
- необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей.
Следует нумеровать каждый экземпляр. В любом случае при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует представить ему краткий обзор или сводку данных, и если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно представить ему детальный план.
Ясно, что выполнение всех требований возможно лишь при определенной структуре и логики построения бизнес-плана.
Обычно бизнес-план включает в себя следующие разделы:
- резюме;
- описание состояния отрасли, предприятия и предполагаемой к освоению продукции;
- изучение и анализ рынка;
- план маркетинга;
- возможности производства (производственный план);
- организация реализации проекта;
- финансовый план.
Приведем основные рекомендации по содержанию разделов бизнес-плана, подробнее остановившись на финансовом плане. Схематично, типичная структура бизнес-плана представлена на рис.1.3.
В первом разделе бизнес-плана проводится анализ состояния и перспектив развития отрасли, который призван решить в основном две задачи:
1) изучить состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;
2) получить исходную информацию для прогнозов объема производства продукции и услуг, которые может выпускать данное предприятие, исходя их условий конкуренции.
Для решения первой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел в отрасли, развитие отрасли в предшествующий период (5-10 лет), описать возможные тенденции дальнейшего развития:
- отрасли в целом;
- предприятий отрасли;
- развития соответствующих производств в регионах, где планируется сбыт продукции;
- за рубежом.
При выполнении анализа необходимо обратить особое внимание, возникали ли какие-либо предприятия в отрасли в последние годы, планируется ли появление новых предприятий в ближайшее время, в среднесрочной перспективе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12