Переход экономики нашей республики к рыночным отно-шениям сопровождается
усилением стихийных процессов в распределении и перераспределении
социальных благ, увеличением социальной дифференциации и, в первую очередь,
углублением расслоения населения по уровню совокупных доходов.
Характер сложившегося распределения населения Молдовы по уровню
совокупного дохода находится в пол-ном соответствии с устоявшимися в
мировой практике принципам формирования доходов в экономиках разли-чного
типа. Экономика нашей страны характеризуется:
- экстенсивностью и технологической неразвитостью;
- низкими конкурентными возможностями;
- заниженной до предела (за некоторым исключением) оплатой труда;
- отсутствием, как правило, связи между заработной пла-той и образования, квалификацией работников, качест-вом их труда;
- возрастанием в совокупном доходе населения доли на-туральных поступлений;
- уменьшением в денежных доходах доли заработной платы предопределяет неизбежное и значительное общее падение доходов населения и столь же заметно обостряющееся подоходное расслоение населения.
И, напротив:
- чем значительнее эффект трудовой деятельности в об-ласти технологического и социального развития народно-го хозяйства и создания конкурентоспособных товаров и услуг, тем выше оплата труда и в целом доходы населе-ния;
- чем выше общий уровень культуры, специального обра-зования и квалификации трудовых ресурсов, оказываю-щих прямое влияние на результаты труда, тем заметнее возрастание и выравнивание трудовых доходов по груп-пам населения.
Однако углубление социальной дифференциации, сниже-ние доходов большинства
населения, распространение массовой бедности - это результат не только
кризисного состояния экономики. Глубина и масштабы социального расслоения
вышли за рамки, обусловливаемые падением производства и другими
народнохозяйственными труд-ностями. Они связаны в немалой степени с
недостато-чной степенью социальной ответственности некоторых властных
структур и сложившейся практикой, когда при решении тех или иных проблем
предпочтение отдается методам экономии на доходах определенных социальных
групп. С другой стороны, накопление богатства, происхо-дящее в основном в
сфере посредничества и коммерции и имеющее, как правило, нетрудовую или
незаработан-ную основу, оказалось вне государственных механизмов
регулирования высоких и сверхвысоких доходов.
Социальная дифференциация населения достигла такого уровня, что создались
условия для усиления как общей социальной напряженности, так и обострения
противоре-чий между отдельными социальными группами. Поэтому первоочередной
задачей социальной политики должна стать разработка мер по государственному
регулирова-нию процессов социального расслоения населения. Мировая практика
свидетельствует о том, что их реали-зация связана со значительными
трудностями. Молдове присуща своя специфика, которая в определенной степе-
ни создает благоприятный фон для реализации мер в этом направлении. Она
выражается в следующем.
Во-первых, наше общество сохраняет пока достаточно высокую степень
социальной однородности, достигнутую за предыдущие десятилетия. Социальное
расслоение в Молдове пока выражается в углублении разрыва между полюсами
благосостояния, а не разделяет, как во многих развиваищихся странах,
общество на богатые 10-20% и все остальное население.
Во-вторых, в нашем обществе очень сильны и своеоб-разны трудовые установки,
что связано с вековыми тра-дициями земледелия и почтительным отношением к
тя-желому сельскохозяйственному труду как основному ис-точнику
суцествования. Это отражается в общественной оценке других видов
деятельности и справедливости ра-спределения благ. Не всякий личный успех,
рост матери-ального достатка воспринимается позитивно, а только тот, в
основе которого лежит общественно полезная ра-бота. Таковой считается
деятельность в материальном производстве, образовании, культуре,
здравоохранении и пр.
В-третьих, наличие в нашем обществе все еще сильных социальных
амортизаторов, которые придают обществу определенную инерционность и
сдерживают процессы социальной поляризации. К ним, в первую очередь, сле-
дует отнести обеспеченность жильем и высокий образо-вательный уровень
населения. Идентификация бедности в Молдове, как впрочем и в других странах
СНГ, осущест-вляется, как правило, на основании текущих доходов, и за
рамками анализа остается не только уровень облада-ния имуществом людей,
ныне причисляемых к бедным, но и такой важный фактор, как наличие у них
жилья. В бо-льшинстве стран именно отсутствие минимальных жили-щных удобств
или отсутствие жилья вообще является важнейшим индикатором бедности. В
Молдове при всей остроте жилищной проблемы подавляющее большинство
населения имеет крышу над головой, а для части городс-кого населения
квартира является источником дополни-тельного и, как правило, неучтенного
дохода. Что касает-ся образования, его относительно высокий уровень, с од-
ной стороны, дает возможность человеку самостоятельно находить новые и
часто неожиданные пути приспособ-ления к меняющейся экономической ситуации,
а с другой – позволяет создавать квалифицированные и, следовате-льно,
хорошо оплачиваемые рабочие места в ходе струк-турной перестройки нашей
экономики.
Вышеперечисленные факторы должны быть учтены при составлении Стратегии
государственного регулирования процессов социального расслоения в
Республике Молдо-ва. При этом непременным условием успешного претво-рения в
жизнь разработанных в рамках Стратегии мер яв-ляется повышение роли
государства в реализации социа-льной политики. Это предполагает более
нацеленное и активное влияние государства на решение социальных проблем,
что в полной мере согласуется с провозглашен-ным в нашей стране курсом на
развитие социально-ори-ентированного рыночного хозяйства.
Реформа пенсионного обеспечения является необходи-мым условием формирования
социально ориентирован-ной экономики в нашей стране. Выполняя важнейшую со-
циальную задачу, реформа будет способствовать поиску рациональных решений
многих финансово-экономичес-ких проблем. В этой связи она займет одно из
централь-ных мест в системе социально-экономических реформ, осу-ществляемых
в условиях переходного периода. В успешном осуществлении реформы
пенсионного обеспе-чения будут заинтересовани практически все слои обще-
ства: нынешние пенсионеры (так как им гарантируются уже приобретенные
пенсионные права, в рамках которых существенно усиливается их социальная
защита), граж-дане трудоспособного возраста (так как появляется хоро-шая
перспектива обеспечить себе достойные условия жи-зни в старости),
работодатели (так как открываются пути уменьшения их взносов на пенсионное
обеспечение). Вместе с тем успех любой реформы, а тем более в соци-ально-
экономической сфере, зависит от того, насколько ее идеи находят понимание и
одобрение у широких масс населения. Это особенно касается реформы
пенсионной системы, которая затрагивает интересы, в первую оче-редь,
пожилых людей. Без учета их психологии сущест-венные преобразования в
пенсионной системе вообще невозможны. Необходимо иметь в виду, что реформа
пенсионного обеспечения будет происходить на крайне неблагоприятном
социально-экономическом фоне. Выго-ды от ее проведения наступят через
определенный про-межуток времени, а пока большинство и нынешних, и бу-дущих
пенсионеров находятся в нищенском положении. Речь идет не только о потерях,
связанных с инфляцией, спадом производства и др. Новые социальные условия
ставят перед человеком пожилого возраста задачи, к ре-шению которых его не
готовила ни сложившаяся система воспитания, ни весь прошлый уклад жизни.
Возможности материальной компенса-ции потерь сейчас крайне огра-ничены,
значит тем большее внимание надо уделять факторам, выполняющим роль
психологических компен-саторов. Честность властных структур в оценке
социаль-но-экономической ситуации в целом и в пенсионной сис-теме, в
частности, максимальная открытость процедур принятия решений на всех
уровнях по ее реформиро-ванию - один из важнейших социально -
психологических факторов. Такой же подход должен быть поставлен в ос-нову
принятия решения о темпах проведения реформы пенсионного обеспечения. При
этом необходимо учиты-вать тот факт, что всякого рода обвальные
нововведения в пенсионной сфере могут иметь далеко идущие негатив-ные
последствия. Даже если они в конечном итоге благо-творны, то слишком
быстрое их навязывание населению не позволяет последнему оценить их плюсы,
включить их в систему своих ценностей, тогда как быстрое разруше-ние
привычных форм сопровождается ощущением чрез-мерных потерь. Поэтому важно
найти оптимальный темп реформирования пенсионной системы, при котором но-
вые подходы достаточно долго будут сосуществовать со старыми, чтобы
население могло объективно оценить преимущества новых принципов и как бы
сделать созна-тельный выбор в их пользу. Такое воззрение является особо
актуальным при определении временного отрезка перехода на новые возрастные
условия назначения пен-сии. Установление его продолжительности как минимум
10 лет представляется наиболее приемлемым вариан-том. Учитывая
вышеизложенное, целесообразно устано-вить поэтапный переход к новой системе
пенсионного обеспечения. На первом этапе, помимо осуществления неотложных
мер по защите уровня жизни пенсионеров в рамках действующей ныне пенсионной
системы (расши-рение базы для уплаты взносов на пенсионное обеспече-ние,
усиление ответственности за их неуплату, соверше-нствование порядка
исчисления пенсий, »осовременива-ние» прошлых заработков, индексация
пенсий), предпо-лагается разработка проекта нового Закона о пенсионном
обеспечении, в котором будут конкретизированы основ-ные положения реформы и
определены сроки их введе-ния в действие. После принятия Парламентом Закона
«О негосударственных пенсионных фондах» будут разрабо-таны соответствующие
нормативные акты и начата рабо-та по их реализации. На втором, этапе
предусматривает-ся развернуть практическую работу по осуществлению
персонифицированного учета плательщиков страховых взносов и создание банка
данных приобретенных ими пенсионных прав. В этой связи предполагается
присту-пить к реализации пилотного проекта персонифицирован-ного учета
страховых взносов на одной или нескольких территориях. Будет также
проверена отработка модели организации негосударственного пенсионного
обеспе-чения. Эта работа, затрагивающая интересы всего обще-ства, будет
вестись совместно с представителями всех заинтересованных сторон и
обсуждаться в средствах массовой информации. На третьем этапе планируется
за-вершение реализации целей и принципов реформы сис-темы пенсионного
обеспечения, достижение полной коор-динации развития государственного и
негосударствен-ного пенсионного обеспечения, а также окончательный переход
на современные информационные технологии, гюзволяюдис обеспечить финансовую
стабильность пен-сионной системы на долгосрочную перспективу и высо-кую
эффективность ее функционирования в интересах пенсионеров.
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе будут рассмотренны современные тенденции развития различных
слоев населения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. РОЖКО А..А. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
МОЛДОВА.-КИШИНЕВ 1996
2. MONITORUL OFICIAL №15 1997.- КИШИНЕВ
3. МЭНКЬЮ Г. МАКРОЭКОНОМИКА.- МОСКВА 1995
4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ №1,2,12,17,21.-КИШИНЕВ 1997
5. ДОЛЛАН А. МАКРОЭКОНОМИКА.- МОСКВА 1994
6. ФИШЕР ЭКОНОМИКА.- МОСКВА 1994
7. БРЮ С. ЭККОНОМИКС.- МОСКВА 1993
8. БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ т.5.-МОСКВА 1977
9. АКЧУРА А. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ.- МОСКВА
1975
10. INTERNET
-----------------------
[1] Моnitorul Оficial от 26 февраля 1998 года
[2] Эти и приведенные далее данные без учета левобережных райо-
лов Республики Молдова и г.Бендер.
-----------------------
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8