Трансфертные платежи в республике Молдова
p> ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Переход экономики нашей республики к рыночным отно-шениям сопровождается усилением стихийных процессов в распределении и перераспределении социальных благ, увеличением социальной дифференциации и, в первую очередь, углублением расслоения населения по уровню совокупных доходов.
Характер сложившегося распределения населения Молдовы по уровню совокупного дохода находится в пол-ном соответствии с устоявшимися в мировой практике принципам формирования доходов в экономиках разли-чного типа. Экономика нашей страны характеризуется:

- экстенсивностью и технологической неразвитостью;

- низкими конкурентными возможностями;

- заниженной до предела (за некоторым исключением) оплатой труда;

- отсутствием, как правило, связи между заработной пла-той и образования, квалификацией работников, качест-вом их труда;

- возрастанием в совокупном доходе населения доли на-туральных поступлений;

- уменьшением в денежных доходах доли заработной платы предопределяет неизбежное и значительное общее падение доходов населения и столь же заметно обостряющееся подоходное расслоение населения.

И, напротив:

- чем значительнее эффект трудовой деятельности в об-ласти технологического и социального развития народно-го хозяйства и создания конкурентоспособных товаров и услуг, тем выше оплата труда и в целом доходы населе-ния;

- чем выше общий уровень культуры, специального обра-зования и квалификации трудовых ресурсов, оказываю-щих прямое влияние на результаты труда, тем заметнее возрастание и выравнивание трудовых доходов по груп-пам населения.

Однако углубление социальной дифференциации, сниже-ние доходов большинства населения, распространение массовой бедности - это результат не только кризисного состояния экономики. Глубина и масштабы социального расслоения вышли за рамки, обусловливаемые падением производства и другими народнохозяйственными труд-ностями. Они связаны в немалой степени с недостато-чной степенью социальной ответственности некоторых властных структур и сложившейся практикой, когда при решении тех или иных проблем предпочтение отдается методам экономии на доходах определенных социальных групп. С другой стороны, накопление богатства, происхо-дящее в основном в сфере посредничества и коммерции и имеющее, как правило, нетрудовую или незаработан-ную основу, оказалось вне государственных механизмов регулирования высоких и сверхвысоких доходов.
Социальная дифференциация населения достигла такого уровня, что создались условия для усиления как общей социальной напряженности, так и обострения противоре-чий между отдельными социальными группами. Поэтому первоочередной задачей социальной политики должна стать разработка мер по государственному регулирова-нию процессов социального расслоения населения. Мировая практика свидетельствует о том, что их реали-зация связана со значительными трудностями. Молдове присуща своя специфика, которая в определенной степе- ни создает благоприятный фон для реализации мер в этом направлении. Она выражается в следующем.

Во-первых, наше общество сохраняет пока достаточно высокую степень социальной однородности, достигнутую за предыдущие десятилетия. Социальное расслоение в Молдове пока выражается в углублении разрыва между полюсами благосостояния, а не разделяет, как во многих развиваищихся странах, общество на богатые 10-20% и все остальное население.
Во-вторых, в нашем обществе очень сильны и своеоб-разны трудовые установки, что связано с вековыми тра-дициями земледелия и почтительным отношением к тя-желому сельскохозяйственному труду как основному ис-точнику суцествования. Это отражается в общественной оценке других видов деятельности и справедливости ра-спределения благ. Не всякий личный успех, рост матери-ального достатка воспринимается позитивно, а только тот, в основе которого лежит общественно полезная ра-бота. Таковой считается деятельность в материальном производстве, образовании, культуре, здравоохранении и пр.
В-третьих, наличие в нашем обществе все еще сильных социальных амортизаторов, которые придают обществу определенную инерционность и сдерживают процессы социальной поляризации. К ним, в первую очередь, сле- дует отнести обеспеченность жильем и высокий образо-вательный уровень населения. Идентификация бедности в Молдове, как впрочем и в других странах
СНГ, осущест-вляется, как правило, на основании текущих доходов, и за рамками анализа остается не только уровень облада-ния имуществом людей, ныне причисляемых к бедным, но и такой важный фактор, как наличие у них жилья. В бо-льшинстве стран именно отсутствие минимальных жили-щных удобств или отсутствие жилья вообще является важнейшим индикатором бедности. В
Молдове при всей остроте жилищной проблемы подавляющее большинство населения имеет крышу над головой, а для части городс-кого населения квартира является источником дополни-тельного и, как правило, неучтенного дохода. Что касает-ся образования, его относительно высокий уровень, с од- ной стороны, дает возможность человеку самостоятельно находить новые и часто неожиданные пути приспособ-ления к меняющейся экономической ситуации, а с другой – позволяет создавать квалифицированные и, следовате-льно, хорошо оплачиваемые рабочие места в ходе струк-турной перестройки нашей экономики.
Вышеперечисленные факторы должны быть учтены при составлении Стратегии государственного регулирования процессов социального расслоения в
Республике Молдо-ва. При этом непременным условием успешного претво-рения в жизнь разработанных в рамках Стратегии мер яв-ляется повышение роли государства в реализации социа-льной политики. Это предполагает более нацеленное и активное влияние государства на решение социальных проблем, что в полной мере согласуется с провозглашен-ным в нашей стране курсом на развитие социально-ори-ентированного рыночного хозяйства.
Реформа пенсионного обеспечения является необходи-мым условием формирования социально ориентирован-ной экономики в нашей стране. Выполняя важнейшую со- циальную задачу, реформа будет способствовать поиску рациональных решений многих финансово-экономичес-ких проблем. В этой связи она займет одно из централь-ных мест в системе социально-экономических реформ, осу-ществляемых в условиях переходного периода. В успешном осуществлении реформы пенсионного обеспе-чения будут заинтересовани практически все слои обще- ства: нынешние пенсионеры (так как им гарантируются уже приобретенные пенсионные права, в рамках которых существенно усиливается их социальная защита), граж-дане трудоспособного возраста (так как появляется хоро-шая перспектива обеспечить себе достойные условия жи-зни в старости), работодатели (так как открываются пути уменьшения их взносов на пенсионное обеспечение). Вместе с тем успех любой реформы, а тем более в соци-ально- экономической сфере, зависит от того, насколько ее идеи находят понимание и одобрение у широких масс населения. Это особенно касается реформы пенсионной системы, которая затрагивает интересы, в первую оче-редь, пожилых людей. Без учета их психологии сущест-венные преобразования в пенсионной системе вообще невозможны. Необходимо иметь в виду, что реформа пенсионного обеспечения будет происходить на крайне неблагоприятном социально-экономическом фоне. Выго-ды от ее проведения наступят через определенный про-межуток времени, а пока большинство и нынешних, и бу-дущих пенсионеров находятся в нищенском положении. Речь идет не только о потерях, связанных с инфляцией, спадом производства и др. Новые социальные условия ставят перед человеком пожилого возраста задачи, к ре-шению которых его не готовила ни сложившаяся система воспитания, ни весь прошлый уклад жизни.
Возможности материальной компенса-ции потерь сейчас крайне огра-ничены, значит тем большее внимание надо уделять факторам, выполняющим роль психологических компен-саторов. Честность властных структур в оценке социаль-но-экономической ситуации в целом и в пенсионной сис-теме, в частности, максимальная открытость процедур принятия решений на всех уровнях по ее реформиро-ванию - один из важнейших социально - психологических факторов. Такой же подход должен быть поставлен в ос-нову принятия решения о темпах проведения реформы пенсионного обеспечения. При этом необходимо учиты-вать тот факт, что всякого рода обвальные нововведения в пенсионной сфере могут иметь далеко идущие негатив-ные последствия. Даже если они в конечном итоге благо-творны, то слишком быстрое их навязывание населению не позволяет последнему оценить их плюсы, включить их в систему своих ценностей, тогда как быстрое разруше-ние привычных форм сопровождается ощущением чрез-мерных потерь. Поэтому важно найти оптимальный темп реформирования пенсионной системы, при котором но- вые подходы достаточно долго будут сосуществовать со старыми, чтобы население могло объективно оценить преимущества новых принципов и как бы сделать созна-тельный выбор в их пользу. Такое воззрение является особо актуальным при определении временного отрезка перехода на новые возрастные условия назначения пен-сии. Установление его продолжительности как минимум
10 лет представляется наиболее приемлемым вариан-том. Учитывая вышеизложенное, целесообразно устано-вить поэтапный переход к новой системе пенсионного обеспечения. На первом этапе, помимо осуществления неотложных мер по защите уровня жизни пенсионеров в рамках действующей ныне пенсионной системы (расши-рение базы для уплаты взносов на пенсионное обеспече-ние, усиление ответственности за их неуплату, соверше-нствование порядка исчисления пенсий, »осовременива-ние» прошлых заработков, индексация пенсий), предпо-лагается разработка проекта нового Закона о пенсионном обеспечении, в котором будут конкретизированы основ-ные положения реформы и определены сроки их введе-ния в действие. После принятия Парламентом Закона
«О негосударственных пенсионных фондах» будут разрабо-таны соответствующие нормативные акты и начата рабо-та по их реализации. На втором, этапе предусматривает-ся развернуть практическую работу по осуществлению персонифицированного учета плательщиков страховых взносов и создание банка данных приобретенных ими пенсионных прав. В этой связи предполагается присту-пить к реализации пилотного проекта персонифицирован-ного учета страховых взносов на одной или нескольких территориях. Будет также проверена отработка модели организации негосударственного пенсионного обеспе-чения. Эта работа, затрагивающая интересы всего обще-ства, будет вестись совместно с представителями всех заинтересованных сторон и обсуждаться в средствах массовой информации. На третьем этапе планируется за-вершение реализации целей и принципов реформы сис-темы пенсионного обеспечения, достижение полной коор-динации развития государственного и негосударствен-ного пенсионного обеспечения, а также окончательный переход на современные информационные технологии, гюзволяюдис обеспечить финансовую стабильность пен-сионной системы на долгосрочную перспективу и высо-кую эффективность ее функционирования в интересах пенсионеров.

ВВЕДЕНИЕ


В данной работе будут рассмотренны современные тенденции развития различных слоев населения

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. РОЖКО А..А. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ

МОЛДОВА.-КИШИНЕВ 1996


2. MONITORUL OFICIAL №15 1997.- КИШИНЕВ

3. МЭНКЬЮ Г. МАКРОЭКОНОМИКА.- МОСКВА 1995

4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ №1,2,12,17,21.-КИШИНЕВ 1997

5. ДОЛЛАН А. МАКРОЭКОНОМИКА.- МОСКВА 1994

6. ФИШЕР ЭКОНОМИКА.- МОСКВА 1994

7. БРЮ С. ЭККОНОМИКС.- МОСКВА 1993

8. БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ т.5.-МОСКВА 1977

9. АКЧУРА А. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ.- МОСКВА

1975

10. INTERNET

-----------------------
[1] Моnitorul Оficial от 26 февраля 1998 года
[2] Эти и приведенные далее данные без учета левобережных райо- лов Республики Молдова и г.Бендер.


-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать