"Русская школа демократического реализма достигла блестящего успеха,
который был обусловлен высоким уровнем профессионального мастерства, в
частности "Коренников" – Мясоедова, Максимова, Ге и других зачинателей
передвижничества, пик творчества которых падает в основном на 70-е
годы."[82]
Не смотря на трудности, возникавшие в процессе организации нового
творческого содружества, препоны чинимые ей со стороны Академии, некоторых
консервативно-настроенных официальных кругов, задача создания Товарищества
передвижных художественных выставок реально осуществлена.
К 1878 году Товарищество значительно расширилось по количественному
составу. Сюда устремляется новое молодое поколение, которому близки и
понятны принципы и идеи демократического реализма. Это несколько изменяет
последовательность жизни в Товариществе. Как это происходит? Кто они, это
поколение? Какие коррективы внесут они в деятельность передвижной
выставочной организации?
Рассматривая реалистическую живопись второй половины XIX века,
необходимо отметить, что на разных этапах своей эволюции она имела
определенные особенности.
"Одним из важных качеств искусства 1860-х годов является стремление
художников обнаружить несовершенство жизни, ее контрасты. Ведущее место в
живописи передвижников старшего поколения занимает бытовой жанр, нередко
заостренно-критический по своей направленности".[83]
Для передвижников второй волны Репина, Савицкого, Васнецова,
Дубовского, Сурикова, Волкова характерно тяготение к более сложным формам
отражения реальности, переход от негативного пафоса к поиску положительных
образов в окружающей жизни. В 70-х годах, в живописи наблюдается расцвет
пейзажа и портрета, - главным героем которого становится творческая
личность, носитель духовного начала.
Молодое поколение 80-х – 90-х годов поднимает реалистическое русское
искусство "… на высоту больших исторических и философских обобщений. В это
время в искусстве находит отражение, как судьба отдельного человека так и
судьба народа в целом…"[84]
Итак, что же привнесло новое поколение передвижников в деятельность
Товарищества и чем обновило искусство конца XIX века?
Среди мастеров русской живописи последней трети XIX века рядом с
именами достаточно известных передвижников появляются новые имена.
Теперь уже Товарищество имеет третье поколение. Оно привлекает
творческие силы современного искусства. "В 1880-х начале 1890-х годов в
состав русского искусства вливается группа молодых талантливых художников –
А.Е. Архипов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П.
Рябушкин, В.А. Серов и другие…"[85] Это поколение передвижников.
Остановимся подробнее на творчестве этих двух последних поколений, их
новаторстве.
В.М. Васнецов (1848-1926) – великий русский художник, чей творческий
путь отмечен глубоким своеобразием."[86]
"Исторические события и исторические персонажи предстают в
произведениях Васнецова такими какими они были в памяти народа."[87] Первое
крупное произведение живописца "После побоища Игоря Святославовича с
половцами" была воспринята по разному: одни критиковали картину (Стасов
совершенно не понял замысла и обрушился на автора с резкой критикой), иначе
отнесся к картине И. Репин: "Это необыкновенно замечательная, новая и
глубоко поучительная вещь, таких еще не было в русской школе."[88]
Следующие работы художника были не менее значительными. "Битва скифов
со славянами" (1881), "Витязь на распутье" (1882), "Три царевны подземного
царства" (1884), все они – новая грань русской живописи, носящей
национально-поэтический характер.
"Особое место в истории русского искусства второй половины XIX века
занимает творчество художника-баталиста В.В. Верещагина: это был
единственный крупный мастер, не входивший в состав Товарищества…"[89] Свою
задачу он видел в том, чтобы открыть людям правду о войне, показав ее "…
как проявление варварства, как угрозу цивилизации. "Апофеоз войны",
"Побежденные. Панихида", "Шипка-Шейново" (Скобелев под Шипкой)."[90]
К реалистическому искусству конца XIX века.
Рассматривая деятельность передвижников третьего поколения, вошедшего
в Товарищество в 90-х годах, нельзя не отметить, что это были "неутомимые
искатели новых, нехоженных путей в искусстве."[91]
Крупнейшим живописцем этого направления был К.А. Коровин. При этом его
искусство отличалось наибольшей простотой и ясностью. "С самого начала он
испытывал тяготение во многом стихийное к импрессионизму ("Париж. Бульвар
Капуцинок" 1911)."[92] Это направление живописи в дальнейшем будет основой
его творческого метода и принесет ему признание лучшего русского
импрессиониста.
В.А. Серов тоже начинает свой творческий путь с позиций близких
импрессионизму. Это достаточно наглядно в его первых работах "Девушка
освещенная солнцем" и "Девочка с персиками".[93]
Большой интерес к современным темам и широкий охват их отличал
произведения талантливого живописца Константина Савицкого (1844-1905). "Его
значительными работами стали полотна "ремонтные работы на железной дороге"
(1874), "Встреча иконы" (1878), "На войну" (1888) и пользовались огромной
популярностью у зрителя."[94]
Крупнейший пейзажист второй половины XIX века Исаак Левитан (1869-
1900), "…будучи учеником Саврасова и Поленова, за свою короткую жизнь успел
создать ряд неповторимых работ. Среди них "После дождя. Плес" (1889),
"Вечерний звон" (1892), "Тихая обитель" (1890), "Над вечным покоем"
(1894)."[95] Смерть прервала его работу над полотном "Озеро", которое он
собирался назвать "Русь".
Вот неполный обзор художественной деятельности передвижников второго
поколения, которое несколько изменило художественные подходы.
Дальнейшие успехи Серова были связаны с портретным жанром, в котором
он сумел высказать свое веское слово.
Нельзя обойти вниманием, пожалуй, одного из самых одаренных и
оригинальных художников младшего поколения. Это М. А. Врубель – мастер
русского искусства рубежа столетий. Надо отметить, что его творчество было
многосторонне, но особенность его не в том, что "картины трудно поддаются
жанровым и стилистическим определениям".[96] Вот несколько наиболее
известных его произведений: "Демон (сидящий" (1890), "Богатырь" (1898),
"Пан" (1899), "Демон (летящий)", "К ночи" (1900), "Шестикрылый серафим"
(1904)."[97]
"Воплощаясь в формах вполне конкретных, врубелевские образы, как бы ни
были они фантастичны, никогда не отрывались от реальности, являясь
выражением романтической мечты художника о Прекрасном и Возвышенном".[98]
Заканчивая краткий обзор творчества передвижников, проанализировав их
деятельность, нужно сказать, что второе и третье поколение поднялись на
качественно новую ступень развития живописи в разные ее жанрах.
Она существенно отличается от предшествующего периода.
Данному явлению на мой взгляд есть два объяснения: во-первых, это то,
что искусство не может быть догматичным, оно должно развиваться; во-вторых,
это меняющаяся русская общественная жизнь, которая во многом повлияла на
художественную жизнь этого периода.
Девяностые годы Товарищество встретило в расцвете своей творческой и
выставочной деятельности. Авторитет организации передвижников был
достаточно высок. Но уже в это время в недрах Товарищества назревает
конфликт. Попытка проанализировать причины и противоречия сложившейся
ситуации, позволит объяснить возникшее положение и отношения между
передвижниками.
Конфликт начал развиваться очень давно, практически с момента
основания товарищества. Что же усугубило данный конфликт?
Необходимо отметить, что в основном это осложнения внутреннего
характера.
"В то время как творчество передвижников представляло собой явление
обращенное к возможно более широкой общественной аудитории, само по себе
объединение их оставалось замкнутой корпорацией, допускавшей прием новых
членов только путем баллотировки".[99]
Первой причиной стала замкнутая корпоративность художественной
организации. За все время существования Товарищества, лишь немногие
удостоились чести стать его членом. При чем никакого документального
подтверждения приема или отказа в приеме не запротоколировано.
Наряду с такой строгостью приема в ряды Товарищества, сюда зачастую
попадали совершенно случайные и чуждые его принципам люди. Так с "легкой
руки" А.П. Боголюбова в Товарищество принимаются Ю.Я. Леман, А.А. Харламов,
Э.С. Вилье де Лиль-Адан. В своем письме к Крамскому Боголюбов пишет: "Оба
эти господина, конечно лежат душою к нашим интересам, но говорят: зачем
тогда 16 декабря 1870 года положили бревно в устав, сделавшее скачку с
препятствиями. Тогда это было нужно, но теперь, когда общество окрепло… не
смягчить ли этот параграф… Предлагаю Вам этот вопрос на рассмотрение…
Своевременно ли это теперь!"[100]
Вслед за этими тремя художниками в Товарищество в 1884 году был принят
Н.К. Бодаревский, "автор дамских портретов салонного характера".[101] За
Бодаревским, в правах члена Товарищества восстанавливается К. Маковский.
Естественно, что работы данных авторов существенно меняли облик передвижных
выставок. Многие в Товариществе поняли, что соотношение сил заставляет
насторожиться.
Естественной реакцией на происходящее стало ужесточение мер по приему
экспонентов. В чем оно заключалось?
В начале 1878 года Собрание членов Товарищества постановило:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11