9048
1560
250
680
3438
-
8610
6864
9048
1560
250
680
3438
15
-565
-200
-
-
-
-
-
+15
Всего:
31200
30450
-750
Приведенные данные свидетельствуют, что в целом по общехозяйственным расходам завод имеет экономию на сумму 750 тыс. руб. Однако на предприятии допущены непроизводительные расходы на сумму 15 тыс. руб. в связи с недостачей материалов на заводском складе. Экономия по содержанию аппарата управления цеха на сумму 565 руб. вызвана сокращением административно-управленческого персонала заводоуправления в связи с совершенствованием организационной структуры управления предприятием, а также повышением уровня автоматизации и механизации процесса управления. По остальным статьям общехозяйственных расходов смета выполнена в полном объеме. Это положительно характеризует организацию работы на предприятии, однако следует усилить контроль за сохранностью материальных ценностей на складе. К резервам снижения общехозяйственных расходов на анализируемом заводе можно отнести ликвидацию непроизводительных расходов
В процессе последующего анализа выясняются причины отклонения коммерческих расходов. К ним относятся затраты, связанные со сбытом продукции: на тару и упаковку продукции на складе готовой продукции; на погрузку в вагоны, автомобили и другие транспортные средства; рекламу, изучение рынков сбыта; прочие расходы, связанные со сбытом продукции, в том числе комиссионные сборы сбытовым организациям. Следовательно, эти расходы зависят от объема реализованной продукции, т.е. являются переменными. В этой связи необходимо произвести корректировку сметы коммерческих расходов. Для анализа составляется таблица (табл. 2.17).
Приведенные данные (табл. 2.17) показывают, что после корректировки сметы внепроизводственных расходов выявлена экономия на сумму 150 тыс. руб., в том числе по расходам на погрузку на сумму 84 тыс. руб., оплате специализированным транспортным конторам на 50 тыс. руб., прочим расходам на 16 тыс. руб. Полученная экономия внепроизводственных затрат является следствием невыполнения планового объема работ на 6%.
Таблица 2.17
Анализ внепроизводственных расходов, тыс. руб.
№ п/п
Наименование статей
План
План в пересчете на фактический
выпуск
Фактически
Отклонение (+/-) (гр.4-гр.5)
1.
2.
3.
4.
Расходы на тару и упаковку
Расходы на погрузку
Оплата специализированных транспортных контор
Прочие расходы
14336
5530
266
348
13440
5184
250
326
13440
5100
200
310
-
-84
-50
-16
Всего:
20480
19200
19050
-150
Такая экономия была достигнута за счет повышения уровня механизации и автоматизации погрузоразгрузочных работ. Кроме того, транспортные тарифы за перевозку грузов оказались ниже, чем планировались. Таким образом, снижение внепроизводственных расходов положительно характеризуют организацию работы отдела сбыта анализируемого завода.
Проведенный постатейный анализ показал, что на анализируемом заводе фактические затраты по отдельным статьям себестоимости оказались выше плановых по независящим от предприятия причинам в связи с воздействием внешних факторов: рост цен и тарифов на материальные ресурсы, особенно на топливо, инфляция, снижение спроса на цемент. А за счет воздействия внутренних факторов по всем статьям себестоимости достигнута экономия. Это положительно характеризует деятельность предприятия и свидетельствует о его способности эффективно функционировать в рыночных условиях хозяйствования. Однако следует усилить контроль за сохранностью материальных ценностей на складе, чтобы не допускать непроизводительных расходов.
2.7. Резервы возможного снижения себестоимости цемента.
Результаты анализа показали, что основными резервами снижения себестоимости цемента является:
- сокращение затрат на топливо, используемое непосредственно в технологическом процессе;
- увеличение объема выпуска цемента за счет более полного использования производственной мощности предприятия.
Экономия топлива имеет существенное значение в себестоимости цемента в связи с высоким удельным весом этих затрат в себестоимости цемента (37,9%). В качестве топлива на технологические цели (обжиг клинкера) на анализируемом заводе используется мазут. Однако применение природного газа в производстве цемента имеет большое преимущество, а именно улучшается минералогический состав клинкера и качество цемента, улучшается режим работы и удлиняется срок службы оборудования, возрастает его производительность, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, специальная транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к существенному снижению себестоимости цемента. Кроме того значительно повышается культура производства, так как газ обладает исключительно ценными качествами, каких нет у мазута: бесшумно горит, не образует дыма, копоти, золы и сажи.
В результате перевода цементного завода на природный газ сокращается не только удельная норма расхода топлива, но и его цена. Чтобы установить, как изменились в связи с этим затраты топлива на 1 тонну цемента, нужно разность между нормой расхода природного газа (N1) и нормой расхода мазута (N0) умножить на цену мазута (Ц0), а разность между ценой природного газа (Ц1) и ценой мазута (Ц0) – на норму расхода природного газа (N1), затем полученные результаты суммировать:
∆МЗт = ∆МЗт(N) + ∆МЗт(ц);
∆МЗт(N) = (N1 – N0) × Ц0;
∆МЗт(ц) = (Ц1 – Ц0) × N1.
Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат топлива на 1 тонну цемента приведен в табл. 2.18.
Таблица 2.18
Расчет влияния факторов на сумму топливных затрат на 1 тонну цемента
Материал
Затраты на мазут
Затраты на природный газ
Отклонение
(+/-)
Удельный расход
Цена единицы, руб.
Сумма на единицу, руб.
Удельный расход
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22