Социальный фонд, охватывает значительную часть насе-ления республики.
Однако численность получателей по-собий за последнее время существенно снизилась. Ми-зерным остается размер выплачиваемых пособий. Поэто-му для поддержания уровня материальной обеспеченн-ости нуждающихся семей необходимо осуществить:
- четкое разграничение социальных выплат, различных по своей сущности и назначению;
- создание для каждого вида социальных выплат соот-ветствующего механизма реализации с разделением ис-точников их финансирования;
- адресность социальной помощи путем выплаты пособия лишь тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются;
- выбор наиболее приемлемой для получателя формы оказания помощи (денежные выплаты, натуральное обес-печение, чеки на приобретение определенных товаров, оплата коммунальных услуг и т.д.);
- гарантированность социальных выплат со стороны государства;
- улучшение системы социального обслуживания преста-релых, инвалидов, многодетных семей и др.
В целях усиления социальной защиты беднейших слоев населения
целесообразно ввести новый вид целевого со-циального пособия - пособие по
бедности. Оно будет но-сить доплатный характер и определяться как разница
между стоимостной оценкой потребления продуктов, то-варов и услуг на уровне
черты бедности и совокупным среднедушевым доходом семьи получателя помощи.
Установление черты бедности будет производиться в соответствии с
разработанным Законом “О прожиточном минимуме”.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ ПЕНСИОНЕРОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
Состояние действующей системы пенсионного обеспече-ния в Молдове
представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем в
период перехода страны к рыночным отношениям. Социальная значимость
пенсионного обеспечения определяется тем, что оно при-звано предоставлять
пожилым людям, инвалидам, дру-гим нетрудоспособным лицам достаточные
материаль-ные средства для их жизнедеятельности. Численность пенсионеров,
состоящих на учете в органах социального обеспечения, имеет четкую
тенденцию к росту и состави-ла на 1 января 1997 г. 754,6 тыс.чел. На каждые
1000 чел. населения в республике приходится 218 пенсионе-ров, т.е. каждый
пятый житель, республики является пен-сионером. Таким образом, пенсионеры
составляют зна-чительную часть общества, и государство должно посто-янно
уделять внимание их социальному самочувствию.[2]
Особенно интенсивно увеличилась численность пенси-онеров по инвалидности.
Более высокие темпы роста численности получателей этого вида пенсий были
обус-ловлены, в первую очередь, ухудшением качества жизни в целом,
результатом чего стало значительное увеличе-ние заболевания населения с
полной или частичной по-терей трудоспособности. Численность пенсионеров,
став-ших ими вследствие общего заболевания возросла на 12,2%.
Рост численности пенсионеров по возрасту (старости) был предопределен
усилившимся в последнее время процессом старения населения (доля населения
старше трудоспособного возраста увеличилась в Молдове с 13,8% в 1980 г. до
15,4% в 1990 г. и 15,9% в 1996 г.). Увеличение численности пенсионеров по
инвалидности и по возрасту (старости) сопровождалось уменьшением
численности получателей социальных пенсий и по случаю потери кормильца.
- ВСЕГО ПЕНСИОНЕРОВ
- ПО ВОЗРАСТУ
- РАБОТАЮЩИЕ
Неодинаковые темпы и разная направленность измене-ния численности
пенсионеров оказали воздействие на структуру получателей пенсий по их
видам. За период 1991-1996 гг. доля пенсионеров по инвалидности в общей
численности пенсионеров увеличилась на 2,9 процен-тных пункта, в то время
как удельный вес получателей социальных пенсий, а также пенсий по возрасту
(старо-сти) сократился на 1,0 процентный пункт, по случаю по-тери кормильца
– на 0,6 процентных пункта.
Современное состояние экономики Молдовы не могло не отразиться на качестве пенсионного обеспечения ее граждан.
В докризисный период оно осуществлялось полностью за счет средств
государства. При относительно стаби-льных ценах государство имело
возможность проводить целенаправленную политику в области пенсионного об-
служивания: устанавливать не только минимальный раз-мер пенсии, но и
уровень его повышения в плановом пе-риоде, дифференцировать размеры пенсий
в зависимо-сти от различных факторов (величина заработка, трудо-вого стажа
и т.п.). Однако либерализация цен, проведен-ная в 1992 г., привела к тому,
что влияние этих факторов было сведено практически к нулю. Компенсационные
ме-ры, призванные смягчить последствия роста цен, при-вели к резкому
сокращению дифференциации в пенсион-ном обеспечении. Значительно
увеличилась численность пенсионеров, получающих пенсию по возрасту
(старости) в минималь-ном размере: если в декабре 1991 г. их нас-читывалось
87,2 тыс.чел., или 16,3% от общего количес-тва получателей указанного вида
пенсий, в декабре 1993 г. -222,2 тыс.чел., или 39,5%. Положение усугубилось
еще и тем, что при установлении размера минимальной пен-сии было
проигнорировано требование о его ориентации на величину, по крайней мере ,
физиологического прожи-точного минимума. Обострению ситуации способствовал
и тот факт, что высокая инфляция обесценила сбереже-ния населения,
значительная часть которых предназна-чалась для поддержания материального
положения лю-дей после ухода на пенсию.
В связи с ростом цен на потребительские товары и тарифов на услуги была
осуществлена индексация пен-сий (за исключением пенсий работающих
пенсионеров). Проведенные мероприятия привели к тому, что средний размер
назначенной месячной пенсии наконец 1996 г. вы-рос по сравнению с
соответствующим периодом 1991 г. более чем в 187 раз и составил 78,67 лей.
За тот же пе-риод минимальный размер пенсии повысился в 155 раз,а
максимальная ее величина увеличилась в 205 раз.
Рост номинального размера пенсии происходило на фоне высоких темпов
инфляции. Особенно стремительно росли цены и тарифы на потребительские
товары и оказывае-мые населению платные услуги в 1992-1993 гг. За ними не
могли угнаться темпы повышения размеров пенсии, в результате чего произошло
«обвальное» падение уровня жизни пенсионеров.
В декабре 1994 г. реальное содержание средней пенсии сократилось по сравнению с аналогичным периодом 1992 г. года более чем на 50%. И хотя в последующий период темпы падения реальных размеров пенсии значительно уменьшились, ситуацию в области уровня жизни пенсио-неров можно вполне обоснованно характеризовать как близкую к катастрофической. В декабре 1996 г. средний размер получаемой пенсии по своей покупательной спо-собости составлял всего лишь 26,5% от уровня 1990 г., т.е. уменьшился почти в 4 раза (рис.3).
В 1995-1996 гг. темп роста потребительских цен составил в среднем 24%. За
1995-1996 гг. тарифы на элек-троэнергию увеличились на 44,4%, снабжение
водой - на 30,4%, газом - на 26,6%. Таким образом, по показателю реального
содержания средней пенсии Молдова оказалась отброшенной на несколько
десятилетий назад. Критическое материальное положение пенсионеров находит
свое выражение и в том, что пенсия не выполняет функции воспроизводства жизненных условий ее получателей.
Расчет величины прожиточного
минимума пенсионера показал, что соотношение среднего размера пенсии с
величиной прожиточного минимума не превышало в последние два года 40%, а
минимального размера трудовой пенсии - 33%. Однако мизерные денежные доходы
- не самый главный фактор принципиального изменения социального статуса
пенси-онеров за последние годы.
Очень болезненный удар нанесли по этой категории на-селения следующие процессы:
- РЕАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ (ПРОЦЕНТАХ)
- ИПЦ
- НОМИНАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ
. обесценение вкладов. Применительно к пенсионерам это имело особое значение, так как поставило их благосостояние в прямую зависимость только от текущих доходов, которые у этой категории объек-тивно значительно ниже, чем у работающей части населения;
. запаздывающая индексация доходов, которая даже в условиях невысокой инфляции наиболее неблагопри-ятно сказывается на получателях фиксированных социальных выплат;
. значительные задержки в выплате пенсий, принявшие массовый характер и вынуждающие людей, для которых пенсия является единственным источником доходов, жить практически впроголодь (на 1 января
1996 г. задолженность Социального фонда пенсионерам составляла 127,9 млн лей, на 1 июня - 224,86, на 1 октября -265,0 млн лей, на 1 января 1997 г. - 324,1 млн лей);
. повышение платы за жилье и коммунальные услуги. Это заставляет часть пенсионеров урезать расхода на самое необходимое и, в первую очередь, на приобре-тение продуктов питания;
. высокие расценки на услуги и тарифы, отсекающие значительную часть пенсионеров не только от осуществления междугородных поездок, посещения концер-тов и выставок, но и не дающие возможности пользо-ваться услугами ателье, химчисток, парикмахерских служб ремонта бытовой техники;
. распад социальной сферы, свертывание выплат из так называемых общественных фондов потребления, коммерциализация здравоохранения, создающие се-рьезные финансовые ограничения для нормального лечения и покупки лекарств и медикаментов, что для пожилых людей является особенно важным;
. напряженность на рынке труда, оставляющая пенсионерам небольшие шансы на возможность полу-чения стабильной и нормально оплачиваемой работы.
Если ранее неработающие пенсионеры имели просто бо-лее низкий, чем занятая
часть населения, уровень жизни, то в настоящее время по совокупности
социальных тягот пенсионеры стали заложниками экономического положе-ния в
стране. Именно эта категория населения приняла на себя основной удар
переживаемого страной эконо-мического кризиса. Пенсионеры превратились в
потен-циальных (если есть какая-то недвижимость и матери-альная помощь
детей и внуков) и реальных (если таких возможностей нет) нищих. Процесс
обнищания пенсио-неров происходит на фоне сокращения дифференциации в
пенсионном обеспечении. Если в конце 1993 г. макси-мальный размер пенсии
превосходил минимальный бо-лее чем в 5 раз, то в 1996 г. - лишь в 2,6 раза.
Хотя доля лиц, получающих минимальную пенсию, в общей числен-ности
пенсионеров по возрасту сократилась с 39,5% в 1993 г. до 5,2% - в 1998 г.
Оценивая приведенный факт положительно, как характеризующий процесс
некоторого улучшения материального положения значительной части
пенсионеров, отметим и негативную сторону дан-ного явления. Она заключается
в том, что сокращение дифференциации было осуществлено в основном за счет
усиления уравнительности размеров получаемых пенсий в диапазоне от
минимальной до средней пенсий. Одной из главных причин нарастания
уравнительных тенденций в размерах получаемых пенсий является то, что сущес-
твенно ослабла связь уровня пенсионного обеспечения с прошлым трудовым
вкладом. Последний характеризуется размером заработной платы, получаемой
пенсионером во время его выхода на пенсию, и продолжительностью его
трудовой деятельности. Указанная тенденция выра-жается в заметном снижении
роли заработной платы при исчислении пенсии. Так, согласно ст. 46 Закона «О
государственном пенсионном обеспечении в Республике Молдова» за основу
расчета пенсии по возрасту прини-мается заработок в сумме, не превышающий
десяти ми-нимальных месячных заработных плат. При этом часть заработка, не
превышающая шести минимальных зара-ботных плат, учитывается при исчислении
пенсии полно-стью, а каждая последующая часть заработка учитыва-ется в
следующем размере:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8