Особенности языка и стиля английской научной прозы

Особенности языка и стиля английской научной прозы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ А.А. КУЛЕШОВА

Кафедра английского языка

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА И СТИЛЯ АНГЛИЙСКОЙ НАУЧНОЙ ПРОЗЫ

Курсовая работа

по стилистике английского языка

студента IV курса

факультета иностранных языков

группы И-45

Суницына Д.Ю.

Научный руководитель –

Тадеуш Т.Н.

Могилев 2004

Содержание

| | |

|ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... |с. 3 |

| | |

|ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕЛОМЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СТИЛЕ НАУЧНОЙ |с. 5 |

|ПРОЗЫ …………………………… | |

| | |

|1. Общая характеристика стиля научной прозы ……………………… |с. 5 |

| | |

|2. Проникновение эмоционального в научную |с. 6 |

|литературу.................. | |

| |с. 9 |

|3. Сопоставление стилей художественной и научной прозы………… | |

| | |

|ГЛАВА ВТОРАЯ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ | |

|ЭМОЦИОНАЛЬНО-СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ В АНГЛИЙСКОЙ НАУНОЙ |с. 11|

|ЛИТЕРАТУРЕ………………………………………………. | |

| | |

|1. Прилагательные………………………………………………………. |с. 11|

| | |

|2. Существительные…………………………………………………….. | |

| |с. 12|

|3. Глаголы………………………………………………………………... | |

| | |

|4. Фразеологические единицы………………………………………….. |с. 15|

| | |

|Глава ТРЕТЬЯ. ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В НАУЧНОЙ ПРОЗЕ | |

|(метафора, ирония, сравнение)……….. |с. 16|

| | |

|ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. | |

|СТИЛИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОГО ТЕКСТА НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО| |

|И ЭКСПРЕССИВНОГО…….. |с. 20|

| | |

|1. Текст "The extraterrestrial life" ……………………………………….. | |

| | |

|2. Стилистический анализ текста ……………………………………… | |

| |с. 26|

|ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. | |

| | |

|СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………. |с. 26|

| | |

| | |

| |с. 29|

| | |

| | |

| |с.36 |

| | |

| |с. 38|

ВВЕДЕНИЕ

Определение природы эмоционально-субъективной оценки, ее языково-

стилистических примет является одной из основных проблем стилистики

художественной речи. Эта проблема в одинаковой степени существенна и для

вопроса становления стиля научной речи в связи с проникновением в него

элементов эмоционального и возможностью их «сосуществования» с элементами

логического.

Принято считать аксиомой тот факт, что эмоционально-оценивающая

реакция не соответствует самой природе научного мышления: отвлечение от

частностей, создание обобщающих и абстрагированных выводов связано с

объективностью оценивающей меры, с логическими, но не эмоциональными

определениями.

Это обстоятельство как будто дает возможность сказать что, во-первых,

эмоциональная окрашенность речи не мотивирована функцией научного мышления;

во-вторых, что в стиле научной прозы образная и субъективная экспрессивная

сила слова должна вступать в острое противоречие с логически объективной

направленностью научной теоретической мысли и, наконец, что чувственность

переживаний и ощущений субъекта вообще лежит вне плоскости мышления,

связанного с решением той или иной логической задачи.

Однако адекватное описание сущности языковых особенностей научной

прозы требует изучения их эмоциональных качеств, ведь человеческое мышление

есть единство логического и чувственного познания действительности.

Наличие эмоциональной оценки дает информацию об изучаемом предмете,

явлении, факте, поскольку подобная оценка указывает на способность предмета

вызывать у человека определенную чувственную реакцию. В свою очередь

характер такой реакции говорит о внутренних свойствах самого предмета.

В научной литературе функция языка связана с логичностью и точностью

изложения, а не со средствами эмоционального и эстетического воздействия на

читателя, как это имеет место в стиле художественной речи. В связи с этим

современная научная проза, подчиняясь принципу логического развертывания

мысли, не прибегает часто к использованию слов, имеющих оттенки

эмоционального значения.

Но становление и развитие норм любого речевого стиля, в том числе и

научной прозы, можно осознать в полной мере, изучая не только языковые

факты, которые удивляют своей характерностью в данном стиле речи, но также

и те явления языка, которые являются второстепенными, необязательными, так

сказать, подсобными.

Вопросы использования элементов субъективно-эмоциональной оценки в

стиле научной прозы связаны с решением ряда существенных проблем. Например:

в какой степени эмоциональная, чувственная сторона языка может вообще

проникать в область научного творчества? Способствует ли эта

эмоциональность принципам научного отражения действительности, или она

несовместима с общей логической направленностью научно-теоретических работ?

Эмоциональная напряженность английской научной прозы XIX в. и

исчезновение в XX в. этой напряженности как качества, органически присущего

языку научного повествования, дают возможность проследить закономерность

общих пуристических тенденций в развитии данного стиля. В связи с такими

тенденциями возникают вопросы обогащения традиции и ее отмирания, с одной

стороны, и вопросы трансформации композиционно выразительной структуры

стиля, преемственности стилистических структур прошлого и настоящего — с

другой. Изучение форм эмоциональной оценочности и ее своеобразной системы в

каждый исторический период могло бы явиться одним из объективных приемов и

принципов стилистического анализа научной прозы.

Рассмотрение элементов эмоциональной оценки в научной литературе

требует изучения ряда частных вопросов. Во-первых, одной из существенных

проблем становится задача, связанная с выявлением системы значений слов,

присущей стилю английского научного изложения. Здесь, в частности,

возникает вопрос: каким образом эмоциональное значение слова

конкретизируется, актуализируется в стиле научной прозы? Во-вторых, встает

вопрос о том, какие причины вызывают появление обязательных (или

факультативных) элементов оценочного плана в научном изложении. В-третьих,

рассмотрение авторского субъективного отношения влечет за собой изучение

моделей, в которых реализуется выражение эмоциональной оценочности.

Установление этих моделей позволило бы сказать, что эмоциональные

возможности языка реализуются в стиле научной прозы не как случайный набор

приемов, а как организованное использование определенного ряда структур,

наиболее пригодных для данных целей.

Изучение научных работ, характера имеющейся в них критики, принципа

обобщения уже накопленного и освещения вновь найденного материала помогает

установить орбиту узаконенных лингвистических норм стиля и отличить

случайный момент от традиции, а также дает возможность не только

констатировать лингвистические особенности стиля, но и понять их

целесообразность и лексико-семантическую обусловленность.

В английской научной литературе возникновение элементов эмоционально-

оценочного плана связано в первую очередь с проникновением в нее

разговорной и высоко-книжной лексики. Намеренно «сниженная» (разговорная) и

намеренно «высокая» (литературно-книжная) лексика в научном произведении

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать