4. Фонд социального страхования работающих
98960,0 в том числе:
Пособия на социальное страхование
72460,0 в том числе:
- по временной нетрудоспособности 57310,0
- по беременности и родам 11850,0
- при рождении ребенка 2050,0
- на погребение 1250,0
- расходы на санаторно-курортное лечение и отдых ра-ботников и их детей,
содержание детских оздоровите-льных учреждений, детско-юношеских спор-
тивных школ 25000,0
- расходы на изготовление бланков больничных листов
1000,0
5. Резервный фонд
5000,0
ДЕФИЦИТ
132111,0
Приложение 3
Виды компенсаций и адресных пособий, выплата которых осуществляется в 1998 году за счет средств государст-венного бюджета:
1. Ежемесячная компенсация в связи с либерализацией цен неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам 1 и II групп - 1 лей.
2. Ежемесячная компенсация на некоторые виды продо-вольственных товаров: а) неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам 1 и II групп, в зависимости от размера получаемой пенсии:
- до 3,5 минимальной заработной платы
б) детям из многодетных (трое и более детей) и непол-ных (без одного родителя) семей, детям в возрасте до 16 лет, находящимся под опекой, учащимся из вышеуказан-ных семей в возрасте до 18 лет - при условии, что сред-немесячный совокупный доход на одного члена семьи не превышает величины минимальной заработной платы - 10 лей на каждого ребенка.
3. Ежемесячное адресное пособие на газ, используемый в целях отопления: а) неработающим пенсионерам, у которых размер полу-чаемой пенсии не превышает трехкратной величины ми-нимальной пенсии по возрасту, - в размере одной мини-мальной заработной платы;
б) многодетным семьям (трое и более детей), у которых совокупный среднемесячный доход на одного члена cе-мьи за предыдущий квартал не превышает величины ми-нимальной заработной платы - в размере одной минима- льной заработной платы на семью;
в) малообеспеченным и низкооплачиваемым лицам, у которых совокупный среднемесячный доход на одного члена семьи за предыдущий квартал не превышает ве-личины минимальной заработной платы - в размере 0,5 минимальной заработной платы на семью.
5. Ежемесячная компенсация многодетным семьям на плату за топливо, используемое в хозяйстве - 2,5 лея на каждого ребенка начиная с четвертого.
6. Ежемесячное пособие семьям гражданских лиц, погибших при участии в боевых действиях по защите территориальной целостности Республики Молдова - в размере шести минимальных заработных плат и допол-нительно на каждого ребенка начиная со второго - по одной минимальной заработной плате.
7. Компенсации и материальная помощь лицам, постра-давшим вследствие аварии на Чернобыльской АЭС: а) ежегодная компенсация на санаторно-курортную путевку в размере средней стоимости одной путевки;
б) единовременная компенсация по установлении
инвалидности, в зависимости от группы инвалидности:
1 группа - в размере 30 минимальных заработных плат;
II группа - в размере 20 минимальных заработных плат;
III группа - в размере 10 минимальных заработных плат;
в) единовременная компенсация семьям, потерявшим кормильца вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, - в размере 30 минимальных заработных плат;
г) ежегодная материальная помощь на оздоровление участникам ликвидации последствий аварии на Черно-быльской АЭС:
- инвалидам 1 и II групп и участникам ликвидации послед-ствий аварии в 1986
- 1987 годах - в размере 3 минималь-ных заработных плат;
- инвалидам III группы и участникам ликвидации последствий аварии в 1988 году - в размере 2 ми-нимальных заработных плат.
Для того, чтобы понять, что стоит за сухим языком цифр, выяснить являются ли суммы трансфертов, данные в За-коне оптимальными, выполняющими свои функции, необ-ходимо охарактеризовать современное положение полу-чателей трансфертов: пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек и т.д., - саму систему распределения трансфер-тов в Республике Молдова, а также проблемы, которые возникают на макроуровне.
В первую очередь необходимо показать степень рассло-ение общества на обеспеченных и малообеспеченных в Республике и дать характеристику признаков эти слои определяющие. Что даст возможность выявить совре-менное экономическое положение населения.
Слой крайне бедного (нищего) населения имеет следую-щие характеристики:
- проживание в основном в городской местности; из 100 самых бедных людей -
81 горожанин и 19 - сельских жителей;
- обитание в самых больших по размеру домашних хозяй-ствах;
- типичными домашними хозяйствами являются: в городс-кой местности -
домашние хозяйства из 4 человек (30% всех хозяйств), 3 человека (24%), 2
человека (18%); в се-льской местности - домашние хозяйства из 4 человек
(47% всех хозяйств), из 5 человек (19%), из 2 человек (12%);
- самый низкий удельный вес работающих и наибольшая доля несовершеннолетних;
- один из наиболее высоких уровней неработающих по различным причинам и наименьшая доля пенсионеров;
- основньм источником совокупных доходов являются денежные доходы;
- самая низкая оплата труда работающих (составлявшая) тем не менее, 44% совокупного дохода домашних хо- зяйств – наивысший уровень из всей совокупности;
- резко ограниченные возможности натуральных поступ-лений в домашние хозяйства;
- невысокий уровень и ненадлежащее качество потребле-ния материальных благ
(и в первую очередь, продуктов питания).
Слой малообеспеченных (умеренно бедных) имеет следующие отличительные черты;
- преимущественно проживающие в городской местности (на 100 малообеспеченных - 58 горожан и 42 - сельских жителя);
- обитание в домашних хозяйствах, размер которых неско-лько превышает среднюю по всем домашним хозяйствам величину;
- невысокий уровень оплаты труда работающих (в расчете на 1 члена домашних хозяйств менее 36 леев), который составляет приблизительно половину всех денежных доходов населения этого социального слоя;
- примерно равное участие в формировании совокупных доходов натуральных поступлений и денежных доходов.
Слой относительно обеспеченных обладает следующими параметрами;
- превалирование проживающих в сельской местности (из 100 относительно обеспеченных - 32 горожанина и 68 – сельских жителей);
- обитание в домашних хозяйствах, размер которых сопоставим со средним размером всей совокупности домашних хозяйств;
- приблизительно равная доля работающих и неработаю-щих в общей численности членов домашних хозяйств;
- оплата труда работающих обеспечивает формирование неболее 40% объема денежных доходов;
- натуральные поступления становятся главным фактором определяющим размер совокупного дохода домашнего хозяйства.
Социально-демографический портрет обеспеченного на-селения характеризуется следующими чертами:
- проживание в основном в сельской местности (из 100 самых обеспеченных людей - 21 горожанин и 79 – сельс-ких жителей);
- обитание в небольших семьях (их размер существенно меньше, чем у относительно обеспеченных людей);
- типичными семьями являются: в городской местности – семья из 1 человека
(40% всех семей), 3 человек (17%), 2 человек (14%); в сельской местности -
семья из 2 человек (42% всех семей), из 3 человек (22%), из 1 человека
(18%);
- самый большой удельный вес работающих и наимень-шая доля несовершеннолетних (кроме городской мест-ности);
- один из наиболее высоких уровней оплаты труда работающих (формирующий, однако, всего 11% совокуп-ного дохода);
- существенные денежные доходы, полученные от прода-жи сельскохозяйственной продукции (по своим размерах сопоставимые с оплатой труда работающих членов до-машнего хозяйства);
- крупные натуральные поступления в домашние хозяйс-тва, которые, наряду со значительными денежными дохо-дами из различных источников, предопределили самые большие совокупные доходы;
- высококачественное питание в достаточном объеме (в основном за счет производимых в личном подсобном хозяйстве продуктов питания).
РАЗМЕР МИНИМАЛЬНОГО ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО БЮДЖЕТА
Размер минимального потребительского бюджета, составив в мае нынешнего
года 539,5 лея, практически не изменился за последний месяц. Стоимость
продово-льственной и непродовольствен-ной корзины достигла 223,6 и 156,3
лея, увеличившись, соответственно, на 1 и 1,8 лея. Плата за услуги
зафиксирована на уровне 94,8 лея, на уплату на-логов и взносов требовалось
15,8 лея были на 2,1 лея больше, чем за предыдущий месяц, непредвиденные
расходы остались практически на том же уровне – 49,05 лея. Индекс
потребительских цен в мае составил 100,7 процента.
Средняя заработная плата по национальной экономике республики равна
247,2 лея. Самыми высокооплачивае-мыми в стране являются работники
финансовой сфе----
- НОМИНАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПЕНСИИ
- ИПЦ
ры, где средняя заработная плата превышает 1012 ле-ев. Самая низкая - у
работников сельского хозяйства: в пределах 126,4 лея.
Регулирование подоходной дифференциации населения в приемлемых рамках
предполагает осуществление мер, которые поддержали бы наиболее уязвимые
социальные группы. При неокрепших пока государственных структу-рах эта
задача крайне непростая. Тем не менее страте-гия государственного
регулирования социального рассло-ения должна четко следовать логике более
справед-ливого распределения бремени кризиса между социаль-ными группами и
декларировать цели и методы ее осу-ществления.
В этой связи государственное регулирование подоходной дифференциации с
целью ее уменьшения осуществляет-ся на основе проведения комплекса мер по
увеличению доходов малообеспеченных групп населения в рамках системы их
социальной защиты, с одной стороны, и пере-распределения высоких и
сверхвысоких доходов состоя-тельных семей - с другой. При этом, как
свидетельствует
мировая практика и опыт нашей Республики, наиболее сильное влияние на
снижение подоходной дифферен-циации оказывают меры по повышению доходов
мало-обеспеченных групп населения.
В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов повышение доходов
малообеспеченных групп населения Республики предполагается осуществить по
двум основ-ным направлениям, ориентированным на принципиально различные
категории населения: трудоспособных и не-трудоспособных (полностью илк
частично), а также вре-менно не работающих. Действующая ныне государствен-
ная система социальной защиты нацелена в основном на поддержку пенсионеров,
инвалидов, многодетных семей, других категорий населения, которые в силу
различных причин не получают трудовых доходов. Однако сегодня бедность
значительно "помолодела", переместилась в трудоспособные возрасты и потому
социальной поддерж-кой должно быть охвачено все малообеспеченное насе-
ление, включая и трудоспособную его часть.
Для трудоспособного населения предстоит создать наи-более благоприятные и
разнообразные условия для тру-довой и деловой активности. Учитывая тот
факт, что в перспективе, как и ныне, основным источником средств
существования для большинства трудоспособного насе-ления останется наемный
труд, главными направлениями системы его социальной защиты являются
обеспечение стабильной занятости и регулирование оплаты труда.
В настоящее время процесс высвобождения рабочей си-лы носит стихийный и
неуправляемый характер, а безра-ботица имеет ярко выраженную структурно-
региональную окраску. Отсутствует государственная программа поэтап-ной
ликвидации рабочих мест, согласованная в отрасле-вом и территориальном
разрезах с задачами структурной перестройки экономики республики. Широкое
распростра-нение получила скрытая безработица, когда на предприя-тиях
практикуется сохранение рабочих мест с временной приостановкой оплаты труда
или частичной оплатой, сок-ращение рабочего дня, недели.
Стабилизации положения на рынке труда будут способст-вовать государственные
инвестиционные программы, связанные с созданием рабочих мест, регулирование
заработной платы и доходов, рабочего времени, трудо-вых отношений внутри
предприятий. Однако ограни-ченные финансовые возможности государства не
позво-ляют полностью нейтрализовать проблему вынужденной незанятости.
Пособия по безработице не позволяют ку-пить товары, необходимые даже для
минимального про-житочного уровня. В этой связи положительную роль в
стабилизации рынка труда должен сыграть расширяю-щийся негосударственный
сектор. Вместе с тем может и должна реализовываться эффективная политика,
смяг-чающая социальные последствия сокращения рабочих мест. В целях
минимизации времени поиска граждани-ном работы, сокращения периодов
безработицы и запол-нения вакансий на предприятиях, продолжится предос-
тавление гражданам комплекса услуг по содействий в трудоустройстве. Целевое
поощрение трудоустройства должно быть ориентировано на повышение шансов
под-бора рабочего места безработными, особо нуждающи-мися в дополнительной
поддержке. Нужно расширить возможности гарантированного трудоустройства
инвали-дов, лиц предпенсионного возраста, молодежи до 18 лет через
квотирование рабочих мест. Особая роль в усло-виях структурных перемен в
экономике, сопровождаю-щаяся изменениями потребностей в кадрах, отводится
профобучению безработных граждан и незанятого на-селения. Его главной
задачей является повышение кон-курентоспособности работников на рынке
труда путем приобретения новых и углубления имеющихся профес-сиональных
знаний и навыков.
Чтобы сформировался единый рынок труда с равными в его пределах условиями
продажи рабочей силы, необхо-димо усиление договорного регулирования оплаты
труда на всех уровнях социального партнерства. Это означает реальную
ответственность за отступление от условий оп-латы, предусмотренных
договорами, четкую проработку вопросов, связанных со сроками заключения
соглашений.
Для нетрудоспособного населения, которое не может се-бя обеспечить и
нуждается в социальной защите, требу-ется принятие комплекса специальных
мер. Это каса-ется, в первую очередь, пенсионеров, численность кото-рых, из-
за постарения населения имеет тенденцию к рос-ту. Принимаемые в рамках
традиционных подходов меры не позволяют надеяться на радикальное улучшение
их материального положения. В этой связи возникает объ-ективная
необходимость в коренном реформировании системы пенсионного обеспечения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8