передвижных художественных выставок./ Под ред. Гольдштейн С.Н., М.
"Искусство", 1987.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок от 3 января 1874 г. //Там же.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок от 14 марта 1878 г. //Там же.
- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных
художественных выставок от 6 марта 1891г. //Там же.
Затем в данную группу официальных источников входит в отчеты Правления
Товарищества передвижных художественных выставок.
- Отчет правления о первой передвижной художественной выставке 1875
г. //Там же.
- Отчет правления Товарищества передвижных художественных выставок о
второй выставке. 1875 г. //там же.
Следующей категорией источников, использованных в данном исследовании
являются каталоги и указатели художественных выставок.
- Указатели первой художественной выставки Товарищества передвижных
художественных выставок 1871 г. //Товарищество передвижных
художественных выставок. /Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство",
1987.
- Каталог шестой выставки картин Товарищества передвижных
художественных выставок. 16 марта 1878 г. //там же.
- Каталог седьмой выставки картин Товарищества передвижных
художественных выставок. 9 марта 1879 г. //там же.
К более позднему периоду относятся еще два документа:
- Заявление экспонатов Товарищества передвижных художественных
выставок март 1890 г.// там же.
- Условия для приема экспонатов на выставку Товарищества передвижных
художественных выставок.
Ко II группе источников можно определить всю имеющуюся по данной теме
переписку официальную и личную.
- Письмо группы московских художников в С.-Петербургскую Артель
художников от 23 ноября 1869 г. Товарищество передвижных
художественных выставок. Письма, документы. /Под ред. Гольдштейн
С.Н., М. "Искусство", 1987.
- Учредители Товарищества передвижных художественных выставок – А.Е.
Тимашеву. Сентябрь 1870 г. (прошение)// там же.
- А.Е. Тимашев – Н.В. Левашеву. ноябрь 1870 г.// там же.
- А.И. Куинджи – правлению Товарищества передвижных художественных
выставок январь 1880 г.//Там же.
- М.К. Клодт – правлению Товарищества передвижных художественных
выставок 3 января 1880 г.//Там же.
Личная переписка, относящаяся ко второй группе источников, включает
письма:
- Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 21 сентября 1870 г.//Там же.
- Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 28 сентября 1870 г.//Там же.
- И.Е. Репин – К.А. Савицкому от 28 сентября 1878 г.//Там же.
- А.П. Боголюбов – И.Н. Крамскому апрель 1879 г.//Там же.
В целом же использованные в ходе исследования источники помогли
воссоздать реальный фон, в котором протекала жизнь передвижников, позволили
ощутить сложившуюся в их среде нравственную и творческую атмосферу.
Методология работы.
Методологической основой работы являются принципы историзма и научной
объективности, предполагающие рассмотрение любого исторического явления, в
том числе и историю создания и деятельности Товарищества передвижных
художественных выставок в развитии, в контексте конкретной исторической
эпохи.
Обширный и разноплановый корпус документов позволил придать особую
значимость вопросу эффективности исследовательских методов.
Развернувшиеся в истории дискуссии по теоретическим проблемам создают
новые возможности для осмысления общих подходов применения базовых
рациональных исследовательских принципов: историзма и объективности, ибо
только научное комплексное исследование в хронологической
последовательности позволило более объективно проникнуть в суть проблемы.
Актуальна в наше время и проблема источников, совершенствование
методики их исследования. При анализе источниковой базы автором был
использован ряд методов исторического исследования:
- проблемно-хронологический метод позволил расчленить данную проблему
на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в
хронологической последовательности и выделил основные направления
деятельности передвижников на разных этапах существования
Товарищества.
- метод конкретного анализа предполагает исследование исторических
явлений с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, как
единство многообразных их составляющих элементов. Он означает
отыскание конкретных причин, породивших определенные события в
развитии науки, расширение проблематики, появление новых, ранее не
освещавшихся тем, условия формирования новых идей, выводов,
обобщений и т.д.
Метод позволил создать необходимую систему источников и выявить
конкретные причины и условия создания и деятельности Товарищества
передвижных художественных выставок.
- метод сопоставительного анализа, при помощи которого были сделаны
определенные выводы на основе изученных документов официального и
личностного происхождения.
Цель работы.
Целью данной работы является попытка комплексного исследования истории
создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок,
как совершенно нового художественного явления второй половины XIX века.
В связи с целью обозначены и следующие задачи:
- Раскрыть историю создания и становления Товарищества передвижных
художественных выставок.
- Освещение условий и принципов становления Товарищества передвижных
художественных выставок.
- Анализ деятельности передвижников по организации выставок.
- Раскрыть значение передвижничества и причины его раскола.
Научная и практическая значимость.
Научная новизна данной работы – в попытке комплексного исследования
истории передвижничества.
Практическая значимость в возможности использовать материалы
проведенного исследования в школьном курсе преподавания истории,
организации экскурсий, внеклассных занятий, кружковой работе, при
проведении школьных олимпиад по истории и культуре.
Структура квалификационной работы
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и
библиографии.
Во введении рассматривается актуальность темы, дается
историографический обзор, источниковая база, показывается методология
работы, определяются цели и задачи, научная и практическая значимость
проведенного исследования.
Во главе I "История возникновения Товарищества, его устав и
организация", анализируется история создания передвижничества, утверждение
устава, принципы деятельности Товарищества.
Во II главе "Деятельность передвижников" исследуется конкретная
деятельность передвижников нового поколения и причины раскола товарищества.
В заключении даны выводы и обобщения по данной теме.
Глава I. История возникновения Товарищества передвижных художественных
выставок, его устав и организация
"Товарищество передвижных художественных выставок – это значительное
явление в русском искусстве, возникшее во второй половине XIX века и
объединившее передовых художников, выразителей прогрессивных взглядов и
эстетических идей своего времени".[2]
Появление Товарищества передвижных художественных выставок, как
совершенно новой формы организации художественных выставок обусловлено
рядом причин, о которых следует рассказать более подробно.
"Подъем общественного сознания в конце 1850-х – начале 1860-х годов
привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для
освобождения человеческого духа, раскрепощения личности".[3]
В период смены общественно-экономической формации, резкого обострения
социальных противоречий, не ликвидированных отменой крепостного права в 60-
е года XIX века возникает "необходимость осмысления новых социальных
условий современности".[4]
В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром
творческой жизни страны.[5]
Это было достаточно консервативное учреждение "…с царившими здесь
педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики,
потерявшими связь с передовой русской художественной культурой,
развивавшихся в русле просветительских идей".[6]
К этому моменту в России начинает формироваться новая школа
реалистического искусства. Многие художники затрагивают в своих работах
более выразительно и широко жизнь простого человека.
Именно в это время складывается национальная школа реалистической
живописи со своими особенностями во многом обусловленными противоречиями
общественного развития и напряженными духовными исканиями русской
интеллигенции.[7]
Характерной национальной особенностью русского критического реализма
является ее ярко выраженная социальная окрашенность.
Зарождение подобных противоречий между новой волной в искусстве,
навеянного изменениями в политической и духовной сфере и старым
установившимся миром уходящего классицизма, стало этим толчком, который
вывел живопись на новую спираль развития.
Рассматривая данную проблему, следует подробнее остановится на жизни
дореформенной Академии, микроклимате царившем в стенах этого учреждения,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11