Влияние системы рисков на величину стоимости предприятия
p> Определение адекватной продолжительности прогнозного периода - непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и тем более обоснованным с математической точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длиннее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков нежных средств. По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой практике прогнозный период для оценки предприятия может составить в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет. В странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, где адекватные долгосрочные прогнозы особенно затруднительны допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет.
Для точности результата следует осуществлять дробление прогнозного периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.

Оцениваемое предприятие работает на рынке более 15 лет и уже вышло на стабильные темпы роста денежного потока. Прогнозный период определим в пять лет.

Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

Анализ валовой выручки и ее прогноз требуют детального рассмотрения учета целого ряда факторов, среди которых:
• номенклатура выпускаемой продукции;
• объемы производства и цены на продукцию;
• ретроспективные темпы роста предприятия;
• спрос на продукцию;
• темпы инфляции;
• имеющиеся производственные мощности;
• перспективы и возможные последствия капитальных вложений;
• общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса;
• ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня конвенции;
• доля оцениваемого предприятия на рынке;
• долгосрочные темпы роста в остаточный период;
• планы менеджеров данного предприятия.

Следует придерживаться общего правила, гласящего, что прогноз валовой выручки должен быть логически совместим с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основание на прогнозах, которые заметно расходятся с историческими тенденциями, представляются неточными.

Темпы инфляции измеряются с помощью индексов цен, характеризующих среднее изменение уровня цен за определенный период. Для этого используется следующая формула:

Ip = (P1G1/( P0G1 (12)

Ip - индекс инфляции;

P1 - цены анализируемого периода;

P0 - цены базового периода;

G1 - количество товаров, реализованных в анализируемом периоде.

Внутри любой отрасли по меньшей мере несколько предприятий борются за свою долю рынка. И здесь возможны разные варианты. Можно увеличить свою долю на уменьшающемся рынке за счет неудачливых конкурентов, а можно и, наоборот, потерять свою долю на растущем рынке. В связи с этим важно точно оценить размер и границы рыночного сегмента, на котором собирается работать предприятие.

Задача оценщика - определить тенденцию изменения доли реального рынка, удерживаемой оцениваемым предприятием с точки зрения спроса и потребностей конечных потребителей. При этом целесообразно проанализировать следующие факторы:

• долю рынка, принадлежащую предприятию в данное время;

• ретроспективную тенденцию изменения этой доли (постоянство, сокращение или увеличение);

• бизнес-план предприятия. Особое внимание необходимо обратить на то, каким образом предприятие планирует сохранить или увеличить долю рынка (при помощи снижения цен, дополнительных маркетинговых издержек или путем повышения качества производимой продукции).

Выведем индекс инфляции с помощью индексов цен. В краткой характеристике оцениваемого предприятия был произведен анализ выручки. Основная часть валовой выручки была получена от реализации автомобилей производства ОАО
«АВТОВАЗ». Поэтому для вывода индекса инфляции проанализируем изменение цен на продукцию ОАО «АВТОВАЗ». Разобьем автомобили по семействам.

Таблица 12
|Семейства |Количество |Цены |Цены базового |
| |реализованных |анализируемого |периода, тыс.руб.|
| |автомобилей, шт. |периода, тыс.руб. | |
|«Классика» |140 |140 |120 |
|«Нива» |100 |140 |130 |

Продолжение таблицы 12
|"Самара" |310 |160 |155 |
|"Десятка" |322 |225 |190 |

Ip = (P1G1/( P0G1 = 1,12

ОАО «Автоцентр» реализует автомобили на территории г. Тольятти и занимает около 30 % этого рынка. Спрос на автомобили производства ОАО
«АВТОВАЗ» относительно стабилен, общее число клиентов не уменьшается, хотя в связи с повышением покупательной способности населения часть клиентов переходит на автомобили иностранного производства. В бизнес-плане ОАО
«Автоцентр» предусмотрено заключение контрактов с поставщиками автомобилей иностранного производства и таким образом планируется не потерять клиентов переходящих на автомобили других производителей. также планируется расширение номенклатуры запасных частей за счет включения в нее запасных частей для автомобилей других производителей. Планируется произвести обучение основных рабочих для оказания услуг по ремонту автомобилей прочих производителей. Таким образом, предприятие намерено сохранить и расширить свою долю на рынке.

Для расчета темпов роста проанализируем данные по суммарным объемам продаж за 1997 – 2002 гг. по предприятиям сервисно-сбытовой сети ОАО
«АВТОВАЗ» (к которым принадлежит оцениваемое предприятие).

Таблица 13
|Товарные группы |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |Средн|Вес|
| | | | | | | |евзве|а |
| | | | | | | |шенны| |
| | | | | | | |е | |
| | | | | | | |темпы| |
| | | | | | | |роста| |
| | | | | | | |по | |
| | | | | | | |товар| |
| | | | | | | |ным | |
| | | | | | | |групп| |
| | | | | | | |ам, %| |
|Объем реализации|382861|413490|446569|482295|580677|638102|6 |1 |
|услуг по |6 |5 |7 |3 |0 |6 | | |
|техническому | | | | | | | | |
|обслуживанию | | | | | | | | |
|автомобилей (без| | | | | | | | |
|стоимости | | | | | | | | |
|запасных | | | | | | | | |
|частей), час | | | | | | | | |
|Объем реализации|389792|420975|454653|491025|457464|649653|19,3 |2 |
|запасных частей | | | | | | | | |
|на техническое | | | | | | | | |
|обслуживание | | | | | | | | |
|автомобилей, | | | | | | | | |
|тыс.руб. | | | | | | | | |

Продолжение таблицы 13
|Объем реализации|82158 |88730 |95829 |103495|136582|136929|0,3 |3 |
|автомобилей, шт | | | | | | | | |
|Средневзвешенные|7,58 | | | | | | | |
|темпы роста, % | | | | | | | | |

Анализ и прогноз расходов.

На данном этапе оценщик должен:

• учесть ретроспективные взаимозависимости и тенденции;

• изучить структуру расходов, в особенности соотношение постоянных и переменных издержек;

• оценить инфляционные ожидания для каждой категории издержек;

• изучить единовременные и чрезвычайные статьи расходов, которые могут фигурировать в финансовой отчетности за прошлые годы, но в будущем не встретятся;

• определить амортизационные отчисления исходя из нынешнего наличия активов и из будущего их прироста и выбытия;

• рассчитать затраты на выплату процентов на основе прогнозируемых уровней задолженности;

• сравнить прогнозируемые расходы с соответствующими показателями для предприятий-конкурентов или с аналогичными среднеотраслевыми показателями.

Главным в отношении производственных издержек является разумная экономия. Если она систематически достигается без ущерба для качества, продукция предприятия остается конкурентоспособной. Для правильной оценки этого обстоятельства необходимо, прежде всего, четко выявлять и контролировать причины возникновения категорий затрат.

Эффективное и постоянное управление издержками неразрывно связано с обеспечением адекватной и качественной информации о себестоимости отдельных видов выпускаемой продукции и их относительной конкурентоспособности.
Умение постоянно "держать руку на пульсе" текущих издержек позволяет корректировать номенклатуру производимой продукции в пользу наиболее конкурентоспособных позиций, строить разумную ценовую политику фирмы, реально оценивать отдельные структурные подразделения с точки зрения их вклада и эффективности.

Классификация затрат может производиться по нескольким признакам:

• составу: плановые, прогнозируемые или фактические;

• отношению к объему производства: переменные, постоянные, условно- постоянные;

• способу отнесения на себестоимость: прямые, косвенные;

• функциям управления: производственные, коммерческие, административные.

Для оценки бизнеса важны две классификации издержек. Первая - классификация издержек на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от изменения объемов производства (к примеру, административные и управленческие расходы; амортизационные отчисления; расходы по сбыту за вычетом комиссионных; арендная плата; налог на имущество и т.д.).
Переменные же издержки (сырье и материалы; заработная плата основного производственного персонала; расход топлива и энергии на производственные нужды) обычно считают пропорциональными изменению объемов производства.
Классификация издержек на постоянные и переменные используется прежде всего при проведении анализа безубыточности, а также для оптимизации структуры выпускаемой продукции. Вторая - классификация издержек на прямые и косвенные; применяется для отнесения издержек на определенный вид продукции.

Четкое и единообразное разделение на прямые и косвенные постоянные издержки особенно важно для поддержания однородной отчетности по всем подразделениям. На одном уровне отчетности постоянные издержки могут быть прямыми, а на другом (более детальном) - косвенными. Например, на уровне производственной линии расходы на отопление являются прямыми издержками, но на уровне отчетности по видам продукции они становятся косвенными, так как стоимость отопления практически невозможно разнести по видам продукции.

Таблица 14
|Всего, выручка предприятия, тыс.руб. |182 163 |
| | |
|Постоянные издержки тыс.руб. |9267 |
|Переменные издержки тыс.руб. |137020 |
|Доля переменных издержек в выручке, % |75 |

Анализ оборотного капитала

Таблица 15
|Анализируемые года |-5 |-4 |-3 |-2 |-1 |0 |
|Выручка от реализации, |141438 |148882 |15671|164966 |17364|18278|
|тыс.руб. | | |8 | |9 |8 |
|Оборотный |49503 |29776 |29776|52789 |29520|45697|
|капитал,тыс.руб. | | | | | | |
|Оборотный капитал в |35 |20 |19 |32 |17 |25 |
|выручке, % | | | | | | |
|Веса |1 |2 |3 |4 |5 |6 |

Продолжение таблицы 15
|Средневзвешенная величина|31 |
|оборотного капитала в | |
|выручке, % | |

ОАО "Автоцентр" в 2002 г. осуществило капитальных вложений на сумму 742 тыс.руб. (строительство автосалона), предприятие материально оснащено и следовательно в прогнозном периоде нет необходимости в крупных капитальных вложениях. Согласно бизнес-плану предприятия на 2003 г. планируется осуществить капитальных вложений на сумму 25 тыс.руб.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать