Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного
покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь
многочисленным независимым наемным рабочим.
Основные признаки монопсонии:
1) сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере
определенного вида труда на одной фирме;
2) полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих
реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;
3) установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля за
ценой труда в интересах максимизации прибыли. Проиллюстрируем вначале
монопсоническую ситуацию на рынке труда с помощью условных данных (табл.
1).
Таблица 1. Предельные издержки на трудовой ресурс (МRС1 ) при монопсонии
|Число занятых |Ставка заработной |Общие издержки на |Предельные |
|работников (L) |платы |оплату труда |издержки на |
| |(W) |(TRC1) |трудовой ресурс |
| | | |(MRC1) |
|(1) |(2) |(3) = (1) * (2) |(4) |
|1 |2 |2 |2 |
|2 |4 |8 |6 |
|3 |6 |18 |10 |
|4 |8 |32 |14 |
Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от совершенной
конкуренции, — рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося
числа работников. Другими словами, если для компании — совершенного
конкурента предложение труда абсолютно эластично и фирма может нанять любое
потребное ей число работников по одной и той же ставке, то при монопсонии
график предложения имеет обычный, повышающийся с ростом цен вид. И это
непонятно: монопсонист—фактически фирма-отрасль. Увеличение его спроса на
труд автоматически означает и рост общеотраслевого спроса Чтобы привлечь
дополнительных рабочих, их приходится переманивать из других отраслей.
Соотношение спроса и предложения в экономике меняется, цены на труд растут.
Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-
монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов,
растут быстрее ставки заработной платы (ср. колонки 4 и 2 в табл. 1).
Действительно, пусть фирма решила нанять дополнительно к двум рабочим
третьего (переход от второй к третьей строке в таблице). Каковы будут ее
дополнительные издержки? Во-первых, придется платить зарплату третьему
рабочему (6 единиц, см. таблицу), т.е. в этой части предельные издержки
вырастут в соответствии с ростом ставки заработной платы. Но этим
добавочные расходы не ограничатся. Во-вторых, фирма должна будет повысить
ставку заработной платы двум уже работавшим с 4 единиц до того же уровня в
6 единиц. В итоге заработная плата вырастет только с 4 до 6 единиц, но
предельные издержки увеличатся с исходного уровня в 6 единиц до 10 единиц
(действительно: 6 + [2 х (6 - 4)] = 10).
Последствия этой ситуации хорошо видны на графике (рис. 3).
W
Рис. 3. Предложение
труда и спрос на него
в условиях монопсонии
В
W0 О
WM М
LM LO
L
Кривая предельных издержек на труд (MRC1) расположена выше кривой
ставок зарплаты, по которым предлагается труд (SL). При этом кривая спроса
на труд (DL, совпадающая для фирмы с кривой денежного предельного продукта
труда (MRPL), будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд
(МРСL) в точке В.
Следовательно, по правилу MRC = MRP фирма примет в данном случае на
работу LM человек. Больше людей монопсонисту нанимать не выгодно. Поэтому
спрос на труд со стороны монопсониста обрывается на этом уровне и принимает
форму ломаной кривой линяя (ABLM), выделенной на графике жирно. А поскольку
в соответствии с кривой предложения SL такое число работников можно нанять
с оплатой их труда по ставке WM, то именно столько и будет платить им
монопсонист.. Обратим внимание на то, что точка М не совпадает с точкой
пересечения графиков спроса и предложения О. Т.е. равновесие
устанавливается в иной точке, чем при совершенной конкуренции. По сравнению
с фирмой, функционирующей на свободном конкурентном рынке, монопсонист
приобретает меньшее количество труда (LM 0). Все капиталовложения,
выполняющие этот критерий, выгодны для фирмы. Поэтому объем спроса фирмы на
инвестиционные ресурсы будет тем выше, чем большее число проектов будут
удовлетворять критерию положительной чистой дисконтированной стоимости.
Присмотримся в этой связи еще раз к формуле (5):
МРV = РВVпроекта - I = (РDV1 + РDV2, + ... + РDVn) - I = [ТR1/(1 + i)1 +
+ TR2/(1 + i)2 + ... + ТRn/(1 + i)n] - I.
Очевидно, что величина МРV зависит от трех основных факторов:
1) уровня предполагаемого дохода ТR (прямая, положительная связь — чем он
выше, тем более привлекателен инвестиционный проект);
2) уровня процента i (обратная связь — рост ставки процента снижает
привлекательность проекта);
3) величины стоимости необходимых капиталовложений I (отрицательная
зависимость — дорогостоящие проекты менее привлекательны).
При одинаковой важности трех названных факторов наиболее
универсальным, влияющим на деятельность всех фирм, является второй — ставка
процента. Дело в том, что как предполагаемый доход, так и стоимость проекта
сугубо индивидуальны, зависят от множества конкретных обстоятельств. Они
различаются по отраслевому признаку (постройка гидроэлектростанции и
открытие табачного ларька обходятся в несопоставимые суммы и приносят в
дальнейшем очень разные доходы). Более того, они зависят от качества
управления и степени конкурентоспособности каждой фирмы в отдельности.
Проект, который умелый менеджер может реализовать буквально за гроши, при
неэффективной организации дела поглотит уйму ресурсов. Или же два проекта
по выпуску аналогичных товаров могут иметь совершенно разную доходность,
если один из товаров пойдет на рынке «на ура», а второй будет залеживаться
на полках.
В то же время ставка процента едина для всей экономики. Именно поэтому, не забывая о других факторах, экономическая теория связывает инвестиционную активность в первую очередь с уровнем процента в стране.
i
Рис. 4. График инвестиционного спроса
фирмы.
i1
i2
I1 I2 I3
I
Рисунок 4 иллюстрирует обратно пропорциональную зависимость между
инвестиционным спросом фирмы (DI) и ставкой процента. При более высокой
процентной ставке i, размер инвестиций будет равен I. Снижение процента до
величины i2 при прочих равных условиях вызывает увеличение производимых
вложений до уровня I2.
Механизм влияния процента на инвестиционную активность состоит в следующем.
Вне зависимости от того, какие средства использует фирма при инвестировании
— собственные или заемные — рыночная процентная ставка выступает для нее в
качестве издержек, которые придется нести при реализации инвестиционного
проекта.
В случае если предприятием привлекаются средства со стороны, дело обстоит
совсем просто. Процент, как плата за использование заемных средств, будет
фигурировать в виде внешних издержек фирмы. Чем выше ставка процента, тем
меньше найдется инвестиционных проектов, которые настолько доходны, что
могут окупить издержки по выплате процентов. Если же фирмой задействованы
собственные средства, процентная ставка принимает форму внутренних
издержек. В данном случае процент есть упущенная выгода от предоставления
инвестиционных ресурсов другим участникам рынка. Чем выше ставка процента,
тем больше соблазн положить деньги в банк (т.е. отдать взаймы другим
субъектам рынка) и отказаться от инвестиций. Зная ставку процента, всегда
можно определить объем инвестиций в соответствии со сложившейся кривой
спроса фирмы. Однако положение самой кривой спроса и ее смещения
определяются в основном двумя другими факторами инвестиционной активности —
уровнем предполагаемого дохода и величиной стоимости необходимых для
реализации проекта капиталовложений.
В частности, рост предполагаемой доходности смещает кривую
инвестиционного спроса вверх (на рис. 4 — в положение D2), что без
изменения ставки процента i1 вызывает увеличение объема инвестиций до
уровня I3. Массовое улучшение перспектив доходности инвестиционных проектов
происходит, в частности, при переходе хозяйства к экономическому росту.
Способствуют ему и некоторые меры государственной политики, например,
снижение налогов. Не случайно, одной из важнейших составных частей
антикризисной программы правительства России на 1999 г. являлось понижение
ряда налогов.
Напротив, рост стоимости инвестиционных проектов понижает кривую спроса. Такой эффект вызывает, скажем, любое удорожание инвестиционных ресурсов. Например, когда в результате девальвации рубля резко повысились цены на иностранные строительные материалы и оборудование, это привело к остановке многих инвестиционных проектов. В новых условиях критерий экономической обоснованности инвестиций (МРV > 0) больше не выполнялся.
Если спрос на инвестиционный капитал предъявляется со стороны фирм, то
предложение заемных средств, необходимых для закупки капитальных ресурсов
формируется и фирмами, и домашними хозяйствами. Дело в том, что часть
своего дохода люди используют на текущее потребление, а фирмы на текущие
нужды. Другая же часть дохода сберегается для будущего потребления
(домохозяйствами) или инвестирования (фирмами). Именно она поступает на
рынок в виде предложения инвестиционных ресурсов.
Любой субъект экономики стремится максимизировать свое благосостояние,
исходя из имеющихся возможностей. Относится это правило и к определению
пропорции, в которой доход делится на потребление и сбережение. Решающим
фактором для принятия решения в пользу сбережений выступает величина
процента. Увеличение ставки процента способствует росту отложенного на
будущее потребления или, иначе, стимулирует сегодняшнее сбережение.
Принимая во внимание рассмотренные мною зависимости, можно построить график
предложения инвестиционных средств в виде поднимающейся по мере роста
процента кривой сбережений (рис. 5). i
Рис. 5. Предложение инвестиционных ресурсов
SI
S
Равновесие на рынке основного капитала. Взаимодействие спроса и предложения
на рынке инвестиционных средств определяет равновесные значения объемов
инвестиций и цен (рис. 6).
Пересечение кривых совокупного спроса (АD) и совокупного предложения (АS)
инвестиционных средств в точке О дает уровень рыночной процентной ставки
io, складывающийся не в рамках отдельной отрасли, как на большинстве
рынков, а в рамках всего народного хозяйства в целом. Происходит это
благодаря универсальной природе денег, пригодных для приобретения основного
капитала для любой отрасли экономики.
i
Рис. 6. Равновесие на рынке инвести-
O
O ционных ресурсов. io
SI
a) б)
DI
В силу того же обстоятельства на рынке инвестиционных средств
действует огромное количество продавцов и покупателей. Спрос предъявляют
все фирмы, осуществляющие инвестиции, включая даже те, которые финансируют
их из собственных средств (на профессиональном языке это называется
самофинансированием). В самом деле, собственные средства, предназначенные
для реализации инвестиционного проекта, фирмы накапливают на счетах в
банке. Т.е. эти средства фигурируют на стороне предложения. Как только
проекту дается старт, они изымаются из банка и тратятся на закупку
основного капитала. Таким образом, спрос на самофинансирование воздействует
на рынок, т.к. в ходе своего удовлетворения поглощает часть имеющегося
рыночного предложения.
Предложение, как уже отмечалось, представлено домохозяйствами и фирмами.
При этом в развитых странах миллионы частных лиц участвуют в этом процессе
не только опосредовано, через банки (как это происходит в современной
России), но и напрямую — покупая долговые обязательства (облигации)
компаний.
Многочисленность продавцов и покупателей на рынках инвестиционного капитала
создает на них условия, приближенные к совершенной конкуренции. Именно
поэтому практически любая фирма (исключение составляют лишь немногие самые
крупные инвесторы) принимает сложившуюся на рынке цену инвестиционного
кредита (io) и в соответствии с ней и с собственной кривой инвестиционного
спроса D определяет равновесный объем инвестиций Io (см. рис. 10б).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13