Деятельность художников передвижников

Вот список учредителей Товарищества:

Профессор императорской Академии художеств Николай Ге.

Академик Академии художеств Иван Крамской.

Академик Василий Перов.

Классный художник Х-го класса Академии художеств Григорий Мясоедов.

Академик Алексей Саврасов.

Художник Академии художеств Лев Каменев.

Классный художник той же Академии Илларион Прянишников.

Академик Иван Шишкин.

Академик Михаил П. Клодт.

Профессор, барон М.К. Клодт.

Академик Алексей Корзухин.

Профессор К. Маковский.

Свободный художник Л. Маковский.

Академик Валерий Якоби.

Классный художник 1-й степени К. Лемох".[46]

Эти люди сыграют в истории Товарищества очень важную роль.

Демократический характер деятельности художников, вошедших в эту

организацию был очевиден. Многие из них уже на рубеже 50-60-х годов стали

представителями критического реализма.

Глава II. Деятельность передвижников

"Первая передвижная выставка товарищества открылась в Петербурге в

залах Академии художеств 29 ноября 1871 года, закрылась в январе 1872

года."[47]

Этому предшествовала бурная дискуссия между основателями Товарищества

о месте открытия первой выставки. Стоял выбор Петербург или Москва?

Это прослеживается в письме Мясоедова Крамскому, относящегося к 1870

году: "…Петербург для России то же, что Париж для Франции. Блестящий успех

в Петербурге гарантирует успех и в Москве и в провинциях".[48]

Однако Крамской, живя в Петербурге знал, что бюрократические методы

управления художественной жизнью очень сильны здесь. Поэтому он всячески

пытался настоять на открытии первой выставки в Москве. Окончательное

решение данного спора было принято не первом общем собрании членов

Товарищества, которое состоялось 16 декабря 1870 года в Петербурге. Это

было решено голосованием: "… 2-е, местом открытия выставки назначается

Петербург; время же открытия 15-го сентября 1871 года и не позднее 1

октября…"[49]

Так же на этом собрании было избрано первое правление. В его состав

вошли Н.Н. Ге., Г.Г. Мясоедов, М.К. Клодт, В.Г. Перов, И.Н. Крамской, в

качестве кандидата - И.М. Прянишников.

Первая выставка передвижников прозвучала как новое и отрадное явление,

вызвав небывалый к тому времени бурный отклик. Причин тому было несколько.

"Главная заключалась в том, что это был первый выход в свет первого в

России вольного творческого содружества."[50] Это было программное

выступление художников-демократов. Передовая пресса приветствовала

просветительский, идейно-демократический характер их искусства.

6 декабря И.Н. Крамской писал Ф.А. Васильеву: "Теперь поделюсь с Вами

новостью. Мы открыли выставку с 28 ноября, и она имеет успех, по крайней

мере, Петербург говорит об этом. Это самая крупная городская новость если

верить газетам".[51]

Участниками I-й передвижной выставки стали: В.Ф. Амман, С.Н. Аммосов,

А.П. Боголюбов, Н.Н. Ге, К.Ф. Кун, Л.Л. Каменев, Ф.Ф. Каменский

(скульптор), М.К. Клодт, М.П. Клодт, И.Н. Крамской, В.М. Максимов, Г.Г.

Мясоедов, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин.

Первая передвижная выставка была немногочисленной по своему составу.

Петербургские обозреватели, отмечая этот факт, обращали внимание на то, что

выставка "… по достоинству выставленных картин далеко оставляет за собой

прежние выставки, в последнее время, видимо начавшие клониться к

упадку…"[52]

"Экспозиция, состоявшая из сорока семи произведений, являла собой

резкий контраст ежегодным академическим выставкам, которые в течение ряда

лет, по традиции рассматривались как демонстрация истинных достижений

русской школы живописи".[53]

При всей немногочисленности состава, выставка содержала значительные

произведения во всех жанрах живописи: портрете, пейзаже, бытовом жанре и

др.

Вот только некоторые произведения:

"…№1 В.Г. Перов. Портрет А. Островского…,

№21. В.Г. Перов. Рыболов…,

№22. И.И. Шишкин. Лес…,

№24. Н.Н. Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе…,

№32. А.К. Саврасов. Грачи прилетели".[54]

Это неполный перечень значительных работ выставленных на первой

передвижной выставке.

"Широкий отклик получила выставка и в Москве".[55] Здесь она

экспонировалась с середины апреля вплоть до июня 1872 года в помещении

Училища живописи, ваяния и зодчества. После небольшого пополнения новыми

работами, выставка посетила два крупных украинских города – Киев и Харьков,

где имела большой успех. Этот успех и стал подтверждением огромного

интереса к ней и жизненности нового начинания.

В общей сложности выставку посетило более 30.000 человек. Было продано

значительное количество работ, на общую сумму более 23.000 рублей. Более

4000 рублей было распределено, согласно уставу, между членами и участниками

выставки, "… Остальная сумма 4387 рублей 45 копеек распределена между

экспонентами согласно уставу Товарищества. В фонд Товарищества внесено,

согласно уставу 5% от проданных произведений -–1032 рубля 5 копеек".[56]

Вторая выставка прошла в Петербурге и в провинции при общем

благоприятном отношении к ней, но такого широкого резонанса уже не было.

Почему? Видимо, потому, что не было достаточного освещения данного события

в московской прессе. Второй немаловажной причиной небольшого интереса ко

второй выставке стал срыв ее проведения в Москве. Из-за бюрократических

проволочек и несогласованности сроков о помещении для выставки не было

договорено.

Выставку сопровождал "А.Д. Чиркин, избранный на общем собрании…"[57]

После экспонирования в Петербурге, а здесь выставка открылась 26-го

декабря 1872 года и продолжалась до 15-го февраля 1873 года, выставка

передвигается в Ригу. "С 21-го марта по 15 апреля, в Вильно с 27-го апреля

по 15 мая, в Орле с 26-го мая по 7 июня, в Харькове с 14 мая по 15 июля, в

Одессе с 4-го августа по 17-е сентября, в Кишиневе с 30-го сентября по 21

октября, в Киеве с 11 ноября по 6-е января 1874 года."[58]

В данном документе есть примечание "В Москве эта выставка была

соединена с третьей выставкой, а поэтому в третий отчет она не войдет".[59]

Здесь снова возникает вопрос. Почему же при всей новизне

передвижничества, успех выставки несколько снизился? Это объясняется,

видимо некоторой слабостью выставленных работ. Единственным экспонатом,

вызвавшим живой интерес зрителей, стала работа И. Крамского "Христос в

пустыне".

В своем письме Репину Крамской напишет: "…В настоящем году нет вещей

выдающихся".[60]

Нельзя сказать, что люди не ходили на выставки передвижников, по

численности посетителей 3-я выставка превзошла первые две. Но не было той

восторженной реакции зрителей.

На 3-й выставке экспонировались работы, точнее дебюты В.М. Васнецова,

К. А. Савицкого, А.И. Куинджи. Общая численность работ 68, "… но выставка

не располагала такими притязательными экспонатами… Не было таких экспонатов

и на 4-й выставке…"[61]

Неприятным моментом в истории организации передвижников стал выход из

нее В.Г. Перова. Это случилось после 4-й выставки. Что же побудило его,

одного из основателей Товарищества сделать это? В то время творчество

мастера несколько потеряло свою притягательность. Это было время кризиса в

его творчестве. "Художник, творчество которого в 1860-х годах было на

уровне прогрессивного сознания эпохи, испытывал теперь не только неверие в

успех коллективного дела, зачинателем которого он был в свое время, но

видимо, и сомнение в своих творческих способностях перед лицом новых задач

искусства".[62] На 4-ю выставку В. Перов экспонировал "Возвращение с

жатвы", этюды "Крестьянка рязанской губернии" и "Яблоня".

Вот как оценивает эти работы П.М. Третьяков после осмотра 4-й

передвижной выставки в Петербурге: "Что за жалкие вещи Перова, какое чудное

превращение сильного таланта в положительную бездарность…"[63]

Надо отметить по данному фактору в архиве Товарищества сохранился лишь

один официальный источник, фиксирующий выход В.Г.Перова из организации.

Протокол общего собрания членов Товарищества передвижных художественных

выставок сообщает: "…Вследствие заявления В.Г. Перова о желании его выйти

из членов Товарищества, сделанного правлению год тому назад, поставлено

выдать ему фонд, не вступая в детальное объяснение причин его выхода…"[64]

Заявление сделано в достаточно лаконичной форме.

Что же истории известно об этом художнике? Вот краткая биография его

жизни. "Перов Василий Григорьевич. 1834-1882. Учился в Арзамасской школе

живописи, у А.В. Ступина, в Московском училище живописи и ваяния у А.Н.

Мокрицкого, М.И. Скотти, С.К. Зарянко. Живописец, Академик. Член-учредитель

Товарищества передвижных художественных выставок. Руководитель натурного

класса в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его

учеников С.А. Коровин, А.П. Рябушкин, Н.А. Касаткин, М.В. Нестеров."[65]

Но не только это событие омрачало выставочную деятельность

передвижников.

Успех новой организации не давал покоя руководству Академии, которое

всячески пыталось сохранить свой авторитет. Для этого им предпринимается

ряд тактических мер, одна из которых: попытка объединить передвижные и

академические выставки. Так, в 1873 году, в декабре великий князь Владимир

приглашает к себе для переговоров по этому поводу ряд художников: А.П.

Боголюбова, Н.Н. Ге, М.К. Клодта и К.Ф. Буна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать