План розничной реализации в действующих ценах выполнен по всем товарным группам и товарам, кроме продажи бакалейных и прочих продовольственных товаров.
Особенно значительный рост достигнут по реализации мясо «Птица»,
т.к. данный магазин осуществляет фирменную торговлю куриной продукции, а
для полного удовлетворения спроса покупателей в своем ассортименте имеет
большое количество различных товарных групп. Поэтому увеличился объем
продаж хлеба и хлебобулочных товаров, кондитерских, молочных продуктов.
Потери в товарообороте в связи с недовыполнением плана продаж бакалейных и
прочих продовольственных товаров составили 810,4 тыс.р.
Высокие темпы реализации большинства товаров достигнуты и в динамике.
Неравномерность выполнения плана и динамики различного товарооборота в ассортиментном разрезе привели к изменению его структуры, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объеме товарооборота. В частности, по сравнению с планом, возросла доля в товарообороте продажи мясо «Птица», молочных, кондитерских изделий, хлеба и хлебобулочных товаров, при относительном снижении реализации муки, круп, макаронных изделий и прочих продовольственных товаров.
Таким образом, покупательский спрос на продукты питания магазина № 7
«Птица» был удовлетворен почти на все товары, кроме муки, крупы, макаронных
и прочих продовольственных товаров. План розничной реализации этих товаров
был недовыполнен в связи с тем, что вблизи магазина № 7 «Птица» открылся
оптовый рынок, и действия конкурентов были более активны,
реализация товаров увеличивалась за счет более низких цен и широкого ассортимента товаров. Данный факт свидетельствует о просчетах в работе магазина № 7 «Птица», а в частности, в работе с поставщиками и формировании отпускных цен в магазине.
Поэтому магазину № 7 «Птица» необходимо изучать ассортимент и структуру товарооборота не только за год, но и по кварталам и месяцам, что позволяет глубже проанализировать сезонные колебания в торговле и полнее удовлетворить спрос покупателей на отдельные товары в различные периоды года, а так же улучшать качество торгового обслуживания, что повлечет за собой увеличение товарооборота.
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в магазине № 7 «Птица» должны быть определенные товарные запасы, т.к. они предназначены для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Поэтому запасы товаров в магазине постоянно и равномерно пополняются.
Таким образом, целесообразно провести анализ товарных запасов, который представлен в табл.7.
Данные, приведенные в табл.7, свидетельствуют о том, что товарные запасы в изучаемом периоде в небольших размерах отклонились от установленных нормативов. Однако, на конец отчетного года они оказались заниженными (в днях оборота), что может привести к ухудшению торговли в будущем году.
В целом, магазин № 7 «Птица» имеет завышенные товарные запасы по всем кварталам, кроме 1 квартала. Следовательно, магазин имеет на начало 3 квартала завышенные товарные запасы на 0,03 дня (3,74-3,71), что способствовало успешному развитию товарооборота. Из предыдущих таблиц, мы наблюдаем рост товарооборота, что свидетельствует о положительной работе магазина. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что покупательский спрос на товары магазина № 7 «Птица» полностью удовлетворяется.
Далее проанализируем товарооборачиваемость. Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления да дняреализации, а также скорость оборота товаров. Анализ средних товарных
запасов и товарооборачиваемость в целом по магазину № 7 «Птица» представлен в табл.8.
Анализируя данные табл.8, можно сделать следующие выводы: товарооборот фактический увеличился на 1434 тыс.р. по сравнению с планом, что свидетельствует о положительной торговой деятельности магазина, об удовлетворительном спросе покупателей.
Ускорение товарооборачиваемости составило 0,02 дня (3,27-3,29).
Ускорение товарооборачиваемости по сравнению с планом на 0,02 дня
высвободило средства, вложенные в товарные запасы в сумме 7,08 тыс.р.
(353,88*(-0,02)), что говорит о положительной тенденции в развитии
торгового предприятия.
Товарные запасы в отчетном году обновлялись 109,97 раз, в то время как по плану они должны были сделать 109,47 оборота, что также свидетельствует о покупательском спросе на товары магазина № 7 «Птица».
Таблица 8
Информация о средней товарооборачиваемости и товарных запасах по магазину №
7 «Птица» за отчетный год, тыс.р.
|Показатели |План |Фактически за |Отклонение от|% выполнения |
| | |1999г. |плана |плана |
| | | | | |
|Розничный |37482 |38916 |+1434 |103,8 |
|товарооборот, | | | | |
|тыс.р. | | | | |
| |342,38 |353,88 |+11,5 |103,4 |
|Среднегодовые | | | | |
|товарные запасы, | | | | |
|тыс.р. | | | | |
| | | | | |
|Товарооборачиваемо| | | | |
|сть в днях (время |3,29 |3,27 |-0,02 |- |
|обращения товаров)| | | | |
| | | | | |
Продолжение таблицы 8
|Показатели |План |Фактически за |Отклонение от|% выполнения |
| | |1999г. |плана |плана |
| | | | | |
|Товарооборачиваемо| | | | |
|сть в количестве |109,47 |109,97 |+0,5 |100,5 |
|оборотов (скорость| | | | |
|обращения товаров)| | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|Однодневный | | | | |
|товарооборот, | | | | |
|тыс.р. | | | | |
| | | | | |
| |104,12 |108,10 |+3,98 |103,8 |
Далее проводим анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемости в разрезе отдельных товарных групп и товаров, табл.9.
Из табл.9 можно сделать интересные выводы о средних товарных запасах и товарооборачиваемости.
Средние товарные запасы в отчетном году увеличились на 11,5 тыс.р. по сравнению с планом, за счет увеличения объема товарооборота на 13,27 тыс.р. и ускорения товарооборачиваемости на 1,77 дня. Тогда увеличение средних товарных запасов в целом по магазину № 7 «Птица» обеспечивалось за счет увеличения средних товарных запасов по мясо «Птица» (4,72 тыс.р.), молока и молочных продуктов (2,05 тыс.р.), кондитерских изделий (1,53 тыс.р.).
Увеличение средних товарных запасов по этим товарам обеспечивалось за
счет увеличения товарооборота и ускорения товарооборачиваемости, что
свидетельствует о высокой степени удовлетворения покупательского спроса.
Кроме того произошло увеличение средних товарных запасов по хлебу (2,11
тыс.р.) и прочим продовольственным товарам (1,88 тыс.р.), однако, следует
отметить иную тенденцию в поведении факторных показателей. Не смотря на
увеличение объема товарооборота по хлебу и хлебобулочным товарам, увели-
чились средние товарные запасы, за счет замедления товарооборачиваемости на
0,36 дня, что явилось причиной опережающих темпов роста средних товарных
запасов 108,8% по сравнению с темпами роста товарооборота 107,2%.
Средние товарные запасы увеличиваются по прочим продовольственным товарам, за счет снижения V товарооборота и замедления товарооборачиваемости.
Также наблюдается снижение средних товарных запасов по бакалейным товарам 0,79 тыс.р., за счет снижения товарооборота 0,88 тыс.р. и замедления реализации (0,09дня). Это объясняется тем, что предприятие среагировало на замедление товарооборачиваемости и снижения товарооборота, сократив поступления товаров по этой группе.
Следовательно, анализ данных показывает, что в целом по магазину № 7
«Птица» произошло увеличение объема товарооборота и ускорение
товарооборачиваемости, как следствие положительной коммерческой работы
предприятия, связанной с удовлетворением потребительского спроса. Вместе с
тем, увеличение средних запасов по магазину произошло за счет превышающих
темпов роста товарооборота.
Более тесная взаимосвязь между показателями товарного баланса представлена в табл.10.
Таблица 10
Информация о товарообороте, средних товарных запасах и поступлении товара в целом по магазину № 7 «Птица», тыс.р.
|Показатели |Отчетный год |% от |
| | |выполнения |
| | |плана |
| |План |Фактически | |
| | | | |
|Розничный товарооборот,|37482 |38916 |103,8 |
|тыс.р. | | | |
| | | | |
|Поступление товаров, |37506 |38981 |104,0 |
|тыс.р. | | | |
| | | | |
|Сумма средних товарных |342,38 |353,88 |103,4 |
|запасов, тыс.р. | | | |
Товарооборот обеспечен за счет превышения фактического объема
поступления товара над плановым показателем на 4,0%, при темпе роста
розничного товарооборота 103,8%. В связи с тем, что темпы роста
товарооборота (103,8%) и поступления товара (104,0%) практически
пропорциональны друг другу, магазин № 7 «Птица» рационально формирует
ассортиментную политику, учитывая спрос потребителей на товары, требования
к качеству, упаковке, оказание дополнительных услуг. Это свидетельствует о
высокой степени удовлетворения покупательского спроса на товары,
реализуемые в магазине № 7 «Птица». Бесперебойная продажа товаров
обеспечивается наличием нормального запаса товаров (% выполнения плана
сотавляет 103,4%), который образуется за счет незначительного повышения
темпов роста поступления (104,0%) над темпами роста товарооборота (103,8).
Предприятие формирует необходимый объем товарных запасов, стремится
заблаговременно учесть конъюктуру рынка. Это позволяет ему более полно
ориентироваться на покупательский спрос и удовлетворять его.
Приходя в магазин каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар. В обратном случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому, магазин № 7 «Птица» при формировании цен учитывает данный фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, для того, чтобы покупателей устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.
Магазин № 7 «Птица» имеет следующие данные о валовом доходе. Табл.11.
Анализ данных табл.11 показывает, что розничный товарооборот имеет тенденцию роста как по сравнению с планом на 1434 тыс.р., так и в динамике на 7518 тыс.р.
Общая сумма валового дохода возросла на 202,57 тыс.р. по сравнению с планом и уровень валового дохода также увеличился на 0,03%. Это произошло
за счет того, что темпы роста валового дохода выше темпов роста товарооборота.
Если рассматривать данные в динамике, то наблюдается увеличение суммы
валового дохода на 356,12 тыс.р., а уровень валового дохода – снижение на
1,95%. Это объясняется тем, что темпы роста товарооборота выше темпов роста
валового дохода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10