Деятельность художников передвижников

передвижных художественных выставок./ Под ред. Гольдштейн С.Н., М.

"Искусство", 1987.

- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных

художественных выставок от 3 января 1874 г. //Там же.

- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных

художественных выставок от 14 марта 1878 г. //Там же.

- Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных

художественных выставок от 6 марта 1891г. //Там же.

Затем в данную группу официальных источников входит в отчеты Правления

Товарищества передвижных художественных выставок.

- Отчет правления о первой передвижной художественной выставке 1875

г. //Там же.

- Отчет правления Товарищества передвижных художественных выставок о

второй выставке. 1875 г. //там же.

Следующей категорией источников, использованных в данном исследовании

являются каталоги и указатели художественных выставок.

- Указатели первой художественной выставки Товарищества передвижных

художественных выставок 1871 г. //Товарищество передвижных

художественных выставок. /Под ред. Гольдштейн С.Н., М. "Искусство",

1987.

- Каталог шестой выставки картин Товарищества передвижных

художественных выставок. 16 марта 1878 г. //там же.

- Каталог седьмой выставки картин Товарищества передвижных

художественных выставок. 9 марта 1879 г. //там же.

К более позднему периоду относятся еще два документа:

- Заявление экспонатов Товарищества передвижных художественных

выставок март 1890 г.// там же.

- Условия для приема экспонатов на выставку Товарищества передвижных

художественных выставок.

Ко II группе источников можно определить всю имеющуюся по данной теме

переписку официальную и личную.

- Письмо группы московских художников в С.-Петербургскую Артель

художников от 23 ноября 1869 г. Товарищество передвижных

художественных выставок. Письма, документы. /Под ред. Гольдштейн

С.Н., М. "Искусство", 1987.

- Учредители Товарищества передвижных художественных выставок – А.Е.

Тимашеву. Сентябрь 1870 г. (прошение)// там же.

- А.Е. Тимашев – Н.В. Левашеву. ноябрь 1870 г.// там же.

- А.И. Куинджи – правлению Товарищества передвижных художественных

выставок январь 1880 г.//Там же.

- М.К. Клодт – правлению Товарищества передвижных художественных

выставок 3 января 1880 г.//Там же.

Личная переписка, относящаяся ко второй группе источников, включает

письма:

- Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 21 сентября 1870 г.//Там же.

- Г.Г. Мясоедов – И.Н. Крамскому от 28 сентября 1870 г.//Там же.

- И.Е. Репин – К.А. Савицкому от 28 сентября 1878 г.//Там же.

- А.П. Боголюбов – И.Н. Крамскому апрель 1879 г.//Там же.

В целом же использованные в ходе исследования источники помогли

воссоздать реальный фон, в котором протекала жизнь передвижников, позволили

ощутить сложившуюся в их среде нравственную и творческую атмосферу.

Методология работы.

Методологической основой работы являются принципы историзма и научной

объективности, предполагающие рассмотрение любого исторического явления, в

том числе и историю создания и деятельности Товарищества передвижных

художественных выставок в развитии, в контексте конкретной исторической

эпохи.

Обширный и разноплановый корпус документов позволил придать особую

значимость вопросу эффективности исследовательских методов.

Развернувшиеся в истории дискуссии по теоретическим проблемам создают

новые возможности для осмысления общих подходов применения базовых

рациональных исследовательских принципов: историзма и объективности, ибо

только научное комплексное исследование в хронологической

последовательности позволило более объективно проникнуть в суть проблемы.

Актуальна в наше время и проблема источников, совершенствование

методики их исследования. При анализе источниковой базы автором был

использован ряд методов исторического исследования:

- проблемно-хронологический метод позволил расчленить данную проблему

на ряд более узких проблем, каждая из которых рассматривается в

хронологической последовательности и выделил основные направления

деятельности передвижников на разных этапах существования

Товарищества.

- метод конкретного анализа предполагает исследование исторических

явлений с учетом условий их возникновения и взаимовлияния, как

единство многообразных их составляющих элементов. Он означает

отыскание конкретных причин, породивших определенные события в

развитии науки, расширение проблематики, появление новых, ранее не

освещавшихся тем, условия формирования новых идей, выводов,

обобщений и т.д.

Метод позволил создать необходимую систему источников и выявить

конкретные причины и условия создания и деятельности Товарищества

передвижных художественных выставок.

- метод сопоставительного анализа, при помощи которого были сделаны

определенные выводы на основе изученных документов официального и

личностного происхождения.

Цель работы.

Целью данной работы является попытка комплексного исследования истории

создания и деятельности Товарищества передвижных художественных выставок,

как совершенно нового художественного явления второй половины XIX века.

В связи с целью обозначены и следующие задачи:

- Раскрыть историю создания и становления Товарищества передвижных

художественных выставок.

- Освещение условий и принципов становления Товарищества передвижных

художественных выставок.

- Анализ деятельности передвижников по организации выставок.

- Раскрыть значение передвижничества и причины его раскола.

Научная и практическая значимость.

Научная новизна данной работы – в попытке комплексного исследования

истории передвижничества.

Практическая значимость в возможности использовать материалы

проведенного исследования в школьном курсе преподавания истории,

организации экскурсий, внеклассных занятий, кружковой работе, при

проведении школьных олимпиад по истории и культуре.

Структура квалификационной работы

Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и

библиографии.

Во введении рассматривается актуальность темы, дается

историографический обзор, источниковая база, показывается методология

работы, определяются цели и задачи, научная и практическая значимость

проведенного исследования.

Во главе I "История возникновения Товарищества, его устав и

организация", анализируется история создания передвижничества, утверждение

устава, принципы деятельности Товарищества.

Во II главе "Деятельность передвижников" исследуется конкретная

деятельность передвижников нового поколения и причины раскола товарищества.

В заключении даны выводы и обобщения по данной теме.

Глава I. История возникновения Товарищества передвижных художественных

выставок, его устав и организация

"Товарищество передвижных художественных выставок – это значительное

явление в русском искусстве, возникшее во второй половине XIX века и

объединившее передовых художников, выразителей прогрессивных взглядов и

эстетических идей своего времени".[2]

Появление Товарищества передвижных художественных выставок, как

совершенно новой формы организации художественных выставок обусловлено

рядом причин, о которых следует рассказать более подробно.

"Подъем общественного сознания в конце 1850-х – начале 1860-х годов

привел к реформам и отмене крепостного права, что дало импульс для

освобождения человеческого духа, раскрепощения личности".[3]

В период смены общественно-экономической формации, резкого обострения

социальных противоречий, не ликвидированных отменой крепостного права в 60-

е года XIX века возникает "необходимость осмысления новых социальных

условий современности".[4]

В XIX веке петербургская Академия художеств оставалась центром

творческой жизни страны.[5]

Это было достаточно консервативное учреждение "…с царившими здесь

педагогической системой преподавания, устаревшими нормами эстетики,

потерявшими связь с передовой русской художественной культурой,

развивавшихся в русле просветительских идей".[6]

К этому моменту в России начинает формироваться новая школа

реалистического искусства. Многие художники затрагивают в своих работах

более выразительно и широко жизнь простого человека.

Именно в это время складывается национальная школа реалистической

живописи со своими особенностями во многом обусловленными противоречиями

общественного развития и напряженными духовными исканиями русской

интеллигенции.[7]

Характерной национальной особенностью русского критического реализма

является ее ярко выраженная социальная окрашенность.

Зарождение подобных противоречий между новой волной в искусстве,

навеянного изменениями в политической и духовной сфере и старым

установившимся миром уходящего классицизма, стало этим толчком, который

вывел живопись на новую спираль развития.

Рассматривая данную проблему, следует подробнее остановится на жизни

дореформенной Академии, микроклимате царившем в стенах этого учреждения,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать