Модель кумулятивного построения используется для выведения ставки дисконта для предприятий акции, которых не котируется на фондовом рынке.
Ставку дисконта рассчитываем по формуле:
R = Rf + риски, где
(6)
Rf - безрисковая ставка
Вследствие риска, связанного с получением будущих доходов, ставка дисконта должна превышать безрисковую ставку и обеспечивать премию за все виды рисков.
В качестве безрисковой ставки дохода в мировой практике используется обычно ставка дохода по долгосрочным государственным долговым обязательствам (облигациям или векселям); считается, что государство является самым надежным гарантом по своим обязательствам (вероятность его банкротства практически исключается).
В модели кумулятивного построения делается поправка на следующие факторы риска:
1. Риск размера компании.
2. Риск финансовой структуры.
3. Риск производственной и территориальной диверсификации.
4. Риск диверсификации клиентуры.
5. Риск качества руководства.
6. Риск прогнозируемости доходов.
7. Прочие риски.
Каждый фактор риска оценивается в пределах от 0 до 5 процентов.
Факторы риска оцениваются следующим образом:
1. Риск размера компании.
Для характеристики размера компании используют величину чистых активов предприятия.
Существует несколько вариантов величин с помощью которых мы могли бы
охарактеризовать размер компании.
. величина всего капитала по балансовому отчету.
. рыночная капитализация.
. величина уставного капитала.
. величина стоимости чистых активов.
В сумме размера общего капитала по балансу участвует сумма заемных средств, следовательно, нельзя использовать данную позицию в определении риска размера компании.
Рыночная капитализация определяется произведением цены 1 акции на их количество. Рыночная цена акций может быть как переоценена, так и недооценена. Следовательно и данную позицию нельзя использовать в определении риска размера компании.
Для регистрации предприятия достаточно иметь уставный капитал в размере
100 МРОТ и многие предприятия имеют уставный фонд не соответствующий
размеру компании. В российской действительности нельзя применять данную
позицию в определении риска размера компании.
Остается только четвертая позиция – величина стоимости чистых активов.
Основные этапы расчета:
. Отбираем пять и более крупнейших предприятий отрасли, подбираем бухгалтерские балансы отобранных предприятий.
. рассчитывает среднею величину чистых активов предприятий данной отрасли.
. Рассчитаем риск размера компании по следующей формуле:
X = Xmax * (1 – N/Nmax ), где
(7)
Xmax - максимальный риск, равный 5%,
N - величина чистых активов оцениваемой компании по балансу,
Nmax - средняя величина чистых активов крупнейших компаний данной отрасли по балансу.
2. Риск финансовой структуры.
Финансовая структура характеризуется соотношением собственных и заемных средств предприятия.
Алгоритм расчета.
Подбираем несколько финансовых коэффициентов, характеризующих финансовую структуру компании. При отборе этих коэффициентов нужно ориентироваться на те по которым есть нормативные значения.
Рекомендуется использовать следующие коэффициенты:
. коэффициент покрытия;
. коэффициент автономии;
. коэффициент текущей ликвидности.
Коэффициент покрытия рассчитывается по формуле:
А + (БП – Дл К)
КП = ------------------------- , где
(8)
Кр К + Дл К + Кз
А – амортизационные отчисления,
БП – балансовая прибыль,
Дл К – проценты, выплачиваемые по долгосрочным кредитам,
Кр К – проценты, выплачиваемые по краткосрочных кредитам,
Кз – проценты, выплачиваемые по кредиторской задолженности.
Если коэффициент покрытия равен 1, то источников средств едва хватает, чтобы выплачивать проценты по кредитам, а о возвращении основного долга речь не идет.
Если коэффициент покрытия равен или меньше 1 , то премия за риск составляет 5 %.
Если коэффициент покрытия больше 1, то премия за риск определяется по следующей формуле:
X = Xmax / КП
(9)
Коэффициент автономии = СК/валюту баланса, где
СК – размер собственного капитала
Баланс считается неудовлетворительным если в структуре баланса собственный капитал составляет 50 %. В таком случае риск финансовой структуры будет максимальным (5%).
В других случаях X= 1- Кп
(10)
При наличии нескольких величин риска финансовой структуры, выводим единую величину, как среднеарифметическую.
3. Следующий риск, который необходимо определить – риск диверсификации клиентуры.
Уровень диверсификации определяется не только количеством клиентов, но и долей сбыта приходящейся не каждого из них. Чем меньше неравенство долей выручки приходящейся на конкретных клиентов, тем при прочих равных условиях в меньшей степени компания зависит от конкретного клиента.
Существует методика концентрации, разработанная антимонопольным комитетом.
Коэффициент концентрации показывает, какая доля в выручке приходится на определенное число потребителей.
Антимонопольный комитет рекомендует использовать следующие уровни концентрации:
CR-1 – монополия;
CR-1 – жесткая олигополия;
CR-1 – расплывчатая олигополия;
CR-1 – конкуренция.
Итоговая величина премии за риск диверсификации клиентуры это средневзвешенная величина.
Веса придаются из следующей логике – одного клиета при прочих равных условиях потерять в 24 раза проще, чем одновременно потерять 24 клиента.
Таблица1
|CR -1 |24 |
|CR -3 |8 |
|CR - 8 |3 |
|CR - 24 |1 |
Коэффициенты концентрации могут быть и другие в зависимости от специфики предприятия. Обычно рекомендуется брать 4 коэффициента диверсификации.
4. Далее рассчитаем риск производственной и территориальной диверсификации.
Расчет данных рисков производится аналогично друг другу, рассчитываются одновременно, и затем берется средняя величина.
Компания может считаться диверсифицированной только в том случае, если денежный поток получен от различных сфер деятельности, сопоставимых по своей величине. Кроме того, должен иметь отрицательную, либо слабую корреляцию (т.е. эти сферы слабо связаны).
Задача оценщика состоит в том, чтобы разбить производимую предприятием продукцию на товарные группы, причем не в объемах, а в денежных единицах.
Если имеется статистическая информация по объему сбыта по каждой группе в денежных единицах за ряд лет или за 1-2 года, в поквартальной или помесячной разбивке, то применяется статистический расчет корреляции.
Корреляцию определяют по отношению к подгруппе имеющей максимальную долю объемов.
Затем рассчитывается средневзвешенное значение корреляции, чем ближе корреляция к нулю, тем лучше это для компании в целом.
Таблица 2
|Средневзвешенное значение корреляции|Премия за риск, % |
|1 |5,0 |
|0,9 |4,5 |
|0,8 |4,0 |
|0,7 |3,5 |
|0,6 |3,0 |
|0,5 |2,5 |
|0,4 |2,0 |
|0,3 |1,5 |
|0,2 |1,0 |
|0,1 |0,5 |
|0 |0 |
Остальные риски оцениваются экспертным путем.
В модели капитальных активов поправка на становой риск рассчитывается по методике фирмы Делойд энд Туш, где учитываются следующие факторы риска:
1. Связанные с активами (политика экспроприации; возможности местного финансирования; защита лицензий, патентов, контрактов).
2. Связанные с социально-экономической ситуацией (политическая стабильность; отношение к иностранным инвестициям; положение о праве собственности; наличие и стоимость рабочей силы; отношение с сопредельными государствами; влияние организованной преступности; государственное регулирование; общеправовая ситуация; настрой против частного сектора).
3. Финансовые риски (уровень инфляции; процентные ставки; ставки налогов; задолженность гос. бюджета; экономический рост; доступность на рынок СЭС); потребность в иностранном капитале; конвертируемость валюты; стабильность национальной валюты).
Глава 2. Практический расчет по определению рыночной стоимости предприятия по техническому обслуживанию автомобилей методом дисконтирования денежных потоков с учетом основных видов рисков.
2.1. Характеристика оцениваемого предприятия.
Оцениваемое предприятие «Автоцентр» - открытое акционерное общество и является дочерним предприятием ОАО «АВТОВАЗ», принадлежит к его сервисно- сбытовой сети.
ОАО «Автоцентр» создано 1985 г.
В собственности ОАО «Автоцентр» находится здание станции технического
обслуживания (50 постов (6000 м2) полностью оборудованных (40 подъемников,
1 окрасочная камера, 2 комплекта оборудования для антикоррозийной
обработки, 1 комплект шиномонтажного оборудования)), открытая автостоянка
на 250 автомобилей, автосалон вместимостью 50 автомобилей, отдельно стоящее
здание холодного склада (750 м2), отдельно стоящее здание автомойки, 3
служебных автомобиля, 2 автовоза для перевозки автомобилей, 1 КАМАЗ, 12
компьютеров.
У предприятия достаточно высокие масштабы замены старого оборудования на новое.
Товар.
ОАО «Автоцентр» реализует автомобили производства ОАО «АВТОВАЗ» и прочих производителей, оказывает услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей (в т.ч. по гарантии), реализует запасные части для автомобилей.
Реализация автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ» составляет 70 процентов в общем объеме реализации, 20% от реализации запасных частей, 10% от оказания услуг по техническому обслуживанию автомобилей.
Автомобили представлены более 20 модификаций, запасные части в ассортименте более 2000 наименований.
Сбыт и распределение.
Основной объем валовой выручки поступает от реализации автомобилей производства ОАО «АВТОВАЗ». Продукция ОАО «АВТОВАЗ» пользуется спросом у населения, имеющего средний уровень достатка, т.к. занимает ценовую нишу от 5000 $ (автомобили импортного производства – 10000$).
Рынок сбыта – Самарская область, основные покупатели – физические лица. Фирма имеет договора на оптовую поставку автомобилей с юридическими лицами.
Оценка выручки от реализации товаров и услуг Предприятия позволяет сделать вывод о ежегодном росте объемов реализации. В основном рост показателя обеспечен увеличением выручки от реализации автомобилей, доля которого в последнем отчетном году повысилась с 64% до 70% в общем объеме реализации Предприятия. Произошло увеличение реализации запасных частей через торговую сеть. Положительной оценки заслуживает значительный рост объемов реализации запасных частей с 1,8% до 10 % в общем объеме реализации. Необходимо отметить так же стабильное увеличение объемов услуг по техобслуживанию при одновременном росте реализации запасных частей на техническое обслуживание на 5,9 %, что может свидетельствовать о тенденциях изменения приоритетов конечных потребителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11