Влияние системы рисков на величину стоимости предприятия
p> Модель оценки капитальных активов (САМР) основана на анализе массивов информации фондового рынка, конкретно – изменений доходности свободно обращающихся акций. Применение модели для вывода ставки дисконта для закрытых компаний требует внесения дополнительных корректировок.

Модель кумулятивного построения используется для выведения ставки дисконта для предприятий акции, которых не котируется на фондовом рынке.

Ставку дисконта рассчитываем по формуле:

R = Rf + риски, где

(6)

Rf - безрисковая ставка

Вследствие риска, связанного с получением будущих доходов, ставка дисконта должна превышать безрисковую ставку и обеспечивать премию за все виды рисков.

В качестве безрисковой ставки дохода в мировой практике используется обычно ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам (облигациям или векселям); считается, что государство является самым надежным гарантом по своим обязательствам (вероятность его банкротства практически исключается).

В модели кумулятивного построения делается поправка на следующие факторы риска:

1. Риск размера компании.

2. Риск финансовой структуры.

3. Риск производственной и территориальной диверсификации.

4. Риск диверсификации клиентуры.

5. Риск качества руководства.

6. Риск прогнозируемости доходов.

7. Прочие риски.

Каждый фактор риска оценивается в пределах от 0 до 5 процентов.

Факторы риска оцениваются следующим образом:

1. Риск размера компании.

Для характеристики размера компании используют величину чистых активов предприятия.

Существует несколько вариантов величин с помощью которых мы могли бы охарактеризовать размер компании.
. величина всего капитала по балансовому отчету.
. рыночная капитализация.
. величина уставного капитала.
. величина стоимости чистых активов.

В сумме размера общего капитала по балансу участвует сумма заемных средств, следовательно, нельзя использовать данную позицию в определении риска размера компании.

Рыночная капитализация определяется произведением цены 1 акции на их количество. Рыночная цена акций может быть как переоценена, так и недооценена. Следовательно и данную позицию нельзя использовать в определении риска размера компании.

Для регистрации предприятия достаточно иметь уставный капитал в размере
100 МРОТ и многие предприятия имеют уставный фонд не соответствующий размеру компании. В российской действительности нельзя применять данную позицию в определении риска размера компании.

Остается только четвертая позиция – величина стоимости чистых активов.

Основные этапы расчета:

. Отбираем пять и более крупнейших предприятий отрасли, подбираем бухгалтерские балансы отобранных предприятий.

. рассчитывает среднею величину чистых активов предприятий данной отрасли.

. Рассчитаем риск размера компании по следующей формуле:

X = Xmax * (1 – N/Nmax ), где

(7)

Xmax - максимальный риск, равный 5%,

N - величина чистых активов оцениваемой компании по балансу,

Nmax - средняя величина чистых активов крупнейших компаний данной отрасли по балансу.

2. Риск финансовой структуры.

Финансовая структура характеризуется соотношением собственных и заемных средств предприятия.

Алгоритм расчета.

Подбираем несколько финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую структуру компании. При отборе этих коэффициентов нужно ориентироваться на те по которым есть нормативные значения.

Рекомендуется использовать следующие коэффициенты:

. коэффициент покрытия;

. коэффициент автономии;

. коэффициент текущей ликвидности.

Коэффициент покрытия рассчитывается по формуле:

А + (БП – Дл К)

КП = ------------------------- , где

(8)

Кр К + Дл К + Кз

А – амортизационные отчисления,

БП – балансовая прибыль,

Дл К – проценты, выплачиваемые по долгосрочным кредитам,

Кр К – проценты, выплачиваемые по краткосрочных кредитам,

Кз – проценты, выплачиваемые по кредиторской задолженности.

Если коэффициент покрытия равен 1, то источников средств едва хватает, чтобы выплачивать проценты по кредитам, а о возвращении основного долга речь не идет.

Если коэффициент покрытия равен или меньше 1 , то премия за риск составляет 5 %.

Если коэффициент покрытия больше 1, то премия за риск определяется по следующей формуле:

X = Xmax / КП

(9)

Коэффициент автономии = СК/валюту баланса, где

СК – размер собственного капитала

Баланс считается неудовлетворительным если в структуре баланса собственный капитал составляет 50 %. В таком случае риск финансовой структуры будет максимальным (5%).

В других случаях X= 1- Кп

(10)

При наличии нескольких величин риска финансовой структуры, выводим единую величину, как среднеарифметическую.

3. Следующий риск, который необходимо определить – риск диверсификации клиентуры.

Уровень диверсификации определяется не только количеством клиентов, но и долей сбыта приходящейся не каждого из них. Чем меньше неравенство долей выручки приходящейся на конкретных клиентов, тем при прочих равных условиях в меньшей степени компания зависит от конкретного клиента.

Существует методика концентрации, разработанная антимонопольным комитетом.

Коэффициент концентрации показывает, какая доля в выручке приходится на определенное число потребителей.

Антимонопольный комитет рекомендует использовать следующие уровни концентрации:

CR-1 – монополия;

CR-1 – жесткая олигополия;

CR-1 – расплывчатая олигополия;

CR-1 – конкуренция.

Итоговая величина премии за риск диверсификации клиентуры это средневзвешенная величина.

Веса придаются из следующей логике – одного клиета при прочих равных условиях потерять в 24 раза проще, чем одновременно потерять 24 клиента.

Таблица1
|CR -1 |24 |
|CR -3 |8 |
|CR - 8 |3 |
|CR - 24 |1 |

Коэффициенты концентрации могут быть и другие в зависимости от специфики предприятия. Обычно рекомендуется брать 4 коэффициента диверсификации.

4. Далее рассчитаем риск производственной и территориальной диверсификации.

Расчет данных рисков производится аналогично друг другу, рассчитываются одновременно, и затем берется средняя величина.

Компания может считаться диверсифицированной только в том случае, если денежный поток получен от различных сфер деятельности, сопоставимых по своей величине. Кроме того, должен иметь отрицательную, либо слабую корреляцию (т.е. эти сферы слабо связаны).

Задача оценщика состоит в том, чтобы разбить производимую предприятием продукцию на товарные группы, причем не в объемах, а в денежных единицах.

Если имеется статистическая информация по объему сбыта по каждой группе в денежных единицах за ряд лет или за 1-2 года, в поквартальной или помесячной разбивке, то применяется статистический расчет корреляции.

Корреляцию определяют по отношению к подгруппе имеющей максимальную долю объемов.

Затем рассчитывается средневзвешенное значение корреляции, чем ближе корреляция к нулю, тем лучше это для компании в целом.

Таблица 2
|Средневзвешенное значение корреляции|Премия за риск, % |
|1 |5,0 |
|0,9 |4,5 |
|0,8 |4,0 |
|0,7 |3,5 |
|0,6 |3,0 |
|0,5 |2,5 |
|0,4 |2,0 |
|0,3 |1,5 |
|0,2 |1,0 |
|0,1 |0,5 |
|0 |0 |

Остальные риски оцениваются экспертным путем.

В модели капитальных активов поправка на становой риск рассчитывается по методике фирмы Делойд энд Туш, где учитываются следующие факторы риска:

1. Связанные с активами (политика экспроприации; возможности местного финансирования; защита лицензий, патентов, контрактов).

2. Связанные с социально-экономической ситуацией (политическая стабильность; отношение к иностранным инвестициям; положение о праве собственности; наличие и стоимость рабочей силы; отношение с сопредельными государствами; влияние организованной преступности; государственное регулирование; общеправовая ситуация; настрой против частного сектора).

3. Финансовые риски (уровень инфляции; процентные ставки; ставки налогов; задолженность гос. бюджета; экономический рост; доступность на рынок СЭС); потребность в иностранном капитале; конвертируемость валюты; стабильность национальной валюты).

Глава 2. Практический расчет по определению рыночной стоимости предприятия по техническому обслуживанию автомобилей методом дисконтирования денежных потоков с учетом основных видов рисков.

2.1. Характеристика оцениваемого предприятия.

Оцениваемое предприятие «Автоцентр» - открытое акционерное общество и является дочерним предприятием ОАО «АВТОВАЗ», принадлежит к его сервисно- сбытовой сети.

ОАО «Автоцентр» создано 1985 г.

В собственности ОАО «Автоцентр» находится здание станции технического обслуживания (50 постов (6000 м2) полностью оборудованных (40 подъемников,
1 окрасочная камера, 2 комплекта оборудования для антикоррозийной обработки, 1 комплект шиномонтажного оборудования)), открытая автостоянка на 250 автомобилей, автосалон вместимостью 50 автомобилей, отдельно стоящее здание холодного склада (750 м2), отдельно стоящее здание автомойки, 3 служебных автомобиля, 2 автовоза для перевозки автомобилей, 1 КАМАЗ, 12 компьютеров.

У предприятия достаточно высокие масштабы замены старого оборудования на новое.

Товар.

ОАО «Автоцентр» реализует автомобили производства ОАО «АВТОВАЗ» и прочих производителей, оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (в т.ч. по гарантии), реализует запасные части для автомобилей.

Реализация автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» составляет 70 процентов в общем объеме реализации, 20% от реализации запасных частей, 10% от оказания услуг по техническому обслуживанию автомобилей.

Автомобили представлены более 20 модификаций, запасные части в ассортименте более 2000 наименований.

Сбыт и распределение.

Основной объем валовой выручки поступает от реализации автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ». Продукция ОАО «АВТОВАЗ» пользуется спросом у населения, имеющего средний уровень достатка, т.к. занимает ценовую нишу от 5000 $ (автомобили импортного производства – 10000$).

Рынок сбыта – Самарская область, основные покупатели – физические лица. Фирма имеет договора на оптовую поставку автомобилей с юридическими лицами.

Оценка выручки от реализации товаров и услуг Предприятия позволяет сделать вывод о ежегодном росте объемов реализации. В основном рост показателя обеспечен увеличением выручки от реализации автомобилей, доля которого в последнем отчетном году повысилась с 64% до 70% в общем объеме реализации Предприятия. Произошло увеличение реализации запасных частей через торговую сеть. Положительной оценки заслуживает значительный рост объемов реализации запасных частей с 1,8% до 10 % в общем объеме реализации. Необходимо отметить так же стабильное увеличение объемов услуг по техобслуживанию при одновременном росте реализации запасных частей на техническое обслуживание на 5,9 %, что может свидетельствовать о тенденциях изменения приоритетов конечных потребителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать