В последние годы в Западной Европе проблеме социаль-ной защищенности лиц пожилого возраста уделяется особое внимание, поскольку стоимость жизни растет, а число лиц пожилого возраста увеличивается более быстрыми темпами, чем численность остальных возрастных категорий.
Принципы выплаты пенсии по старости в странах Европейского Союза в общих чертах совпадают:
. существует обязательное и добровольное страхование;
. финансирование обязательного страхования осуществляется за счет взносов наемных работников и работодателей;
. пенсии назначаются по достижении определенного возраста (в последние годы наметилась тенденция к его повышению), допускается досрочный выход на пенсию;
. размер пенсии зависит от уровня средней заработной платы и продолжительности страхового стажа, сущес-твуют верхний и нижний пределы размера пенсий;
. при минимальной пенсии возникает право на дополнительную социальную помощь;
. пенсии могут назначаться и без учета страховых взносов;
. размер пенсии увеличивается, если получатель содержит иждивенцев ;
. помимо государственных, действуют частные пенсионные программы, важную роль играют государ-ственные субсидии из общих налогов;
. право граждан на социальную защищенность в старости законодательно закреплено.
Таким образом, как по источникам финансирования, так и по другим
компонентам пенсионных систем западно-европейских стран имеются
существенные различия. Это в основном объясняется неодинаковыми
историческими условиями развития этих стран и разной степенью актив-ности
борьбы трудящихся и профсоюзов за формирова-ние справедливых систем
социальной защиты. Имеет значение и такой объективный фактор, как состав
насе-ления, определяющий «бремя содержания иждивенцев», различающееся для
трудящихся в каждой стране: если работа-ющий в Гермаии содержит, кроме
себя, еще в среднем 0,44 иждивенца, то в Ирландии - 0,62. В боль-шинстве
развитых стран аккумулирование средств стра-ховых фондов базируется на
принципе распределения, в соответствии с которым поступившие в данном году
отчи-сления (как и государственные субсидии) расходуются в этом же году на
выплату пенсий и пособий всем нуждаю-щимся в них, тем самым они также
защищаются от инф-ляции. Однако при таком принципе финансирования, осо-
бенно в странах, где удельный вес обязательных отчис-лений от заработной
платы преобладает в поступлениях средств в страховые фонды, объем имеющихся
в их рас-поряжении ресурсов непосредственно зависит от уровней занятости и
заработной платы, их темпов, а также соот-ношения между работающим
населением и пенсионера-ми.
С середины 70-х годов замедление темпов экономически-ми развития и роста заработков, высокий уровень безра-ботицы (безработные не платят взносов в страховые фонды, как и предприниматели за них) привели к умень-шению поступлений в фонды социального страхования, тогда как их расходы быстро увеличивались не только в силу улучшения социального законодательства, но и вследствие роста численности безработных и пенсио-неров. Существенные изменения в соотношении между пенсионерами и работающим населением в сторону уве-личения доли первых усугубляют дефицит ресурсов пен-сионных фондов, поскольку они должны выплачивать пенсии растущему числу пенсионеров в течение более продолжительного времени при неизменном или незна-чительно возрастающем количестве работающих. Прогнозы относительно ухудшения этого соотношения в конце нынешнего и особенно в первые десятилетия XXI в. вызывают глубокую озабоченность исполнительной власти, ученых и специалистов западных стран. И хотя в наибольшей мере давление пенсионных расходов на пенсионное обеспечение будет ощущаться в первой чет-верти следующего столетия, многие страны в 80-90-е го-ды начали проводить реформирование своих пенсионных систем. Например, в Австрии, Испании, чтобы понизить пенсионные расходы, установили жесткую связь между размерами взносов и пенсий, в Австралии уменьшили размер пенсий для лиц с относительно высокими дохо-дами. В Японии в результате реформы пенсионной сис-темы максимальный размер пенсии понижен с 70 до 68 процентов заработной платы (за вычетом премий).
Во второй половине 70-х-первой половине 80-х гг. ряд стран в целях экономии на пенсионных расходах прибе-гли к таким мерам, как временная отсрочка надбавок к пенсиям в связи с ростом стоимости жизни или уменьше-ние сумм этих выплат, что отражается на покупательной спо-собности пенсий и поэтому встречает энергичное противодействие со стороны организаций пенсионеров и трудящихя. Тем не менее, некоторые страны (Австрия, Франция) в способах адаптации пенсий к росту стоимости жиз-ни стали учитывать уровень безработицы.
Во Франции в 1987 г. был разработан план накоплений для пенсий с целью привлечения семейных сбережений и средств предприятий для финансирования пенсионного фонда. С середины 80-х годов во многих странах широко обсуждаются вопросы повышения устанавливаемого за-коном возраста выхода на пенсию, меры по стимулиро-ванию повышения занятости лиц пенсионного и особенно предпенсионного возрастов, что могло бы внести зна-чительный вклад в решение финансовых проблем всего социального обеспечения. МОТ также считает их выпол-нение оправданным, учитывая увеличение продолжи-тельности жизни и улучшение состояния здоровья пожи-лого населения. Так, повышение возраста выхода на пен-сию на один год сокращает расходы на пенсионное обес- печение на 5-10%.
В США в 1963 г. принят Закон о постепенном увеличении пенсионного возраста с начала следующего столетия с 65 до 67 лет.
В 1989 г. правительство ФРГ одобрило основные направ-ления пенсионной реформы, предусматривающей посте-пенное повышение пенсионного возраста.
В Швеции с начала XXI в. пенсионный возраст будет постепенно увеличиваться с 65 до 67 лет.
В Швейцарии предусматривается введение подвижной шкалы выхода на пенсию.
По данным правительственных органов Франции, увели-чение пенсионного возраста на 3 года позволило бы лик-видировать к 2000 г. сушествующий в настоящее время дефицит пенсионных фондов, даже если сохранится ны-нешний уровень безработицы. Таким образом, в боль-шинстве развитых стран право на пенсионное обеспече-ние увязывается с достаточно высоким возрастным пото- лком, а в ряде стран речь идет о постепенном его повы-шении.
Данный подход разделяется многими специалистами в области пенсионного обеспечения, что, по мнению французских экспертов, позволит ликвидировать сущест-вующий в настоящее время дефицит бюджетов пенсион-ных фондов.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Реформирование системы пенсионного обеспечения в Молдове может быть
осуществлено двумя путями.
Первый - это дальнейшее последовательное развитие государственного обязательного социального страхования как основы пенсионной системы.
Второй путь – ликвидация государственной пенсионной системы и передача
всего пенсионного обеспечения в ведение негосударственных пенсионных фондов
(НПФ).
Учитывая тот факт, что до последнего времени государственная система
пенсионного обеспечения в основном справлялась с возложенными на нее функ-
циями, а принципы ее построения в достаточной степени соответствуют
устоявшимся традициям нашего обще-ства, определяющим тезисом при создании
модели буду-щей системы пенсионного обеспечения должно стать не разрушение,
а сохранение и укрепление государствен-ного пенсионирования. Вместе с тем
резко изменившаяся социально-экономическая ситуация в Республике обус-
лавливает необходимость, с одной стороны, проведения принципиальных
изменений в самой государственной пенсионной системе и, с другой - развития
новых форм пенсионирования, дополняющих государственные гаран-тии.
Известно, что пенсия нигде в мире не возмещает полностью утраченный
заработок и составляет не более 50-60% заработной пла-ты, поэтому
высокооплачивае-мый гражданин должен иметь возможность делать взно-сы в
НПФ, чтобы в определенной степени компен-сировать снижение своего дохода,
когда он уйдет на пенсию.
Таким образом идеология создания модели будущей системы пенсионного
обеспечения заключается в опоре на государственную пенсионную систему,
реализующую государственные гарантии в сфере пенсионного обеспе-чения
граждан, с внесением в ее функционирование оп-ределенных корректировок,
диктуемых условиями пере-хода экономики нашей страны к рыночным отношениям.
Новые формы пенсионирования и, в частности, НПФ, мо-гут развиваться только
в качестве дополнения к государс-твенной пенсионной системе.
Основными целями пенсионной реформы являются:
. реализация в полном объеме конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение в установленных законодательством случаях;
. предоставление пенсионным обеспечением достато-чных материальных средств, гарантирующих достой-ный уровень жизни получателей пенсий;
. адаптация системы пенсионного обеспечения к разви-вающимся в Молдове рыночным отношениям;
. обеспечение устойчивого финансового положения пен-сионной системы на основе государственного пенсион-ного страхования, бюджетного финансирования и соз-дания НПФ.
Этим целям подчинены и долговременные задачи, реша-емые в процессе реформы:
. совершенствование условий предоставления и поряд-ка исчисления размеров пенсий;
. сокращение разрыва между размерами средней заработной платы и пенсии;
. определение минимального размера пенсии на основе его соотношения с прожиточным минимумом пенсионера, осуществление поэтапного соответствия количественных величин этих показателей;
. уменьшение степени обременительности финансиро-вания пенсионной системы и обеспечение на этой основе снижения издержек производства и, как следс-
твие, повышение конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей;
. снижение экономической нагрузки на трудоспособное население за счет более четкого определеник круга лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению, и оптимизации размеров тарифов взносов на обязательное государственное социальное страхование;
. изменение форм пенсионного обеспечения и более тесная увязка уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их прошлым трудовым вкладом;
. повышение эффективности функционирования пенси-онного обеспечения путем совершенствования системы его управления.
Исходя из вышеуказанного, реформа должна основы-ваться на следующих
принципах:
каждый гражданин имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случаях, установленных законом;
А при иных обстоятельствах;
. все работающие по найму подлежат обязательному государственному пенсионному страхованию;
. каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продол- жительностью страхования и заработком , c которого уплачивались взносы;
. финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений, регионов и отрас- лей народного хозяйства Молдовы;
. средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсион-ное обеспечение застрахованных по правилам и нор-мам, установленным законом.
Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения
пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории
Молдовы;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8