Нетрадиционные формы урока

Нетрадиционные формы урока

Министерство образования Российской Федерации

Шуйский государственный педагогический университет

Кафедра романо-германской филологии

и методики обучения

Выпускная квалификационная работа

Нетрадиционные формы урока

Работу выполнила

студентка

5курса 1 группы ИФФ

Кадочникова Л.М.

Научный руководитель:

профессор В.М. Курицын

Шуя-2003

Содержание

I. Введение 3

II. Основные формы организации учебного процесса 5

2.1. Урок как основная единица учебного процесса 5

2.2. Специфика урока иностранного языка 6

2.3. О повышении действенности урока иностранного языка 7

III. Нетрадиционные формы урока 11

3.1. Особенности нетрадиционных форм урока. 11

3.2. Интернет на уроках иностранного языка 12

3.3. Метод проектов 14

3.4. Видеоурок 15

3.5. Урок – экскурсия 16

3.6. Урок – спектакль 17

3.7. Урок-праздник 17

3.8. Урок –интервью 17

3.9. Урок-эссе. 18

3.10. Интегрированный урок 19

3.11. Урок-мюзикл 20

IV. Заключение 21

V. Библиография 23

VI. Приложения 25

Приложение 1. 25

Приложение 2. 27

Приложение 3. 31

Приложение 4. 36

Приложение 5. 39

I. Введение

Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время

актуальна. Известно, что целью обучения иностранному языку является

формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую,

так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона

нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных

пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность,

способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации [6]. Но

такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных

особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры

одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических,

общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные

возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем

как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными

интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками,

умениями. Но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык –

коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего

учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые

будут стимулировать деятельность учащихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны

нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям следует отнести:

урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсию, видеоурок и т.д.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов

показали,что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес

учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и

совершенствование социокультурной компетенции учащихся, расширение по

сравнению с базовым уровнем знаний о культурном наследии стран изучаемого

языка.

Исходя из вышесказанного, цель выпускной квалификационной работы –

показать необходимость использования нетрадиционных форм урока в

современной школе, направленной на решение задачи формирования

социокультурной грамотности учащихся. Феномен социокультурной грамотности

предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других

народов, формирование непредвзятого взгляда на мир, ломку сложившихся

стереотипов, искажающих восприятие иной культуры, обучение культуре

общения.

Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные

формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и другие

формы. Преимуществом видеоурока является приобщение школьников к культуре

стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся

живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой в

“безопасной обстановке” учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов,

стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.

Использование материалов сети Интернет на уроках иностранного языка

создает возможности для "погружения" учащихся в естественную языковую

среду.

II. Основные формы организации учебного процесса

2.1. Урок как основная единица учебного процесса

Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он

является не только важной организационной, но и прежде всего

педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его

нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения

получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и

воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит

свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок

выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная

часть более крупных блоков учебного материала.

Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в

качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок – дело не

простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и

выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые

определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.

Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач

урока и успешная их реализация. Обучение иностранному языку преследует

реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих

задач. Практическая, или коммуникативная задача, "нацелена" на формирование

у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности.

Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического

образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется

в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор,

поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить

разговор. Немалая роль отводится и воспитательным задачам. Воспитательное

значение иностранного языка состоит в воспитании у учащихся оценочно-

эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному

языку, к культуре народа, говорящего на этом языке. Развивающие задачи

намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер

личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему

самообразованию в иностранном языке [27].

Реализация перечисленных задач является необходимым условием

эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов.

2.2. Специфика урока иностранного языка.

У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель

иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной

целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и

участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования

способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание,

организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение

иноязычной коммуникации, используя все необходимые для этого задания и

приемы является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности.

Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер,

поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой

деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач

продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального

взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить

реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи

иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения

иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к

обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и

свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия

сводятся к следующему:

- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и

чувств в процессе общения;

- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;

- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики,

преследования за ошибки и наказания.

При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для

учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся,

побуждающие их к раздражительности.

Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на

ученике Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой

учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

. Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать